Урок “Становление и развитие казахской философии”


Бестерекова Жанар Уразбаевна

преподаватель гуманитарных дисциплин

Медико – стоматологического колледжа профессора Рузуддинова

Цель занятия:

Изучить особенности становления и развития казахской философии

Задачи:

Образовательная. 

Изучить этапы становления и развития казахской философии, раскрыть ее сущность, показать ее вклад в мировую культуру

Развивающая:

1.Развивать умение использовать философскую терминологию

2.Развивать    мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно- следственных связей, выдвижение гипотезы, классификации, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного)

3.Совершенствовать            коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно-познавательную компетентность учащихся

Воспитательная:

Воспитывать чувство патриотизма, культуру речи, трудолюбие, усидчивость; продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду.

Тип занятия: урок усвоения новых знаний

Вид занятия: комбинированный

Методы: фронтальный, индивидуальный опрос; проблемное задание, работа в малых группах, частично- поисковый

Обеспечение занятия:

Мультимедийный проектор, презентации по теме, ватман с разноуровневыми вопросами, стикеры для оценки ответов учащихся, карточки с заданиями.

Межпредметная связь: история, культурология, право.

Ход занятия:

  1. Организационный момент: 5 мин.
  2. Проверка знаний и умений обучающихся: 20 мин.
  3. Изложение новой темы: 40 мин.
  4. Закрепление нового материала:15 мин
  5. Подведение итогов занятия: 3 мин.
  6. Оценка студентов: 3мин.
  7. Рефлексия: 3 мин.
  8. Домашнее задание: 1 мин.

 

Организационный момент:

Приветствие; проверка внешнего вида (наличие и опрятность халата, колпака, бейджика), проверка готовности учащихся к уроку, проверка посещаемости, работа с кураторским журналом.

Проверка знаний и умений обучающихся:

Актуализация знаний учащихся:

Учащиеся разбиваются на 5 микро-групп: 1 группа «Школа досократиков», 2 группа «Школа софистов», 3 группа «Школа Платона», 4 группа «Ликей», 5 группа «Школа эллинистов»,

Задания для групп:

Разминка (мозговой штурм)»:

Учащиеся отвечают на вопросы 3-х уровней сложности(Звездочки 3- х цветов: 1 уровень- желтый цвет, 2 уровень- зеленый цвет, 3 уровень- красный цвет),расположенные на ватмане.

Вопросы:

1.Что означает термин «философия» в переводе с греческого?

Какой философ 1-м употребил его?

2.Назовите основные категории греческой философии

3.Дайте  краткую характеристику следующим понятиям: Архе, физис, космос, логос

  1. Назовите причины появления древнегреческой философии

5.Назовите периоды античной философии.

6.Перечислите философские школы досократического периода

  1. Назовите философские школы эллинистического периода
  2. Какая из философских школ эллинистического периода представляется вам наиболее предпочтительной? Почему?
  3. Кто автор трудов «Государство», «Пир», «Апология Сократа»

10.Какой ученый- философ обосновал принцип «золотой середины»?

  1. Кто задал 1-й истинно философский вопрос»Что есть Есть?»

12.Автор трудов «Политика», «Этика», «Метафизика», «Риторика»?

13.Кто является учеником Сократа?

14.Философ, учитель А. Македонского

15.Назовите представителей милетской школы.

 

 

1.Угадать, кому принадлежат высказывания, пояснить их смысл.

 

«Платон мне друг, но истина – дороже» (Аристотель)

«Познай самого себя» (Сократ)

«Человек – мера всех вещей, существующих, если они существуют, и несуществующих, если они не существуют» (Протагор)

«Все течет, все меняется» (Гераклит)

«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (Гераклит)

«Я знаю, что ничего не знаю, но другие и этого не знают» (Сократ)

«Все происходит через борьбу: борьба- отец всего и царь над всем» (Гераклит)

 

2.Угадать портрет философа в презентации. (Сократа, Платона, Аристотеля, Геродота, Гиппократа, Гераклита)

 

3.Задания группам:

– Охарактеризуйте философскую проблематику досократического периода античной философии

– Раскройте основные идеи философии Сократа

– Охарактеризуйте ключевые идеи онтологии и гносеологии Платона

– Раскройте сущность философии Аристотеля

– Рассмотрите деятельность школ послеклассического периода античной философии.

 

Содержание и последовательность изложения новой темы (Конспект):

Проблемный вопрос к учащимся:

Учеником какого философа, мыслителя Вы бы хотели быть? Почему?

 

1- этап философии.  Всем известно, что казахская культура возникла на стыке древнетюркской и арабо-мусульманской цивилизаций, поэтому будет справедливым, если изложение истории философии и содержание этической мысли казахского народа мы начнем с личности Аль-Фараби (870-950 гг.), творческое наследие которого является общим достоянием всего тюрко-арабского мира. 

 

Сообщения учащихся

Денис. Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг Аль-Фараби, известный на средневековом мусульманском Востоке как «Второй учитель» (после Аристотеля). В трудах Аль-Фараби нет резкого разделения философии и частных наук. Ученый высоко ценит авторитет науки и занимающихся ею людей. Ученый утверждает, что ключ к достижению цели находится в руках самого человека, постоянного духовного самосовершенствования человек может достичь только в процессе постижения истины, путем окружающего мира (Трактат «Пути достижения счастья»). Другим произведением Аль-Фараби, где изложены его этические взгляды, является трактат «О взглядах жителей добродетельного города». По мнению мыслителя, чтобы жители города (полиса) были счастливы, ими должен управлять мудрый, справедливый, добродетельный, широкообразованный, смелый, мудрый правитель. Более одиннадцати веков отделяет от нас эпоху Аль-Фараби. За это время человечество добилось огромных успехов во всех областях знания, но всегда следует помнить о тех, кто прокладывал путь к истине. Пусть высказанное ими не отвечает запросам сегодняшнего дня, но они положили кирпичи в фундамент, на котором построена современная культура.

Аида. Юсуф Баласагуни (XI в.) – гениальный мыслитель, поэт-философ, имя которого известно всему миру и почитаемо в тюрко-исламском мире. Миру известен его знаменитый труд «Кутадгу билик», в котором он сумел показать, что нравственные принципы, обычаи и традиции тюрков находятся на самом высоком уровне требований своего времени. Главная идея поэмы «Благодатное знание» зиждется на четырех принципах: первый – необходимость справедливости для правильного управления государством; второй – благополучие и богатство для страны и ее подданных; третий – принцип человеческого разума; четвертый – принцип умеренности, скромности.

В поэме Юсуфа Баласагуни «Благодатное знание» выражена мечта людей о справедливом обществе.

Дана. Не менее знаменитым является личность Махмуда Кашгари (1029—1101 гг.). Ученый-энциклопедист, установивший родство тюркских языков и наметивший основные черты фонетического соответствия между ними. Махмуд Кашгари ввел в изучение языков сравнительный метод и исторический подход, заложив основы тюркологии. М. Кашгари ввел в изучение языков сравнительный метод и исторический подход, заложив основы тюркологии. «Словарь тюркских наречий» — общее духовное наследие всех тюркоязычных народов.

Настя. Широкое распространение идеи мира среди казахов связано с именем мудрейшего мыслителя, философа и путешественника XY века, ставшего легендарным Асана-Кайгы (XY в.), который на белой верблюдице в поисках «жерұйық» (сказочная страна, где люди живут счастливо) начинает путешествие. Объезжая казахские степи, горюет о страданиях и тяжелой жизни казахского народа, думает об облегчении его участи, поэтому в народе он остался как Асан Горемычный (Печальный). Асан Кайгы был советником и влиятельным бием первых мятежных казахских султанов Джанибека и Керея. В своих философских размышлениях одобрял ханскую власть, стоял у истоков образования Казахского ханства, был заинтересован в укреплении обороноспособности государства, объединении разрозненных казахских племен и родов и создании централизованного государства.

Алина. Мухаммед Хайдар Дулати (1499 г.-1551г.),был хорошим знатоком истории Могулистана, Казахстана и Средней Азии.В 1541-1546 годы в Кашмире он написал «Тарихи Рашиди»,  на персидском языке, опираясь на передававшиеся из поколения к поколение  рассказы о прошлом дулатов, легенды могулов, секретные документы, сохранившиеся во дворцах могулских ханов, свидетельства очевидцев и свои наблюдения. Мухаммед Хайдар Дулати оставил очень ценные сведения, касающиеся средневековой истории казахов. «Тарихи Рашиди» содержит много сведений о формировании Казахского ханства, последовавших событиях в Семиречье и Восточном Дешт-и-Кыпчаке.

 

Итак, философия средневекового Казахстана, была насыщена идеями национальной государственности. В XYIII веке получили широкое распространение в народе социально-философские воззрения на судьбу родной земли, государство, национальный вопрос и подрастающее поколение.

 

2- этап философии.  Представители общественной мысли XIX-XX вв. Ч.Валиханов, А.Кунанбаев, Ш.Кудайбердиев, их идеи и взгляды были направлены на рассмотрение проблем о земле, обучении грамоте людей, решении бедственного положения казахского народа периода колониальной зависимости от царской России.

Анди. Известный казахский ученый, историк, этнограф, географ, просветитель Чокан Чингизович Валиханов (1835-1865 гг.) – принесший мировую славу Казахстану своим знаменитым трудом «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу», переведенной на английский язык в XIX в. и рядом других научных трудов. Чокан Валиханов занимался вопросами защиты прав людей, особенно представителей народов, входивших в состав Российской империи на положении колонии. Философские произведения ученого: «Записки о судебной реформе», «Следы шаманства у киргизов», «О мусульманстве в степи» и др. Огромен вклад ученого Ч.Ч. Валиханова  в науку и культуру Казахстана.

Кира. Огромен интерес мировой общественности к личности Абая Кунанбаева (1845-1904 гг.) – выдающегося философа, гуманиста, поэта, мыслителя, который продолжал развивать и проповедовать философию благородства и гуманизма. Поэт не писал специально философско-этических произведений, не создавал философской системы, однако его стихотворения в прозе, так называемые  «Слова-назидания», во многом посвящены вопросам нравственности и человечности. Главной проблемой в философии Абая является проблема человека. «Человек человеку – друг, писал Абай в «Слове тридцать четвертом». – Зная, что жизнь коротка, стоит ли злословить, враждовать, завидовать друг другу. Это ничего не дает человеку», – заключает он свою мысль. «Будьте людьми», – завещал великий поэт потомкам, и это говорит о том, что Абай выше всего на свете ценил человечность.

Наталья. Последователь великого поэта Абая, его племянник Шакарим (1858-1931 гг.), посвятил все свое творчество служению народу. Шакарим много размышлял о человеческом поведении. Он объясняет, что суть человечности – это принести пользу людям, творить добро. Для этого человек должен очиститься от собственных недостатков, жить с незапятнанной совестью, достойной подражания. По мысли автора, содержание совести человека составляют скромность, справедливость и доброта.

 

3- этап философии  Общественная мысль первой четверти XX века ознаменовалось значительным ростом общественной мысли Казахстана. Проблемы поднимались лучшими представителями нации в переходный период от царского колониального гнета к тоталитарной власти, достигли уровня грамотно обоснованных, всеобъемлющих политических требований. Самую передовую часть национальной интеллигенции представляли: А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, С.Торайгыров, М.Жумабаев, М.Чокай и др.

Эльнара. Движение «Алаш», которое создал и возглавил Алихан Букейханов, вошло в анналы нашей истории как попытка целого поколения национальных интеллектуалов защитить, сохранить и совершенствовать то, без чего не могло быть казахов как этноса – самостоятельного степного бытия. А.Букейханов стал продолжателем политики хана Абылая и Кенесары Касымова на новом витке национальной истории.

Саша. Ахмет Байтурсынов (1873-1938 гг.) был одним из лидеров партии «Алаш»,  первых просветителей Казахстана, которые осознали, что просвещение, образование принесут ощутимую пользу народу лишь в условиях свободы, общественных перемен,   подчеркивал, что судьба народа напрямую связана с его языком. Эти идеи он доказывал своими делами. Создал казахский алфавит и основу современной казахской грамматики. В своих трудах поднимал идеи свободы, национального освобождения и гражданского обустройства общества, боролся против колониальной политики царизма.

Руслан. Многогранна, удивительно активна, деятельна жизнь Мыржакыпа Дулатова (1885-1935 гг.) выдающегося писателя, замечательного поэта, переводчика, журналиста, педагога и общественного деятеля, трагически оборвавшаяся в 1935 году. Выйдя на общественную арену вместе с активной частью интеллигенции, среди которой выделяется А.Букейханов, А.Байтурсынов,  М.Дулатов активно влиял на национальное самосознание народа и призывал к его освобождению.Политическое кредо М.Дулатова четко определилось, когда он в 1909 году выпустил свой первый поэтический сборник «Оян, казак!» («Проснись, казах!»). В своих поэмах и статьях он критикует социально-экономическое и политическое положение казахского народа под гнетом имперской администрации. Творчество М.Дулатова охватывает почти все стороны казахской действительности начала XX века, это как бы своеобразная панорама жизни казахов и в прошлом и настоящем.

Абдрасул. Султанмахмут Торайгыров (1893-1920 гг.) – поэт, писатель и философ. На вопросы о человеке и смысле жизни, отвечал, что человек – детище Солнечной системы и земного шара, а не раб божий. Разум и мысли человека достаточны для раскрытия тайн природы. Создатель первых романов – в стихах и прозе, первых философских и социальных поэм и очерков, он был продолжателем демократических традиций.

Зануфа. Эстетические и художественные взгляды Магжана Жумабаева (1893-1938 гг.) – писателя, общественного деятеля, формировались в годы общественной активности и противоборства. Целый мир в поэзии представляют философские, трагические размышления Магжана: «Мысли», «Звездам», «Болезнь», «Красавица в трауре», «Была ночь». Достойное место в поэтическом мире Магжана занимает философская, гражданская и пейзажная лирика. Центральным в поэзии Магжана Жумабаева является образы степи и родного народа, народа высоких духовно-нравственных достоинств.

Гафар. Мустафа Чокай (1890-1941 гг.) – общественный деятель, который основной своей целью ставил возрождение великого Туркестана. Его философские мысли по проблемам общественного строя нашли свое отражение в труде «Отрывки из воспоминаний 1917 года». С точки зрения морали и философии, по его утверждению не бывает хорошего или плохого народа. Говоря об общности тюркского происхождения народов Средней Азии, М.Чокай преследовал цель их объединения.

Итак, казахская национальная интеллигенция начала XX века внесла огромный вклад в общественную мысль и государственное развитие Казахстана. Достижения общественной мысли Казахского народа нашли отражение в принятой программе партии «Алаш».  По гуманистическо-демократическим позициям, постановке национально-государственных проблем и их решению представители национальной интеллигенции оказались в рядах прогрессивных сил общества того периода. 

 

Закрепление нового материала, формирование умений и навыков:

 

Задания для групп:

  1. 1. Укажите, к какому периоду времени относятся общественная деятельность ученых, исследования которых  представляют ценность для науки и культуры Казахстана:

А. Средневековый Казахстан

В. Казахская философия XIX- начала XX века

С.Казахская национальная интеллигенция начала XX века

 

  1. А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов
  2. М.Х. Дулати
  3. М.Жумабаев
  4. Юсуф Баласагуни
  5. Ч.Валиханов
  6. Аль-Фараби
  7. Шакарим
  8. М.Чокай
  9. М.Кашгари
  10. Абай Кунанбаев
  11. Асан Кайгы

 

  1. 2. Назовите авторов следующих произведений:
  2. «Кутадгу билик» (Юсуф Баласагуни)
  3. «Оян казак!», «Азамат» (М.Дулатов)
  4. «Диван лугат ат-тюрк» (М.Кашгари)
  5. «Тарихи Рашиди» (М.Х. Дулати)
  6. «Песни Магжана», «Мысли» (М.Жумабаев)
  7. «Слова назидания» (Абай)
  8. «Программа партии Алаш» (А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов)
  9. «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов» (Ч.Валиханов)
  10. «Три истины» (Шакарим)
  11. «Пути достижения счастья», «О взглядах жителей добродетельного города» (Аль-Фараби)
  12. «Отрывки из воспоминаний 1917 года» (М.Чокай)

 

  1. Творческое задание:Какие Вы знаете пословицы, поговорки о знании?

 

Подведение итогов занятия:

Представители казахской национальной философии представлены далеко не полно в изучении нашего учебного материала. Их творчество и деятельность,  а также вклад в науку требует дальнейшего и более подробного изучения, что представляет огромный интерес для науки и культуры Казахстана.

 

Рефлексия:

-Какие чувства вызвала у вас данная тема?

-Что запомнилось больше всего?

-Что вы знали заранее о казахской философии?

-Какие вопросы вы бы хотели узнать подробнее?

 

Оценка студентов:

Оценивание выступлений, ответов учащихся по количеству набранных баллов(стикеров), выставление оценок в кураторский журнал

Домашнее задание: Записи в тетради знать, подготовиться к опросу по теме.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *