Формирование дивергентного мышления у учащихся как способ развития грамотного чтения
Бралина Гульзия Джантемировна
Учитель русского языка и литературы
СОШ №24 инновационного типа
г.Экибастуз
Существенные изменения во всех сферах социальной и духовной жизнедеятельности общества отражаются на состоянии современного образования, содержании, организации и результата учебно-воспитательного процесса в школе. Прочно утверждается личностно-ориентированная модель образования, которая принципиально меняет роль учителя на уроке. Возникновения новых для нашей страны экономических процессов, связанных с переходом на конкурентную основу производства, требует от выпускника школы быстрой социальной и психологической адаптации. Будущее поколение должно уметь << добывать>> знание и приобретать навыки, необходимые для практической деятельности. Это ставит перед учителем задачу-развивать у обучаемых способности находить эти знания, что в дальнейшем облегчит успешность принятия ими самостоятельных решений в постоянно меняющихся социальных условиях.
Но ученик в настоящее время зачастую не может осущестить правильное решение в той или иной проблемы из-за линейного (одномерного, конвергентого) стиля мышления, предполагающего жестко определённый ход, однозначную связь между явлениями. Ярко выраженная одномерность мышления препятствуют адекватному пониманию ситуации, восприятию других людей и затрудняет межличностное общение. В средней школе в большинстве случаев на уроках в средних и старших классах формируется именно конвергентное мышление, которое, безусловно, необходимо, но как начальная ступень в формировании конвергентного мышления к формированию дивергентого. Для него характерно отсутсвие жесткой связи между явлениями,причинами и следствиями.
Дивергентное мышление- расходящееся мышление , предполагает несколько или множество ответов на один вопрос. Человек , обладающий дивергентным мышлением , не только может генерировать большое количество ответов на какой- либо вопрос , но и становится способным к толерантности. В исследованиях Е.Торранса , Д.Гилфорд , К.Тэйлора, Г.Груберра подчеркивается,что целью дивергентного мышления является развитие исследовательского интереса,ориентированность на поиск новых форм деятельности. Кроме того,дивергентность активизирует способность оценивать,сравнивать,строить гипотезу,анализировать и классифицировать полученный материал. Фактически дивергентное мышление позволяет порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях действительности.
Формированию данного типа мышления могут способствовать спецкурсы «Основы искусства речи» , «Рождение слова», « Критическое мышление» ведь главная их задача – научить учащихся умению самостоятельно мыслить и излагать свою позицию через текст. Одно из главных достоинств этих курсов – плюрализм мнений , подходов и решений.
На занятиях данных спецкурсов предоставляется возможность превратить классную аудиторию в «сообщество исследователей», где в качестве одного из средств формирования дивергентного мышления можно использовать диалог. В ходе диалога учащимся предоставляется возможность свободно интерпретировать учебный материал, возвращать его собеседникам в преломленом, обогащенном виде. именно посредством интерпретации рождается множество точек зрения на тот или иной феномен. Диалог предполагает уникальность каждого партнёра и их принципиальное равенство; различие и оригинальность их точек зрения партнёров; ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании.
Какие же требования преъявляются к построению диалога и что должен помнить учитель, организуя диалог на уроках? прежде всего это нормативные требования : избыточности: чем больше учащихся выступает с собственными суждениями, тем больше шансов на результативность;
отстраненности: диалог пойдёт успешно лишь тогда, когда его участники умеют встать выше собственного мнения и способны посмотреть на него со стороны; критицизма: при развитии учебного познавательного диалога возникает необходимость отбора мнений за счёт сокращения числа суждений, их группировки, выделения перспективных направлений поиска и отбрасывания явно неэффективных мнений; сотрудничества: развитие диалога идет путём соревнований идей, Здесь проявляется главеная черта диалога, связанная с общностью стремлений к достижению истины. Чем более партнёры способны отказаться от своей предубежденности, личных склонностей, чем более они объективны, тем успешнее и результативнее диалог.
Развитие дивергентного мышления, как показывает практика, осуществляется в ходе выполнения таких учебных заданий, которые связаны с обсуждением собственных вариантов определений тех или иных общественных категорий. При выполнении заданий ученики находятся в раных условиях по освоению новой для них информации и новых форм учебной деятельности, что позволяет им преодолеть страх и неуверенность в себе. Это обеспечивается простотой заданий, возможностью успешного их выполнения, чёткостью поставленных учебных целей. Рассмотрим некоторые методы и приёмы, применяемые , в частности, на занятиях спеукурсов.
Написание эссе – метод, используемый для развития в первую очередь системности дивергентного мышления, а также критичности. Возможно, написние эссе на свободную или заданную тему:
- сформулирована проблема – необходимо предложить её различными способами;
- дано высказывание – необходимо его опровергнуть и поддержать, представив аргументы;
- поставлен вопрос на него нужно всеобъемлюще ответить;
- предлагается текст – нужно самостоятельно вычленить проблему и предложить несколько её решений.
Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр даёт право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию. Эссе даёт возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру.
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями. Мысли автора эссе по проблематике излагаются в форме кратких тезисов. Мысль автора должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и опыт, научные доказательства, ссылки на мнения учёных, писателей и критиков.
Структура эссе: вступление- тезис, аргументы-тезис, аргументы- заключение.
Форма эссе даёт простор субъективности, а содержание ориентирует автора на владением терминами и понятиями.
Оценивание эссе:
- представлена собственная точка зрения;
- проблема раскрыта на теоретическом уровне;
- представлены аргументы и факты из общественной жизни или из личного опыта.
Итак, при работе над эссе необходимо делать акцент на изложение и обоснование собственной позиции учащегося, которая является характеристикой дивергентного мышления.
Интерпретация – метод для развития рефлективности и гибкости мышления. Учащиеся осуществляют интепретацию либо текстов, либо устных высказываний.Среди требований к уровню подготовки есть и умения осуществлять поиск социальной информации, извлекать изнеадаптированных оригинальных текстов( философских, научных, научно – популярных, художественных) знания по заданным темам, анализировать и обобщать информацию. Метод интерпретации способствует формированию дивергентного мышления учащихся , что позволит им быстро ориентироваться в большом потоке сведений из газет, журналов, радио, телевидения, Интернета.
Требования метода интерпретации:
- владение соответствующей лексикой;
- использование специальными понятиями и терминами;
- сооотнесение авторских слов с изученным материалом;
- определение логической связи в тексте;
- видение подтекста;
- понимание мыслей автора и общей идеи;
- соотнесение с реалиями современности;
- определение личного отношения к идеям текста.
Анализ содержания текста позволяетвзглянуть на него с позиции нашего времени, в контексте проблем. Здесь преобладает логическое суждение и доказательства, сопоставление различных данных, анализ их согласованнности друг с другом.
Исследование структуры и содержания источника позволяет синтезировать выводы,полученные в процессе интерпретации и анализа.
Дискуссия. Среди современных поисков дивергентного мышления дискуссии принадлежит одно из главных мест. Она диалогична, она помогает развитию критического мышления, приобщению к культуре демократического общества. Чрезвычайно значим «сопутствующий результат» учебной дискуссии – формирование коммуникативной и информационной компетенций у учащихся.
Приоритеты дискуссии :
- развитие творческих способностей;
- возможность самим принимать решения;
- самим анализировать возникшие идеи и подходы;
- строить действия в соответствии со своими решениями.
Формы дискуссий:
- «круглый стол»- беседа небольшой группы (около 5 человек)- обмен мнениями членами «круглого стола» и «аудитории»;
- «заседание экспертной группы»- «панельная дискуссия»(4-6 человек) – намеченная проблема обсуждается вначале в группе, затем излагают всему классу;
- «форум»- обмен мнениями группы с классом;
- «дебаты», «симпозиум»- построены на основе заранее фиксированных выступлений участников, представляющих противоположные точки зрения.
Основное средство учителя на дебатах – это вопросы. Характер вопросов : вопросы открытого типа, «дивергентных» либо «оценочных» по содержанию. Эти типы вопросов , по мнению М.И Махмутова, «вызывают интеллектуальные затруднения у обучаемых, поскольку ответ на них содержится не в прежних знаниях , а в предъявляемых учителем информации», а также «оценочные» вопросы связаны с выработкой собственной оценки того или иного суждения.
Учитель должен помнить, что решение спорного вопроса как такового не является дидактической целью, она связана с развитием дивергентного мышления и коммуникативных компетенций учащихся. Рефлексия в обучении дивергентному мышлению помогает ученикам сформулировать полученные результаты, скорректировать свой образовательный путь, исследовать осуществленную деятельность с целью фиксации результатов и повышения её эффективности.
Способы рефлексии: устное и письменное обсуждение, анкетирование, графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока, дня, недели.
Предполагаемые результаты.
Умения и навыки:
1). отбирать необходимую информацию, анализировать и структуировать её;
2). мотивировать собственную деятельность и определять конечные результаты;
3). планировать деятельность и предвидеть результаты работы;
4). организовывать деятельность в соответствии с целями;
5). осуществлять самоконтроль и самодиагностику;
6). регултровать и корректировать собственную деятельность.
Метки: Формирование дивергентного мышления у учащихся как способ развития грамотного чтения