Статья “О необходимости преобразования”


Умбеталиева Гульмира Уткельбаевна
учитель информатики и математики средней школы № 2

«Динамичность происходящих в современном мире перемен обусловила необходимость переосмысления функционирующих мировых систем образования» [1](стр.101)

К началу 21 века научно-техническая революция привела к быстро развивающимся процессам глобализации. В мир высоких технологий и интернет и спутниковой связи вошли такие понятия как “глобальная экономика”, “глобальная экология”, “глобальное образование”.

Глобализация стремительно вступила в нашу действительность и стала одной из наиболее часто употребляемых в средствах массовой информации. Он впервые был употреблен в 1981 году американским социологом Дж. Маклином. Глобальные проблемы человечества это те проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

Изменения, происходящие в современном мире, поставила перед системой образования новые задачи. Для решения проблем образования во всем мире идет процесс переосмысления образования. На смену традиционного «знание ориентированного подхода приходит личностнориентированный и компетентностный подходы».

Ключевыми вопросами и для политиков в сфере образования, и для школ, и для учителей являются «Что подлежит изменению?» и «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21 веку?»[1], (стр.101).

Президент страны в своем новом Послании народу отметил, что к 2050 году Казахстан станет сильной, экономически развитой державой. При этом с ростом экономики все больше внимания будет уделяться повышению культурного и образовательного уровня нашего общества, формированию новой казахстанской интеллектуальной нации.

В 21 веке востребована модель ученика, не просто обладающего знаниями, а умеющего их применить на практике,  владеющего, согласно Проекту «Определение и отбор ключевых компетенций», разработанный  ОЭСР, ключевыми компетенциями. Воспитание и обучение независимых, самомотивированных, уверенных личностей с развитым критическим мышлением – важнейшая задача современной школы.  Решение данной задачи в разных странах мира достигается различными путями.

Каки же факторы влияют на повышение уровня образования? Обратимся к опытам стран, которые являются лидерами по показателям уровня образования, ссылаясь на данные международного исследования качества образования PISA — Programme for International student Assessment (2009 г.). Это Финляндия, Сингапур, Южная Корея.

 

В 1960-ых годах Южная Корея была одной из беднейших стран азиатского региона. За исторически короткий промежуток по экономическому показателю страна оказалась в числе лидирующих. Как удалось Южной Корее достичь таких результатов?  Страна, чьи природные ресурсы небогаты, могла на международный рынок предоставить только продукты своего интеллекта. Следовательно, развитие образования и науки имело для страны первостепенное значение. Корейские лидеры поставили цель достижения высокого уровня конкурентоспособности, в связи с чем, Корея делает значительные финансовые вливания в образование. Для сравнения: статья бюджета на образование в Корее 2002 года больше всего государственного бюджета Республики Казахстан на 2007 год («Все о Казахстане», 2007). Но государственный бюджет Кореи не является единственным источником финансов для развития образования. Южная Корея является лидером среди стран по частным инвестициям в высшее образование. Основную часть бюджета составляют меценатская помощь таких крупнейших монополий как Самсунг, Хендай. Также Южная Корея возглавила рейтинг развития информационно-коммуникационных технологий /ИКТ/ и заняла лидирующее место в области развития ИКТ с индексом 8,56. На втором месте разместилась Швеция, на третьем – Дания.

Также я изучила опыт следующих стран, в которых достаточно высокий уровень образования. Это Финляндия и Сингапур.

Финляндия ставит целью системы образования – обеспечение достаточно высокого уровня знаний, навыков и просвещенности всего населения. Принцип пожизненной учебы – возможность учиться новому в любом возрасте – охватывает все ступени образования, с начального обучения до образования взрослых. Уровень образования финнов высокий. По оценке результатов PISA, которое занимается исследованием среди детей и подростков школьного возраста стран ОЭСР в 2009 году, Финляндия среди ведущих стран мира заняла одну из лидирующих позиции по всем трем параметрам: читательской грамотности, математической грамотности и естественнонаучной грамотности.. По статистике 99,7% населения Суоми заканчивают обязательное обучение. Начинается оно с подготовки 6-летних детей к школе. В 7 лет дети поступают в первый класс. Обучение длится 9 лет. Средние школы находятся под опекой местных властей, т.е. система не централизована. Обучение и обеды в школе – бесплатные. По закону все преподаватели начальной школы имеют обязательное университетское образование. Частные школы есть, но их немного. В Финляндии действуют правительственные программы для детей, начиная с годовалого возраста. На образование тратится более 10% госбюджета.

Сингапур – один из лидеров в сфере образования, тратит на начальное образование меньше, чем 27 из 30 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Приоритетными направлениями образования являются не гуманитарные науки, а технические, естественные науки и математика. Действует принцип разделения детей на потоки по способностям к учёбе и обучение потоков по соответствующим их уровню программам. Каждый ребёнок в Сингапуре с 6 до 16 лет, независимо от национальности и вероисповедания, получает общее образование – 10 лет: в начальной школе – 6 лет и 4 года в средней школе. Учебный год в Сингапуре совпадает с календарным – начинается 2 января и состоит из четырех четвертей по 10 недель в каждой. В школу дети идут в 6 лет. Обучение в школе разделено на три уровня – начальный, средний и пред университетский. Начальное образование в Сингапуре является обязательным. Программа длится 6 лет и разделена на 2 части: первая – фундаментальная – продолжительностью 4 года, вторая – ориентационная – продолжительностью два года. Общая цель начальной школы – дать крепкие знания по английскому языку, родному языку и математике. По окончании начальной школы сдается экзамен. В среднюю школу ученики распределяются по результатам сдачи экзамена на курсы:

  • специальный (4-6 лет),
  • экспресс (4 года), 3
  • нормальный (академический) (5 лет),
  • нормальный (технический) (4 года),
  • пред профессиональный (1-4 года).

Лучшие ученики средней школы могут без сдачи этого экзамена продолжить подготовку к экзамену следующей ступени – GCE «А»– в рамках комплексной программы Министерства образования. Квалификация GCE «А» дает право поступления в университет.

Следующий фактор, который играет важную роль в повышении качества обучения, это подготовка учителей, т.е.повышение эффективности преподавательской работы. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель(Руководство для учителя, стр.103 ). Чтобы сделать преподавание успешным, необходимо обратить на следующие важные аспекты:

  1. Учителя должны осознавать не только методы работы, но и знать, что лежит в их основе.
  2. Каждый учитель должен овладеть пониманием передовых методик.
  3. Каждый учитель должен быть мотивирован к совершенствованию своей работы. Как правило, этого нельзя достичь только за счет материальных стимулов. Чтобы добиться реальных изменений, у учителей должны быть высокие ожидания, разделяемое всеми понимание цели и, главное, коллективная вера в их общую способность улучшить образование детей, которым они служат.

 

Поэтому и в Финляндии, и в Корее и в Сингапуре уделяется большое внимание процессу отбора в учительские кадры. Например В Финляндии для выявления уровня навыков счета, грамотности и способности решения проблем проводится процесс отбора Только лишь достигшие высоких результатов соискатели допускаются ко второму раунду. Второй раунд проводится в университетах, где также проводятся тесты на выявление коммуникативных навыков, готовности учиться, академические способности и мотивации к учительской работе. И только лишь после окончания учительских курсов будущие учителя должны пройти еще один тест, который проходят в той школе, куда устраивается соискатель.

А в Корее контроль над допуском к педагогическому образованию проводится проводится следующим образом. . Здесь  человек, который хочет стать преподавателем начальной школы, должен после четырехгодичного вузовского обучения получить степень по педагогике в Национальном университете образования.

Поэтому я считаю, что необходимо из опыта данных стран нам нужно позаимствовать следующие нововвведения:

  1. Увеличить финансовые вливания в науку, образование
  2. Ввести принцип разделения детей на потоки по способностям к учёбе и обучение потоков по соответствующим их уровню программам.
  3. Приоритетными направлениями образования должны стать технические науки, естественные науки и математика.
  4. Ввести метод отбора и контроля над допуском к педагогическим вузам.
  5. Уделять внимание качественной подготовке молодого специалиста, т.е. наставничеству.

В настоящее время и в Казахстане также приняты ряд мер, нацеленных повышение уровня образования. Определены новые перспективы развития страны в социально-экономическом плане, также предусмотрены масштабные реформы в системе образования, которые нашли отражение в Законе РК «Об образовании», Государственной программе развития образования РК на 2015-2020 гг., в Концепции развития образования РК до 2015 г.  Принят национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы. Уделяется внимание и качественной переподготовке учителей. В послании народу Президент страны отметил о важности повышения качества педагогического состава и усилении требовании к повышению квалификации преподавателей. С этой целью организованы уровневые курсы по программам, разработанным ЦПМ «Назарбаев интеллектуальные школы» совместно с факультетом образования Кембриджского университета.

На этой основе министерство приступило к коренному совершенствованию качественного состава педагогов. Созданы Центры педагогического мастерства, сформировано АО «Өрлеу», в них по лучшей мировой практике — методике Кембриджского университета — начато принципиально новое повышение квалификации педагогов.

Кроме этого, предусмотрено повышение квалификации педагогов новой формации в рамках международной стипендии «Болашак».

Во-вторых, идет интенсивное создание новых учебных мест. Успешно завершается программа «100 школ, 100 больниц». Запущена новая программа строительства школ в связи с предстоящим переходом на 12-летнее обучение. К 2015 году намечено строительство 522 новых школ.

В-третьих, Министерство ведет работу по снижению разрыва между качеством обучения в городских и сельских школах. Ведь более половины наших школьников (52%) обучаются в сельских школах. Для этого внедряется проект электронного обучения — E-learning, который стартовал с 2011 года. С каждым годом к проекту подключаются все больше и больше школ.

Начата работа по реализации поручения Главы Государства по внедрению триединства языков. Приоритетное внимание уделяется изучению государственного языка. Английский язык с первого класса осваивают учащиеся во всех школах.

Таким образом, главная задача казахстанского образования – выйти на действенный  мониторинг качества обучения, освоения знаний, обратной связи школ и МИО с Министерством. На этой основе должен постоянно совершенствоваться учебный процесс. Конечно же, мировой опыт может повлиять на изменения в системе образования Казахстана. Во всём мире учителя применяют новые методики, а учащиеся нуждаются в  таких методиках. Одним из примеров является ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). Это один из 7 тематических модулей Кембриджской программы. В этом модуле чётко прослеживается потребность в глобальном развитии. Учащиеся должны уметь пользоваться Интернетом, чтобы иметь возможность общения с другими людьми за пределами школы, следовательно, учителям нужно научить их  пользоваться Интернетом. Двигаясь в этом направлении, Казахстан станет частью глобальной культуры.

Считаю, что любая школа в Казахстане нуждается в реформировании и постоянном совершенствовании деятельности. И наша школа не является исключением. Школа, в которой я  работаю имеет достаточное материально – техническое обеспечение  учебно – воспитательного процесса:

– кабинеты биологии, химии, физики, географии, математики, русского языка, ОБЖ, технологии;

– два компьютерных класса; локальная информационная сеть, школьный сайт;

–  лабораторный корпус;

–  спортзал с необходимым оборудованием;

Но тем не менее есть еще ряд проблем, над которыми необходимо работать.

Если остановиться на проблемах моей школы, то я их сформулировала следующим образом:

-Качество учебников, в котроых нет системы ;

-нехватка этих же учебников. Родители вынуждены приобретать не в школьной библиотеке, а на рынке;

-подготовка молодых кадров, которых обязательно надо «доучивать» на рабочем месте за школьной партой;

-проблема ИКТ, до сих пор существуют школы, где дети не имеют возможность работать с ИКТ в школе, не говоря о том, что ребенок не имеет возможности иметь ПК дома;

-некомпетентность педагогических кадров в работе с ИКТ,

-ЕНТ, уже за 10 лет до сих пор проблемы в составлении тестовых материалов, который приводит учеников в тупик.

Как уже указывалось ранее, учителям необходимо обладать хорошими навыками ИКТ, так как это очень важно для будущего образования в Казахстане. Учителя должны хорошо владеть компьютерной грамотностью, так как  является одним из основных требовании. Использование современных технологий может быть затруднительно для старших членов нашего коллектива, поэтому вероятно  понадобиться уделять им больше внимания, чтобы убедиться, что они применяют технологии на своих уроках.

Таким образом, переход от принципа «сиди и слушай», принятого в традиционной системе без применения ИКТ, к принципу «думай и делай» открывает новые возможности, как для учащихся, так и для учителей, повышает качество подготовки выпускников. Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. При применении ИКТ в организации учебно-воспитательного процесса у учащихся существенно меняется отношение к предмету, повышается качество обучения, вырабатывается самостоятельность в подготовке к урокам. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

 

 

Литература:

  1. Руководство для учителя Программы 1 уровня.
  2. Интернет материалы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *