Проект «Развитие творческого потенциала и личностных возможностей ребенка в процессе обучения и воспитания»


Михновец Людмила Александровна

учитель начальных классов

ГУ «Средняя школа имени Н. Крупской»

Акмолинская область Жаркаинский район г. Державинск

Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2050». Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым была поставлена задача  вхождения республики в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В достижении данной задачи немаловажную роль играет совершенствование системы образования.

Как обозначено в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы целью начального образования – создание условий для развития индивидуальных способностей каждого в области чтения, письма, счета, теоретического мышления, навыков самоконтроля, культуры поведения, творческих способностей, здорового образа жизни и формирования личности, национальных ценностей.

Основными задачами начального уровня образования являются:

  • формирование основных учебных навыков;
  • формирование функциональной грамотности учащихся;
  • формирование личности учащихся; выявление и раскрытие их творческих способностей, высокой мотивации к знаниям, познанию мира;
  • воспитание нравственности и эстетического вкуса, позитивного отношения к себе и окружающим;
  • обучение культуре поведения, здоровому образу жизни, соблюдению правил личной гигиены, правилам безопасности жизни.

Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями:

Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Способность, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность.

Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.      Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. В настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности.

Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, не шаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях.

Проблема:  важно именно в школе выявить всех, кто интересуется  разными областями знаний, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска, помочь наиболее полно раскрыть свои творческие способности, т.к. человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно оценивать свои результаты и, совершая ошибки на своём творческом пути, способен к их исправлению.

Говоря о проблеме творческих способностей, необходимо помнить о том, что творчество невозможно без деятельности. Именно об этом говорил Л.С.Выготский: «Творчество на деле существует  только там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».

Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

     Задача учителя – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда  будет происходить саморазвитие личности. Учитель, используя профессионально-личностный потенциал, способен создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

Главная цель развития творческих способностей – воспитание   творческой личности.
Для реализации цели  поставлены следующие задачи:

    изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме;

  • определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников, как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
  • создать условия, способствующие развитию творческих способностей как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика;
  • формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
  • развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
  • находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
  • воспитывать интерес к участию в творческой деятельности;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

        Теоретико-методологическая основа  проекта:

При  создании системы занятий по развитию творческих способностей учащихся я использовала:

  • Деятельностный подход в воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Щуркова Н.Е.), согласно которому должны быть использованы разнообразные виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая, игровая, физкультурно-оздоровительная и коммуникативная.
  • Технология личностно-ориентированного обучения (Е.А. Бондаревская, И.С. Якиманская). Та как личностно-ориентированное обучение – это обучение где во главу ставится личность ребенка, его самобытность, самоценность, это обучение, которое соответствует требованиям информационной цивилизации, дает школьнику возможность осознать себя в окружающем мире, формирует личностно-значимые идеи и ценности.

Гуманно- личностную технологию Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, которая отличается прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

  • Игровые технологии (Иванов И.П.).
  • Технология развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Выготского Л.С.
  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Развитие творческих возможностей  учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах, особенно на первом году обучения, только начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться  в дальнейшем.

Под системой творческих заданий я понимаю упорядоченное множество различных творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе.

Формы проведения мероприятий, способствующие развитию творческих способностей.

Сочинение первых своих рассказов  на близкие темы: «Моя игрушка», «Любимая сказка», «Моя мама» и др.   Сочинение сказок – еще один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки, и очень удачно можно воспользоваться этим. Также на уроках учащиеся выражают свои мысли при помощи рисунка. Часто провожу конкурсы рисунков «Плоды и семена путешествуют», «Я на работе  в саду, огороде». Дети рисуют  плакаты «Берегите воздух».

С целью развития творческих способностей, выразительности речи, обогащения словаря подготовили и показали музыкальные спектакли: по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», по мотивам сказки Х.К. Андерсена «Дюймовочка», новогодний музыкальный спектакль «Здравствуй, Новый год!». Это были яркие спектакли, где маленькие актеры показали свое мастерство. Театр помогает бороться с комплексами, излишней застенчивостью, помогает раскрепоститься,  прививает устойчивый интерес к литературному слову, фольклору, развивает эмоциональность, выразительность, наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает учебный процесс интересным.

Необходимым условием развития творческого мышления является использование в процессе обучения инновационных технологий. И такой технологией является  технология  «Развития критического мышления через чтение и письмо». Таким образом, технология критического мышления способствует формированию нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения; развитию таких базовых качеств личности, как коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Прием  технологии критического мышления «синквейн» или «пятистишье» позволяет каждому ученику стать поэтом.  Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. С одной стороны он создает в классе творческую атмосферу, с другой – позволяет проверить, как учащиеся усвоили важнейшие понятия темы.

Важное место в технологии критического мышления занимает еще один вид творческой работы – эссе. Эссе – это письменное размышление на заданную тему. На уроках познания мира писали эссе по следующим темам:  «Вода в природе», «Что было бы, если на земле исчезла вода», «Вода – это жизнь», «Почему воду нужно беречь?»                             

Развитию творческих способностей учащихся способствует и метод «РАФТ».  Иными словами, аббревиатура РАФТ означает – Роль, Аудитория, Формат, Тема.  По литературному чтению по теме «Айога» (нанайская сказка), ребята написали письмо Айоге. По теме «Хлопот полон рот у природы» М. Зверева написали  письмо Осени.

Таким образом, технология «Развитие критического мышления через чтение письмо» представляет собой четкую структуру, имеющую в своей основе такие цели: развитие глубокомыслящей творческой личности.

Сегодня в процесс обучения и воспитания широко внедряется практика проведения разнообразных образовательных конкурсов и олимпиад, которые не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, что и без того самоценно, но и стимулируют познавательную активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой.

Мои учащиеся – призеры районной олимпиады среди учащихся начальных классов  (Абильхайыр Абиль  – 1 место по математике, Железнова Алена – 2 место по математике, Арсентьева Милана  – 2 место по русскому языку). В 2011 году Дмитриева А., ученица 4 класса,  заняла  2 место в районном конкурсе исследовательских работ «Зерде» среди школьников 1-7 классов. Приняла участие в областном конкурсе исследовательских работ «Зерде» и получила грамоту в номинации «И вновь эксперимент». В 2015 году Усина Арайлым, ученица 4 класса,  заняла  1 место в районном конкурсе исследовательских работ «Зерде», за участие в областном конкурсе получила сертификат.  В  2013 года 16 учеников класса приняли участие в интеллектуальном марафоне «Ак бота»: 1 учащийся занял 2 место, 10-учащихся – 3 место

В образовании наблюдается устойчивый рост интереса к новой форме обучения – дистанционной.

Интернет-олимпиады и конкурсы – великолепный элемент информатизации образовательного процесса. Они предоставляют широкие возможности приобщения к культуре использования телекоммуникационных технологий в образовании, позволяют выявлять наиболее талантливых и творческих учащихся из «глубинки» с целью их дальнейшей педагогической поддержки и продвижения

В Международной дистанционной олимпиаде  проекта «Инфоурок» весной 2015 года приняли участие 24 человека: из низ призеров по математике – 11, по русскому языку – 10. Осенью 2015 года приняли участие 50 учеников: из них призеров по математике – 24, по русскому языку – 22. В январе 2016 года приняли участие 34 ученика: 1 место – 17 человек, 2 место – 10 человек, 3 место – 7 человек. Социал Замира награждена  Дипломом III степени республиканского дистанционного конкурса «О животных с любовью» в номинации фото-конкурс «Я и мой любимый…», 6 учеников получили сертификаты. В республиканском конкурсе «Әлемді тербеткен ана» в номинации «Поздравительная открытка»  Павлов Игорь занял 3 место, в номинации «Лучшая презентация «Моя мама» Галым Мади- 1 место, Социал Замира – 2 место. В марте 2016 15 учащихся приняли участие в I Международном   дистанционном конкурсе  для школьников  «Мириады открытий» проекта «Инфоурок». Призовых мест – 35: 1 -22, 2-6, 3-7.

Сертификатов – 68.

Посредством участия в конкурсах предметной направленности у детей формируется самоуважение, появляется желание стать успешнее, лучше учиться; у педагогов – стремление работать более продуктивно; у родителей повышается уважение к школе и доверие к ней.

Новаторство проекта  состоит в развитии учебно- познавательной компетенции обучающихся с целью формирования креативных способностей младших школьников через применение инновационных средств и изменение содержания образования. У обучающихся развиваются творческие способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы. Учитель управляет творческой деятельностью и самостоятельной работой обучающихся, создаёт ситуацию успеха. Путь ребенка к усвоению знаний лежит через удивление, фантазию, любознательность.

      Перспективность  внедрения в практику.  Проект направлен на организацию такого образовательного процесса, при котором ученики будут вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, олимпиады, конкурсы, конференции различного уровня. Школьники будут учиться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, развивать свои потребности и осознавать возможности. Важнейшими условиями для реализации проекта становится развитие таких качеств личности, как самостоятельность, способность творчески мыслить, анализировать, делать выводы. Проект предполагает охват всех учащихся моего класса и рассчитан на долгосрочную перспективу.

Результативность. Прежде всего, развиваются творческие способности учащихся.

       В классе изменились межличностные взаимоотношения. Ребята стали больше проявлять взаимопомощь, у них высокая взаимоответственность и взаимоприемлемость друг друга. Развиты учебно-познавательные интересы, мотивация достижения  успеха, социальная мотивация (долг, ответственность); уверенность в себе, чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, адаптивность,  самостоятельность, коммуникативность, доброжелательность. При работе в группах учащиеся развивают навыки общения, учатся отстаивать свою точку зрения, выслушивать других, что способствует развитию коммуникативной компетентности. Выполняя креативные задания, учащиеся могут успешнее реализовать себя на уроке, а, следовательно, повысить свою самооценку, стать увереннее в себе. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает, сегодня не только творческий, но и практический смысл. В итоге повышается качество знаний по предмету, что является основной целью работы учителя.

Таким образом, задачи, которые я поставила перед собой в своей работе, я успешно решаю. Эффект моей работы: гордость за умных, талантливых, интеллектуально развитых учеников,  в которых вложена частичка и моего труда.

 

Список литературы

 1.Послание Президента Республики Казахстан – лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Стратегия  «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства.

2.Государственная программа развития образования  Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

3.Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2015-2016 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2015. – 234 с.

4.Белозерских Г.М. «Развитие творческого потенциала личности», М., 2001 г.

5.Борзова В. А, Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара., 2002.

6.Мирсеитова С. Обучение как поиск и поиск для обучения. Караганда, 2011

7.Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.Просвещение, 2000.

8.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях  воспитания. Москва, 2002 год.

Презентацию скачать…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *