Наставничество
Кириневич Татьяна Львовна
мастер производственного обучения
высшего уровня высшей категории
КГКП«Рудненский горно-технологический колледж»
А.С.Макаренко утверждал: « Я убежден,
что научить воспитывать так же легко, может быть, как научить математике, как научить быть хорошим фрезеровщиком или токарем, и я учил».
Ежегодно профессиональные колледжи пополняются мастерами, которые имеют теоретические знания, но у них нет опыта их практического применения. Доброжелательная встреча молодых, начинающих педагогическую деятельность мастеров – утвердившаяся традиция нашего колледжа. Атмосфера доброжелательности способствует раскрытию личности молодых мастеров и формированию их творческой индивидуальности. Все это дает возможность создать прочный и устойчивый коллектив, своеобразный сплав мудрости жизненного опыта и молодости, энергии, быстро и чутко реагировать на изменяющиеся условия обучения и воспитания. В результате молодой мастер чувствует себя в коллективе нужным человеком.
Поэтому, после того как вновь прибывший мастер приказом директора по колледжу принят на работу, старший мастер знакомит его с должностными обязанностями, инструктирует по соблюдению правил техники безопасности и охране труда.
На первом же заседании Совета мастеров обсуждаем кандидатуры и приказом по колледжу, закрепляем наставников за вновь прибывшими мастерами. Наставников подбираем, из числа лучших, высококвалифицированных мастеров. Затем старший мастер представляет их друг другу и тут уже многое зависит от поведения наставника.
Лучшими наставниками молодых мастеров производственного обучения в нашем колледже можно смело назвать Омельченко Н.П., Митрясову Т.В., Кущенкову Л.С., Кириневич Т.Л., Нурпеисову Ш.И.
Вот уже много лет я являюсь наставником у молодых мастеров. На них, как и всех других, сразу же распространяются правила внутреннего распорядка. Требования к каждому одни и те же, как к ветерану, так и к начинающему. Кому-то из новичков они поначалу покажутся чересчур жесткими, строгими. Задача наставников, всего коллектива колледжа – добиться четкого понимания этого и действительной необходимости их безусловного соблюдения.
Старший мастер Бакчаков С.М. координирует работу наставников на протяжении всего периода адаптации и становления, являясь связующим звеном между наставником и подопечным. Многим молодым мастерам п/о помог познать на практике азы педагогики и достигнуть профессиональных высот.
Нередко вновь прибывшие мастера, в первые дни, испытывают разочарование. И вот уже сомнение – ту ли профессию выбрал. Думается, мы старшие, тут должны быть начеку. Да и не стоит скрывать трудностей нашей работы. Не на «легкий хлеб», а на серьезное ответственное дело надо нацеливать молодежь. Помня об этом, я в первой беседе уделяю этому большое значение. Если делать это умело, с душой, думаю, такой подход не отпугнет. Наоборот, начинающий педагог почувствует, что его всерьез готовят к большим делам. В процессе беседы выясняю западающие моменты в методических, производственных, воспитательных вопросах. Затем провожу анкетирование, анализирую и составляю план работы с начинающим мастером.
С самого начала работы своему подопечному стараюсь привить вкус к творческой работе. Показывая экспонаты технического творчества, рассказывая о наиболее удачных и традиционных мероприятиях, таких как: конкурсы профессионального мастерства, предметные недели, выставки и др. объясняю, что только в результате творческого педагогического труда можно добиться успехов в обучении и воспитании студентов. Рекомендую задуматься над выбором темы для участия в работе НОУ.
Большое значение уделяю оказанию конкретной помощи молодому мастеру и прежде всего в подготовке к занятиям, в составлении перечней учебно-производственных работ и подборе работ к уроку.
В работе применяю индивидуальную форму работы. Часто выступаю на заседаниях ШМС. У нас разработан полный пакет документов для мастеров производственного обучения с рекомендациями, который мы и вручаем начинающим мастерам.
Для практического осмысления организуем показ мастер-класс. Так в ноября месяце проводилась НЕДЕЛЯ открытых взаимопосещений уроков. В течение недели можно было посетить любой из предложенных уроков преподавателей и мастеров производственного обучения. Чему молодежь была очень рада. В процессе обмена опытом рекомендовала молодым мастерам, как разрабатывать технологические процессы, какие целесообразно применять инструменты и оборудование, обращала их внимание на демонстрацию опытными мастерами наиболее рациональных трудовых приемов, подводила их к решению о необходимости лучшего освоения своей профессии. Также они учились делать поэлементный анализ урока. В феврале у нас проходит «Неделя успеха» и молодые мастера уже сами учатся давать открытые уроки.
Уже закончилось первое полугодие. Позади первое знакомство с группой, первые дежурства, первые слезы, а также первые победы. Уже более требовательны и конкретны указания молодых мастеров, и ни у кого из них не пропало желание работать в нашем колледже по профессии мастер производственного обучения.
Примером становления мастерами производственного обучения можно назвать Кудияров Ж.К., Каруна Т.Н., Симанкова С.А., Заузалкова Е.В., Жалеев А.Н.
Мастером, в конечном счете, может стать каждый, если ему помогут, и если он сам будет работать и совершенствовать свою, как говорил В.А.Сухомлинский, «творческую лабораторию и технологию педагогического труда».
А мы поможем. Недаром говорят: то, что мы даем другим, обогащает нас гораздо больше, чем то, что оставляем у себя.
Работая в такой атмосфере сотрудничества приятно, что достойные педагоги ведут студентов по дороге познания и освоения профессией.