Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы


А.Б.Нуркенова, учитель русского языка и литературы  Акжолской общеобразовательной школы Аксусского района

Привычно видеть использование компьютера на уроках информатики, алгебры, геометрии и других дисциплин естественно – математического цикла. Как относиться к использованию современных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы? Ведь на этих уроках, прежде всего, идет личностное общение, а “бездушная” техника не может научить чувствовать, сопереживать. Сколько новых требований предъявляется учителю в связи с изменениями, произошедшими в жизни общества и прежде всего в субъекте учебного процесса – ученике. Из года в год подростки меняются, другими становятся стиль общения, кумиры, круг чтения. Кто бы мог себе представить еще несколько лет назад школьника, читающего Пушкина с экрана компьютера. И ученики, и мы стали по – другому мыслить и воспринимать мир. Изменилась роль учителя, мы теперь для учащихся далеко не единственный источник информации, главное нам не отстать в своем развитии, идти в ногу со временем. Как же быть в этой ситуации учителю, как увлечь учеников, как научить их воспринимать литературу личностно, через произведение познавать и самих себя? Учитель с учебником и багажом знаний оказывается отодвинутым на задний план потоком информации, обрушившейся на учеников из сети Интернет. Следовательно, перед нами встает задача: освоить информационные технологии, сделать их своим помощником. А это возможно только в том случае, если будешь с Интернетом на «ты», т.е, использование интернет ресурсов, адоптированных к школьным курсам, рассчитанных на пользование школьными учителями. Уроки литературы и русского языка обладают своей спецификой – это общение на уроке “глаза в глаза”, погружение в мир автора. И компьютер может всего лишь разнообразить форму диалога. Использование материалов Интернет позволяет расширить культурный кругозор учащихся, “вписать” произведения в контекст времени. У учителя есть возможность выбора наиболее подходящих и доступных ему средств ИКТ для организации урока. Например, при подготовке к урокам языка и литературы используются информационно – обучающие средства чаще всего с текстовой информацией (энциклопедии, словари, хрестоматии), при проведении уроков – средства с визуальной информацией (фотографии, иллюстрации, схемы). На уроках литературы добавляются средства с аудио и видео информацией [1]. С появлением в школе Интернета все более актуальным становится применение доступных учителю электронных (цифровых) образовательных ресурсов. Информационная среда обучения расширяется в условиях информатизации системы образования и перед учителями разных предметов стоит достаточно сложная задача – найти ответ на вопросы: Какие из доступных ресурсов будут наиболее эффективны? Какие методические приемы по их применению Интернет-ресурсов позволят достичь предполагаемых результатов? Рассмотрим вопрос об использовании педагогических технологий на уроках с применением ресурсов сети Интернет в трех аспектах:

  1. Многие педагоги придерживаются точки зрения о процессе преподавания, как об искусстве. В связи с этим считают, что образовательные ресурсы, в том числе ресурсы сети Интернет, должны органично вливаться в процесс творчества учителя на уроке. Не следует делать акцент на использование ресурсов сети Интернет. Субъекты обучения должны иметь возможность оперативного использования необходимых материалов, обращаясь к каталогу по своему предмету или к междисциплинарным ресурсам сети Интернет.
  2. Учитель достаточно легко определяет свой выбор на педагогических технологиях учебного процесса, приемлемых для определенного урока, если учитель четко определил цель, задачи и знает, на какой результат он должен выйти со своими учениками. Очень часто для учителя не составляет труда определить цели и задачи урока, однако прогнозирование, достижение и анализ результативности учебного процесса дается далеко не каждому учителю. В связи с этим, учитель предпочитает выбирать ресурсы сети Интернет,  которые оснащены методическим сопровождением.
  3. На школьном уровне должны быть приняты критерии оценивания и, что особенно важно, самооценки работы учителя по применению ресурсов сети Интернет. В качестве обязательных критериев видятся две: достижение дидактических целей; минимизация времени на подготовительные работы и «напряжение» по применению ресурсов сети Интернет во время урока [2].

Прежде всего, необходимо учитывать, что ресурсы, созданные специально для применения на уроках, будем называть образовательными ресурсами. Образовательные ресурсы сети Интернет можно классифицировать по следующим направлениям: конспекты уроков, методические разработки и дидактические материалы к урокам, учебные программы, вариативные курсы, учебные модули по школьным предметам, электронные учебники, презентации к урокам, видеоматериалы с записями уроков [3].

Я хочу поделиться своим небольшим опытом по использованию ИКТ на уроках. Все перечисленные выше типы и виды уроков могут использоваться как в отдельности, так и в смешанном виде.

  1. Анимированные схемы, таблицы. Основная сфера применения

– занятия повторительно-обобщающего характера. Это вариант презентации, рекомендуемый при проведении занятий, связанных с систематизацией какого – либо материала. Используя в качестве фонового рисунка изображение, характерное для изучаемой темы, учитель выводит на слайд незаполненную таблицу поэтапно.

  1. Анализ картины. Презентация, «героиней» которой является одна картина. Образцы подобных работ можно найти на образовательных сайтах.
  2. Тестирование. Вариант, который также может быть рекомендован при проведении уроков закрепления материалов.
  3. Рабочая тетрадь и учебно – методический комплекс для самостоятельной работы ученика (пособие для подготовки к ЕНТ).
  4. «Виртуальная книга» может быть составной частью любой презентации.
  5. Использование готовых компьютерных программ. Например, Виртуальная Школа Кирилла и Мефодия предлагает программный комплекс, содержащий теоретический и практический материал.
  6. Введение в урок готовых образовательных продуктов. Эти ресурсы можно вводить на любом этапе урока, их также можно давать детям как дополнительный материал. Это разновозрастные задания, работа в режиме on-line.

Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Включение учащихся в учебную деятельность осуществляю не только с помощью форм и приѐмов работы, но и с помощью современных образовательных технологий. ИКТ активно использую и в работе по созданию портфолио как учителя, так и ученика. Электронный вариант портфолио позволяет сохранять информацию о достижениях ученика и учителя на качественно новом уровне, дает возможность своевременно дополнять различные его разделы, а также предоставляет широкие возможности для демонстрации. Для подготовки к ЕНТ можно использовать различные тренировочные программы –  репетиторы с применением этих продуктов на интерактивных досках. При использовании интерактивного комплекса сокращается время подготовки к уроку. Каждый обучающийся, используя функции интерактивной  доски, может легко проходить задания, возникающие на доске. Учитель может оперативно скорректировать наборы заданий для урока и изменять, не обращаясь к компьютеру и не тратя время на технические накладки. При подготовке к ЕНТ можно использовать не только уже готовые тесты, но и создавать такие задания, которые помогут учащимся правильно найти вариант ответа для вопросов, представленных в различных формах и порядках.

Компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору или телевизору, является современной школьной доской, который позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе, что особенно важно для учащихся.

Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к учебе. Будущее формируется в школе. Сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в общество. Решать эту задачу помогает внедрение информационных компьютерных технологий в образовательный процесс. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний [4].

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Нургалиев Г.К., Тажигулова А.И., и др. Педагогические технологии информатизации образования.- РЦИО, 2002.-269с.
  2. Женина Л.В., Маткин А.А. Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникационных технологий в школе.  – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
  3. Педагогика 21 – го века на пороге школы /информационно – методический дайджест/
  4. Информатика в школе. /2004.№ 11, с.87-88/
Метки: , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *