Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы
А.Б.Нуркенова, учитель русского языка и литературы Акжолской общеобразовательной школы Аксусского района
Привычно видеть использование компьютера на уроках информатики, алгебры, геометрии и других дисциплин естественно – математического цикла. Как относиться к использованию современных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы? Ведь на этих уроках, прежде всего, идет личностное общение, а “бездушная” техника не может научить чувствовать, сопереживать. Сколько новых требований предъявляется учителю в связи с изменениями, произошедшими в жизни общества и прежде всего в субъекте учебного процесса – ученике. Из года в год подростки меняются, другими становятся стиль общения, кумиры, круг чтения. Кто бы мог себе представить еще несколько лет назад школьника, читающего Пушкина с экрана компьютера. И ученики, и мы стали по – другому мыслить и воспринимать мир. Изменилась роль учителя, мы теперь для учащихся далеко не единственный источник информации, главное нам не отстать в своем развитии, идти в ногу со временем. Как же быть в этой ситуации учителю, как увлечь учеников, как научить их воспринимать литературу личностно, через произведение познавать и самих себя? Учитель с учебником и багажом знаний оказывается отодвинутым на задний план потоком информации, обрушившейся на учеников из сети Интернет. Следовательно, перед нами встает задача: освоить информационные технологии, сделать их своим помощником. А это возможно только в том случае, если будешь с Интернетом на «ты», т.е, использование интернет ресурсов, адоптированных к школьным курсам, рассчитанных на пользование школьными учителями. Уроки литературы и русского языка обладают своей спецификой – это общение на уроке “глаза в глаза”, погружение в мир автора. И компьютер может всего лишь разнообразить форму диалога. Использование материалов Интернет позволяет расширить культурный кругозор учащихся, “вписать” произведения в контекст времени. У учителя есть возможность выбора наиболее подходящих и доступных ему средств ИКТ для организации урока. Например, при подготовке к урокам языка и литературы используются информационно – обучающие средства чаще всего с текстовой информацией (энциклопедии, словари, хрестоматии), при проведении уроков – средства с визуальной информацией (фотографии, иллюстрации, схемы). На уроках литературы добавляются средства с аудио и видео информацией [1]. С появлением в школе Интернета все более актуальным становится применение доступных учителю электронных (цифровых) образовательных ресурсов. Информационная среда обучения расширяется в условиях информатизации системы образования и перед учителями разных предметов стоит достаточно сложная задача – найти ответ на вопросы: Какие из доступных ресурсов будут наиболее эффективны? Какие методические приемы по их применению Интернет-ресурсов позволят достичь предполагаемых результатов? Рассмотрим вопрос об использовании педагогических технологий на уроках с применением ресурсов сети Интернет в трех аспектах:
- Многие педагоги придерживаются точки зрения о процессе преподавания, как об искусстве. В связи с этим считают, что образовательные ресурсы, в том числе ресурсы сети Интернет, должны органично вливаться в процесс творчества учителя на уроке. Не следует делать акцент на использование ресурсов сети Интернет. Субъекты обучения должны иметь возможность оперативного использования необходимых материалов, обращаясь к каталогу по своему предмету или к междисциплинарным ресурсам сети Интернет.
- Учитель достаточно легко определяет свой выбор на педагогических технологиях учебного процесса, приемлемых для определенного урока, если учитель четко определил цель, задачи и знает, на какой результат он должен выйти со своими учениками. Очень часто для учителя не составляет труда определить цели и задачи урока, однако прогнозирование, достижение и анализ результативности учебного процесса дается далеко не каждому учителю. В связи с этим, учитель предпочитает выбирать ресурсы сети Интернет, которые оснащены методическим сопровождением.
- На школьном уровне должны быть приняты критерии оценивания и, что особенно важно, самооценки работы учителя по применению ресурсов сети Интернет. В качестве обязательных критериев видятся две: достижение дидактических целей; минимизация времени на подготовительные работы и «напряжение» по применению ресурсов сети Интернет во время урока [2].
Прежде всего, необходимо учитывать, что ресурсы, созданные специально для применения на уроках, будем называть образовательными ресурсами. Образовательные ресурсы сети Интернет можно классифицировать по следующим направлениям: конспекты уроков, методические разработки и дидактические материалы к урокам, учебные программы, вариативные курсы, учебные модули по школьным предметам, электронные учебники, презентации к урокам, видеоматериалы с записями уроков [3].
Я хочу поделиться своим небольшим опытом по использованию ИКТ на уроках. Все перечисленные выше типы и виды уроков могут использоваться как в отдельности, так и в смешанном виде.
- Анимированные схемы, таблицы. Основная сфера применения
– занятия повторительно-обобщающего характера. Это вариант презентации, рекомендуемый при проведении занятий, связанных с систематизацией какого – либо материала. Используя в качестве фонового рисунка изображение, характерное для изучаемой темы, учитель выводит на слайд незаполненную таблицу поэтапно.
- Анализ картины. Презентация, «героиней» которой является одна картина. Образцы подобных работ можно найти на образовательных сайтах.
- Тестирование. Вариант, который также может быть рекомендован при проведении уроков закрепления материалов.
- Рабочая тетрадь и учебно – методический комплекс для самостоятельной работы ученика (пособие для подготовки к ЕНТ).
- «Виртуальная книга» может быть составной частью любой презентации.
- Использование готовых компьютерных программ. Например, Виртуальная Школа Кирилла и Мефодия предлагает программный комплекс, содержащий теоретический и практический материал.
- Введение в урок готовых образовательных продуктов. Эти ресурсы можно вводить на любом этапе урока, их также можно давать детям как дополнительный материал. Это разновозрастные задания, работа в режиме on-line.
Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Включение учащихся в учебную деятельность осуществляю не только с помощью форм и приѐмов работы, но и с помощью современных образовательных технологий. ИКТ активно использую и в работе по созданию портфолио как учителя, так и ученика. Электронный вариант портфолио позволяет сохранять информацию о достижениях ученика и учителя на качественно новом уровне, дает возможность своевременно дополнять различные его разделы, а также предоставляет широкие возможности для демонстрации. Для подготовки к ЕНТ можно использовать различные тренировочные программы – репетиторы с применением этих продуктов на интерактивных досках. При использовании интерактивного комплекса сокращается время подготовки к уроку. Каждый обучающийся, используя функции интерактивной доски, может легко проходить задания, возникающие на доске. Учитель может оперативно скорректировать наборы заданий для урока и изменять, не обращаясь к компьютеру и не тратя время на технические накладки. При подготовке к ЕНТ можно использовать не только уже готовые тесты, но и создавать такие задания, которые помогут учащимся правильно найти вариант ответа для вопросов, представленных в различных формах и порядках.
Компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору или телевизору, является современной школьной доской, который позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе, что особенно важно для учащихся.
Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к учебе. Будущее формируется в школе. Сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в общество. Решать эту задачу помогает внедрение информационных компьютерных технологий в образовательный процесс. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний [4].
ЛИТЕРАТУРА
- Нургалиев Г.К., Тажигулова А.И., и др. Педагогические технологии информатизации образования.- РЦИО, 2002.-269с.
- Женина Л.В., Маткин А.А. Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникационных технологий в школе. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
- Педагогика 21 – го века на пороге школы /информационно – методический дайджест/
- Информатика в школе. /2004.№ 11, с.87-88/