доклад”Культурно-развивающее пространство группы, как условие социальной адаптации школьников”


Никлаус Наталья Викторовна, КГУ “Лисаковская специальная школа-интернат”, воспитатель, доклад”Культурно-развивающее пространство группы, как условие социальной адаптации школьников”

Целью культурно-развивающего пространства группы является содействие полноценному личностному развитию обучающегося с учетом его актуальных и потенциальных возможностей и тем самым обеспечивая полноту процесса его адаптации и социализации. Чтобы обеспечить нормальное психическое и личностное развитие ребенка, нужна система целенаправленного развивающего воздействия, а в случае нежелательного развития – коррекция появляющихся новых психических образований и форм поведения.

Целью социализации является наиболее полное развитие у ребенка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее эффективно проявляться.

При этом важно, чтобы в процессе социальной адаптации у ребенка, подростка или юноши с отклонениями в развитии произошли изменения в восприятии своего собственного «Я» и окружающей действительности.

Чтобы они научились быть равными с так называемыми здоровыми людьми и у них сформировались качества, противодействующие травмирующим воздействиям и способствующие успешному осуществлению жизненных планов.

Процесс социальной адаптации протекает только в деятельности. Она обеспечивает познание ребенком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения.

Адаптировать детей к группе сверстников помогают задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение детей распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жесту, голосу; обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

Одним из условий развития ребенка является его успешная адаптация к социуму.

Несмотря на разные точки зрения на проблемы детей и различные подходы в работе с ними, все они требуют корректировки процесса их социализации, главная цель которой приспособить, адаптировать детей к социуму, помочь им в установлении нормальных отношений с окружающими, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы.

К средствам социальной адаптации относятся различные виды деятельности.

Одно из них – арттерапия, в которую входят игротерапия, музыкотерапия, вокалотерапия, театротерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, проективный рисунок, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия и др

Игротерапия – метод коррекционного воздействия на детей с использованием игры. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается, благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми.

Традиционно работа по адаптации воспитанников к социуму проводится в форме совместной деятельности самих воспитанников – игровой или продуктивной. Предполагается, что в такой совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, сотрудничать, вырабатывают навыки общения. Игра как основной вид деятельности имеет большое значение в педагогическом арсенале воспитателя. Все это

приводит воспитателя к необходимости проведения серии игр, направленных на формирование доброжелательного отношения у воспитанников друг к другу, цель которых – формирование общности с другими детьми и возможность видеть в сверстниках друзей и партнеров. Я уверена, что чувство общности и способность увидеть другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

Игра  –  это   форма деятельности  в  условных  ситуациях,   в  которой воспроизводятся  типичные  действия  и  взаимодействия  людей.   Она для ребенка      является      формой      реализации      активности      и      сферой жизнедеятельности, где он получает удовольствие. Воссоздаваемые в игре реальные и воображаемые предметы, образы, игрушки помогают ребенку познать окружающий мир, приучают его к целенаправленной деятельности, способствуют развитию мышления, памяти, речи, эмоций..

На следующем этапе – игре по правилам — эти черты поведения получают свое дальнейшее развитие.

Особое значение для развития ребенка имеет ролевая игра. Очень часто  в выходные дни ребята нашей группы играют в такие ролевые  игры, как: «Школа», «Мы в кафе», «Семья», «Парикмахерская». Распределяя роли в игре и общаясь друг с другом в соответствии с принятыми ролями (учитель, ученик,посетитель, повар, официант, папа, мама. дети), дети осваивают социальное поведение, запоминают новые слова, учатся взаимодействовать   между   собой,   в   ходе   чего   увеличивается   диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Ролевые игры основываются на понимании развития человека как его ролевого развития. При этом под ролью понимается функциональная форма, принимаемая индивидом при реакции на ситуацию, в которой присутствуют другие индивиды. Общеизвестно, что для обеспечения адаптационных механизмов необходимо адекватное ролевое развитие. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность — неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности — неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей. Соответственно ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте.

Ролевые методы, используемые в работе с детьми, можно разделить на 3 подгруппы:

      – ролевая гимнастика (ролевые образы). Детям предлагаю принять различные роли, изобразить их при помощи мимики, жестов, звуков. Это  роли животных (льва и зайца, волка и цыпленка и т. п., сказочных персонажей (Кащея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабы Яги, Ивана Царевича и т. п., социальных и семейных ролей (воспитателя, помощника воспитателя, мамы, бабушки и т.п., неодушевленных предметов (стола, шкафа, машины, лодки и т. п.), ролевые ситуации;

– психодрама. В основе психодрамы лежит разыгрывание расправы с пугающими объектами. При этом детям предлагаю смену ролей — ребенок играл поочередно роли нападающего и жертвы нападения, либо создание ситуации подвига и подключение эмоционального сопереживания объектам нападения.;

     – в ролевых ситуациях детей сталкиваются с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для их реальной (и значимой для него) деятельности, и ставят перед необходимостью изменить свои установки, тем самым создавая условия для

формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков.

Через игру социальная адаптация школьников происходит быстрее. Используя игру, как модель реальной жизни, дети получают первый социальный опыт. Воспитание  школьников посредством правильных игр способствует гармоничному интеллектуальному, физическому, нравственному развитию ребёнка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *