«Особенности речевого развития детей дошкольного возраста»


Присяжная Анастасия Ивановна

методист ГККП «Детский сад №8 «Гүлдер»

Карагандинская область,  город Темиртау

   Под влиянием речи взрослых формируется речь ребенка, и зависит от речевой практики, речевого окружения и от обучения и воспитания, которые начинаются с первых дней его жизни.

Связную речь ребенка важно развивать с раннего детства. Дошкольнику бывает трудно грамматически правильно построить предложение, выразить свои мысли, запомнить текст и пересказать его. Образная, богатая синонимами, определениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста на сегодняшний день явление очень редкое.

Для речи дошкольников характерны следующие недостатки:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

Неспособность грамматически правильно построить

распространённое предложение.

  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему; пересказ текста своими

словами.

  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение правильно

использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.

  • Плохая дикция.

Устранение перечисленных недостатков при воздействии педагога  – очень сложный процесс. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей дошкольников жизни.

Чтобы процесс обучения связной речи был для дошкольников интересным, занимательным, развивающим, можно использовать модельные схемы.

Модельные схемы – это схематическое изображение предмета или события. Они помогут научить ребёнка запоминать и последовательно пересказывать не только короткие, но и достаточно длинные тексты.

Цель моделирования: обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.

Чтобы подвести детей к пониманию моделей, необходимо провести большую предварительную работу, в которую входит ряд занятий на замещение реальных предметов символами и значками. Параллельно с этой работой необходимо обязательное использование настольно – печатных игр, которые помогут детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

Работа с использованием наглядных схем, моделей проводится поэтапно:

1.Прослушивание выразительного чтения произ­ведения, ответы на вопросы, разыгрывание сюжета в настольном театре или по ролям, рассматривание иллюстраций к произведению.

  1. Замена сюжета или героя произведения на предмет – заместитель.
  2. Отслеживание ребёнком последовательности готовой модели к данному произведению. Ребёнок слушает произведение, мы беседуем по его содержанию, рас­сматриваем иллюстрации к нему и предлагаем в помощь готовую модельную схему, показывая, как можно по ней последовательно составить рассказ.
  3. Проведение цикла совместной работы педагога и
    ребёнка по соотношению последовательности готовой модели и текста. Под руководством взрослого дети учатся выбирать нужные элементы модели и последовательно располагать их в единую модельную цепь. При этом воспитатель ни в коем случае не предлагает что-то конкретное, а только советует, направляет и даёт возможность ребёнку самому проявить инициативу.
  4. Самостоятельный выбор ребёнком тех моделей,
    которые необходимы для пересказа литературного произведения. Для этого используются комплекты моделей, придуманных вместе с детьми, среди которых: «Животные», «Растения», «Природные явления».

Самостоятельное изображение модели данного произведения на бумаге (например, воспитатель читает литературный текст, а ребёнок самостоятельно создаёт (рисует) элементы модельной схемы к произведению). Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребёнка с взрослым к его собственному творчеству.

  1. К концу дошкольного возраста дети сами начинают составлять модельные схемы. Хочется отметить, что, переходя к сочинению по моделям, дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану моделей. Безусловно, в дошкольном возрасте вряд ли ребёнок создаст волшебную сказку со всей последовательностью событий. Но в его сочинении должны присутствовать основные её части: завязка, кульминация, развязка, потому что их отсутствие ведёт к хаотичности событий. Наглядные модели, представляя собой как бы план сочинения, помогут детям отдельные события организовать в единый сюжет.

Необходимо объяснить детям, что прежде чем создать готовое произведение, например, сказку, писатель продумывает сюжет, главных героев, концовку и пишет план своего произведения. Поскольку дети не умеют ещё писать, они могут нарисовать план своей сказки. Здесь важно научить ребёнка использовать не детальные рисунки, а условные обозначения персонажей и атрибутов сказки, помочь в создании целостного произведения.

После того как ребёнок сможет свободно представлять свои замыслы в форме наглядной модели, он переходит к их составлению в уме. Подобные развивающие занятия помогают детям составлять сказки практически на любую тему. Используя лексику и соблюдая общие принципы построения сюжета, они пробуют силы в освещении таких вечно волнующих тем, как добро, хитрость, жадность. В этих сказках отражаются собственные переживания ребёнка, его понимание окружающей жизни.

Модельные схемы можно использовать на занятиях по экологическому воспитанию, ознакомлению с художест­венной литературой, при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Придумывая с детьми разнообразные модели, необходимо придерживаться следующих требований:

  1. Модель должна отображать обобщённый образ предмета и раскрывать существенное в объекте.
  2. Замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы он был им понятен.
  3. Размер модели должен соответствовать размерам демонстрационного и раздаточного материала.

Для изготовления схем не требуются художественные способности. Любой педагог в состоянии нарисовать символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Детям младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные модели, так как у них остаётся в памяти отдельные образы (ёлочка — зелёная, ягодка — красная). Позже модели можно усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде, например: лиса — состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь — большой коричневый круг. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Литература:

Агаева Е.Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования.» – Москва,1984

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».- Москва, 1988

Ветрова Н.М. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к абстракции приемами моделирования». (Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста.- Иркутск, 1972) Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. «Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника».(Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду.- Москва, 1979)

«Угадай как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.- 2-е изд.- Москва, 1994) Жукова Н.С. «Формирование устной речи».- Москва, 1994. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций» — Москва, 1960. Леонтьев А.А. «Теория речевой деятельности».- Москва, 1968

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *