Открытый урок литературного чтения в 3-м классе “К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”


Мандрикова Валентина Александровна

учитель начальных классов Учреждения детской школы развития «Почемучка» г. Астана

Цели:

·      Завершение работы над произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

·      развитие речи учащихся и умение формировать идею произведения; работать над ивыразительностью чтения.

·      воспитание доброго отношения к людям, желание быть полезным окружающим, умение понимать прекрасное, осознавать своё место  на уроке и в жизни; способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

Оборудование: мультимедийная презентация, Э.Григ  произведения из сюиты «Пер Гюнт»:  «Утро», «Вечер в горах», карточки для работы в группах.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Объявление темы и цели урока

– Сегодня мы еще раз перечитаем строки из рассказа Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками», познакомимся с жизнью Эдварда Грига, постараемся увидеть необыкновенное в обыкновенном, обменяемся мыслями и впечатлениями, послушаем и постараемся понять волшебную музыку этого замечательного композитора.

III. Актуализация знаний

– С каким произведением мы знакомились на прошлых уроках?

– Кто автор этого произведения?  (слайд 1)

– Что вы запомнили о Константине Георгиевиче Паустовском?

  1. IV. Работа по теме урока

– Перед вами портрет Эдварда Грига. Посмотрите внимательно, как вы думаете, каким он был человеком? (слайд 2)

– Ребята, а знает ли кто-нибудь из вас о композиторе Эдварде Григе?

1) Знакомство с биографией Э. Грига

– Дарина и Артур уже познакомились с биографией Эдварда Грига и хотят поделиться с вами.

Дарина: (слайд 3) «Э. Григ родился 15 июня 1843 года в Норвегии в городе Бергене. (слайд 4)  С 6 лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей мамы – талантливой пианистки. Мать воспитала в Григе волю к труду, которая всегда соседствовала у него с непосредственностью  вдохновения.  Игру маленького Эдварда однажды услышал знаменитый скрипач Оле Булль, знакомый семьи Григов.

Артур: «Когда Эдварду было 15 лет, в гости к его отцу приехал Oле Булль – знаменитый скрипач и композитор, завоевавший к тому времени мировую славу. Узнав, что сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять, гость усадил мальчика за рояль и пришел в совершенный восторг от услышанного: «Ты отправляешься в Лейпциг, чтобы стать композитором!».

Дарина: «Юный музыкант работал день и ночь, едва находя время для еды. Через 4 года Эдвард Григ с отличием окончил консерваторию. Э. Григ любил родной город, обращенный лицом к морю, его старые дома, закоулки, гавань, скалы. В красочной, задушевной музыке нашли отражение жизнь Норвегии, её природа, обряды, легенды, предания. В его музыке оживают легенды и сказки».

– Спасибо, ребята, присаживайтесь.

– Слышал ли кто-нибудь из вас музыку этого композитора?

– А приходилось ли вам слушать симфоническую музыку?

– Есть ли у вас желание слушать ее?

2) Анализ первой части рассказа.

– На прошлом уроке мы с вами озаглавили все части.  Давайте вспомним, как мы озаглавили первую часть? (дети отвечают).

– Где Э. Григ проводил осень?

– Зачитайте, как описывает этот лес Паустовский?

– Красиво в норвежском лесу?

– Зачем приходил Э. Григ не однажды в лес? (Бродя по лесу,Э. Григ черпал вдохновение от природы.) (слайд 5)

– Кого встретил композитор в лесу?

– Для чего  Дагни собирала шишки?

– Подумайте, почему Э. Григу захотелось сделать подарок Дагнии?

– Мне бы хотелось еще рассказать, что у Э.Грига была дочь Александра. Она была белокурая и с зелеными глазками. Но когда ей было чуть больше года, девочка заболела и умерла. И всю свою любовь Э. Григ дарил другим детям, друзьям, совершенно незнакомым людям.

– В этой части автор трижды говорит о глазах. (слайд 6)   (слайд на 3 клика:

1: Глаза у Грига смеялись.

2: У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза.

3: Григ заметил, что зрачки у неё зеленоватые, и в них поблескивает огоньками листва).

– Почему автор так много внимания уделяет глазам? (Глаза – зеркало души человека.)
– Что наделялась получить в подарок девочка?

– Почему композитор задержал подарок? (Он задумал сложный подарок, духовный – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку).

3) Анализ второй части рассказа.

– Как выглядела квартира Э.Грига? Почему? (Чтобы ничего не мешало звучанию музыки).

– Я вам предлагаю посмотреть фотографии этой комнаты. Вокруг небольшой, но уютной виллы, где жил композитор, – лес, а несколько ниже к воде – маленькая хижина, куда Григ уединялся для работы. Кроме пианино, в ней умещались лишь простой деревянный стол, небольшой диван да стопки нот любимых композиторов. В этом рабочем домике рождались бессмертные мелодии, ставшие достоянием мира. (слайды 7-10).

– Давайте найдем в учебнике, что представлял Григ, когда писал музыку? (выразительное чтение детьми).

– Кто подслушивал Грига?

– Встаньте. Закройте глаза, представьте себе это. (Звучит музыка. Учитель говорит и показывает движения, которые ученики повторяют за учителем.)

Ночь прошла, и солнышко всходит.
Показался первый лучик, второй, третий, четвертый, пятый.
Солнышко раскрывается, и небо светлеет
Солнце поднялось.
Природа проснулась, и утро пришло.

4) Анализ третей части рассказа.

 Как мы озаглавили третью часть?

– Прошли годы. Что изменилось в жизни Дагнии? Какой она стала?

– Куда отправил ее отец?

– Дагни часто ходила в театр. Какое влияние оказал он на девушку?

– А вы любите театр?

– Кто из вас хотел бы стать артистом?

– Почему Дагни пошла на концерт?

– Что необычного было в этом концерте? (слайд 11)

Звучит музыка Э. Грига. Затем аудиозапись окончания рассказа.

– Какое действие оказала музыка на Дагни?

– Почему вздрогнула Дагни?

О чем думала Дагни, выходя из парка?

Готова ли теперь принять Дагни подарок Грига?

– Что чувствовали вы, когда слушали музыку?

– А кто из вас хотел бы слушать симфоническую музыку?

– Паустовский помог вам начать слушать симфоническую музыку. Ведь музыка может и развеселить, и вызвать другие серьезные глубокие чувства. Эту музыку слушают люди многие годы.

  1. V. Закрепление изученного материала.

Составление портрета героя (работа в группах).

– Ребята, я вам предлагаю разбиться на две группы. Вам необходимо сейчас будет составить словесные портреты Э. Грига и Дагни, охарактеризовать какие они, по вашему мнению, были. Перед вами лежат карточки с толкованием некоторых слов, которые возможно вам помогут в работе.  (дети работают в группах, играет музыка Э.Грига).

Карточка: доброта, щедрость, внимательность, отзывчивость, любовь, верность, преданность, чуткость.

– Давайте зачитаем, каким вы себе представляете Э. Грига и Д. Педерсон. (Дети зачитывают получившиеся словесные портреты).

– Как вы думаете, считал ли Э. Григ себя счастливым человеком?

– Что делает его таковым?

– Какие чувства возникли в душе Дагни, после того как она услышала музыку, написанную для нее: изумление, восхищение, сожаление, радость, восторг, благодарность. Выберите (на доске карточки со словами).

– За что же Дагни благодарна Григу? Прочитайте.

– Милана, прочти, пожалуйста,  слова, сказанные когда-то Э. Григом («Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём»  (слайд 12).

Как вы понимаете эти слова? Помог ли вам рассказ К. Паустовского понять эти слова?

– Что больше всего взволновало вас при чтении рассказа?

  1. VI. Рефлексия. Подведение итогов.

– Ребята, я предлагаю вам сейчас написать музыку нашего урока и наших сердец. Музыка бывает разной: трогательной, нежной, веселой, грустной. Перед вами лежат нотки. Я попрошу каждого из вас раскрасить нотку в такой цвет, который, по вашему мнению, наиболее точно отражает чувства, которые вы сейчас испытываете после нашего урока. Мы их прикрепим и посмотрим, какая музыка получилась. (Звучит музыка Э. Грига. Ученики раскрашивают нотки и прикрепляют их на нотный стан).

Как вы думаете, какая музыка у нас получилась? Давайте себе поаплодируем.

Выставление оценок за урок.

VII. Домашнее задание.

– Дома я попрошу вас еще раз прочитать рассказ и написать небольшое эссе на тему «Что я считаю в жизни самым важным?» (слайд  13).

– Спасибо за то, что вы сегодня так хорошо работали.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *