Урок “Казахстан в период раннего железного века”
Кирсакова Ольга Владимировна
Учитель истории
КГУ «Тайбайская средняя школа»
Акмолинская область Ерейментауский район а.Тайбай
Цель: охарактеризовать эпоху раннего железного века на территории Казахстана.
Задачи:
- Способствовать усвоению темы через групповую работу;
- Развивать умение анализировать и делать выводы;
- Воспитание патриотизма.
Оборудование: учебник, стикеры, интерактивная доска, презентация, «Улыбка», плакат-рефлексия,
Ход: 1.Орг.момент.
Создание коллаборативной среды. Учащиеся приветствуют друг друга при помощи «Улыбки», дарят ее друг другу и делают пожелания.
- Стадия вызова:
Разделение учащихся на группы: 1-2-3.
№1. Заполнить кластер: « Эпоха бронзы»
№2. Задание: «Заполните схему».
№3. Задание: «Закончите предложение».
- Древние люди больше держали….
- Главную роль играла …..
- Лошадь использовали кочевники для ….
- Кочевники перегоняли стада на новые места потому что ….
- Быков использовали для …
- Между племенами развивались …..
- Кочевники преимущественно занимались ….
- В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл …
Ответы на задание «Закончите предложения».
- Лошадей, овец, верблюдов.
- Лошадь
- Отгона скота
- Поедали и вытаптывали траву.
- Повозок
- Культурные и хозяйственные связи
- Кочевым скотоводством
- Верблюд
Выступление спикеров. Оцениваются учителем.
3.Стадия осмысления. Объяснение новой темы с использованием презентации «Казахстан в период раннего железного века» (прил.)
СЛАЙД 3.
Открытие этого металла предания приписывают малоазиатскому народу Халибов. Они несколько раз промывали речной песок, добавляли к нему какое-либо огнеупорное вещество, и плавили в печах особой конструкции; полученный таким образом металл имел серебристый цвет и был нержавеющим. В качестве сырья для выплавки железа использовались магнетитовые пески. Такой своеобразный способ получения железа говорит о том, что халибы, открыли железо как технологический материал, а не способ его повсеместного промышленного производства. Видимо, их открытие послужило толчком для дальнейшего развития металлургии железа, в том числе из руды, добываемой в копях.
СЛАЙД 4.
Эпоха железа:
I период: эпоха раннего железа – VIII в. до н.э. – III в. н.э.
II период: эпоха позднего железа – III в. н.э. – IV в. н.э.
- Повысилась производительность труда – использование железа;
- Кочевое скотоводство;
- Развитие родовых отношений;
- Рост населения;
- Роды – в племена – в племенные союзы (саки, уйсуны. Канглы, гунны, сарматы).
Практическая работа: СЛАЙД 5-6
Оформление коллажа.
Учащиеся получают картинки. Класс делится на 2 группы (лето-зима) им необходимо выбрать картинки:
1 группа – устройство юрты.
2 группа – убранство юрты.
3 группа – элементы юрты, подтверждающие развитие ремесла
Объяснить выбранные картинки, где используются, для чего. Выступление спикеров групп.
СЛАЙД 7.
«Мозговой штурм». Каждая группа получает вопросы, которые необходимо проработать в группе, обсудить и дать ответы.
ВОПРОСЫ:
№1:
- Скажите, какое хозяйство получило распространение в эпоху бронзы? (пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие)
- А какое хозяйство получило распространение бегазы-дандыбаевский период? (кочевое скотоводство)
- Какой образ жизни вели кочевники? Почему он так назван? (Кочевой) (Они выбирали время года, место которое могло бы обеспечить имеющиеся стада травой и водой.)
№2:
- А сколько было сезонных пастбищ? (4: Коктеу – весенняя стоянка – на сопках и возвышенностях. Под открытым небом скот набирал вес, приносил приплод, стрижка овец верблюдов. Празднование Наурыза. Жайляу – летняя стоянка – место пастьбы скота. Проводились свадеб, игры, скачки, состязания борцов. В аулах заготавливали на зиму сыр, масло, жир, курт и др. Кузеу – осенние стоянки – проходили народные собрания, решались важные вопросы. Кыстау – зимние стоянки.)
- А какое было жилище у кочевников? (юрта)
- Чем юрта была удобна для кочевников? (сбором и перевозкой)
№3
- Из чего состояла юрта? (кереге- основа юрты, решетчатая стенка. Уыки – специальные жерди. Шанырак – купольное навершение юрты. Обкладывалась декоративными циновками из чия, кошмой и стягивалась ткаными полосами и лентами баскурами.)
- На какие периоды делится эпоха железа? эпоха раннего железа – VIII в. до н.э. – III в. н.э. II период: эпоха позднего железа – III в. н.э. – IV в. н.э.
- Чем характеризуется эпоха железа? Использованием железа , изготовление орудий труда.
Выступление учащихся.
Стадия рефлексии.
Используя плакат-рефлексию «Сегодня на уроке …» и стикеры.
Оценки.
На дом: § 24-25, составить 10 вопросов для игры «Вопрос-Ответ».