Урок “Казахстан в период раннего железного века”


Кирсакова Ольга Владимировна

Учитель истории

КГУ «Тайбайская средняя школа»

Акмолинская область Ерейментауский район а.Тайбай

 

Цель: охарактеризовать эпоху раннего железного века на территории Казахстана.

Задачи:

  • Способствовать усвоению темы через групповую работу;
  • Развивать умение анализировать и делать выводы;
  • Воспитание патриотизма.

 

Оборудование: учебник, стикеры, интерактивная доска, презентация, «Улыбка», плакат-рефлексия,

 

Ход: 1.Орг.момент.

Создание  коллаборативной среды. Учащиеся приветствуют друг друга при помощи «Улыбки», дарят ее друг другу и делают пожелания.

 

  1. Стадия вызова:

Разделение учащихся на группы: 1-2-3.

№1. Заполнить кластер: « Эпоха бронзы»

№2. Задание: «Заполните схему».

№3. Задание: «Закончите предложение».

  1. Древние люди больше держали….
  2. Главную роль играла …..
  3. Лошадь использовали кочевники для ….
  4. Кочевники перегоняли стада на новые места потому что ….
  5. Быков использовали для …
  6. Между племенами развивались …..
  7. Кочевники преимущественно занимались ….
  8. В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл …

 

Ответы на задание «Закончите предложения».

  1. Лошадей, овец, верблюдов.
  2. Лошадь
  3. Отгона скота
  4. Поедали и вытаптывали траву.
  5. Повозок
  6. Культурные и хозяйственные связи
  7. Кочевым скотоводством
  8. Верблюд

 

Выступление спикеров. Оцениваются учителем.

 

3.Стадия осмысления. Объяснение новой темы с использованием презентации «Казахстан в период раннего железного века» (прил.)

 

 СЛАЙД 3.

Открытие этого металла предания приписывают малоазиатскому народу Халибов. Они несколько раз промывали речной песок, добавляли к нему какое-либо огнеупорное вещество, и плавили в печах особой конструкции; полученный таким образом металл имел серебристый цвет и был нержавеющим. В качестве сырья для выплавки железа использовались магнетитовые пески. Такой своеобразный способ получения железа говорит о том, что халибы, открыли железо как технологический материал, а не способ его повсеместного промышленного производства. Видимо, их открытие послужило толчком для дальнейшего развития металлургии железа, в том числе из руды, добываемой в копях.

 

СЛАЙД 4.

Эпоха железа:

I период: эпоха раннего железа – VIII в. до н.э. – III в. н.э.

II период: эпоха позднего железа – III в. н.э. – IV в. н.э.

 

  • Повысилась производительность труда – использование железа;
  • Кочевое скотоводство;
  • Развитие родовых отношений;
  • Рост населения;
  • Роды – в племена – в племенные союзы (саки, уйсуны. Канглы, гунны, сарматы).

 

Практическая работа: СЛАЙД 5-6

Оформление коллажа.

Учащиеся получают картинки. Класс делится на 2 группы (лето-зима) им необходимо выбрать картинки:

1 группа – устройство юрты.

2 группа – убранство юрты.

3 группа – элементы юрты, подтверждающие развитие ремесла

Объяснить выбранные картинки, где используются, для чего. Выступление спикеров групп.

 

 

СЛАЙД 7.

«Мозговой штурм». Каждая группа получает вопросы, которые необходимо проработать в группе, обсудить и дать ответы.

ВОПРОСЫ:

№1:

  • Скажите, какое хозяйство получило распространение в эпоху бронзы? (пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие)
  • А какое хозяйство получило распространение бегазы-дандыбаевский период? (кочевое скотоводство)
  • Какой образ жизни вели кочевники? Почему он так назван? (Кочевой) (Они выбирали время года, место которое могло бы обеспечить имеющиеся стада травой и водой.)

 

№2:

  • А сколько было сезонных пастбищ? (4: Коктеу – весенняя стоянка – на сопках и возвышенностях. Под открытым небом скот набирал вес, приносил приплод, стрижка овец верблюдов. Празднование Наурыза. Жайляу – летняя стоянка – место пастьбы скота. Проводились свадеб, игры, скачки, состязания борцов. В аулах заготавливали на зиму сыр, масло, жир, курт и др. Кузеу – осенние стоянки – проходили народные собрания, решались важные вопросы. Кыстау – зимние стоянки.)
  • А какое было жилище у кочевников? (юрта)
  • Чем юрта была удобна для кочевников? (сбором и перевозкой)

 

№3

  • Из чего состояла юрта? (кереге- основа юрты, решетчатая стенка. Уыки – специальные жерди.  Шанырак – купольное навершение юрты. Обкладывалась  декоративными циновками из чия, кошмой и стягивалась ткаными полосами и лентами баскурами.)
  • На какие периоды делится эпоха железа? эпоха раннего железа – VIII в. до н.э. – III в. н.э. II период: эпоха позднего железа – III в. н.э. – IV в. н.э.
  • Чем характеризуется эпоха железа? Использованием железа , изготовление орудий труда.

Выступление учащихся.

 

Стадия рефлексии.

Используя плакат-рефлексию «Сегодня на уроке …» и стикеры.

 

Оценки.

На дом: § 24-25, составить 10 вопросов для игры «Вопрос-Ответ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *