Статья “Успех в твоих руках!”
Орлова Юлия Александровна
преподаватель спец.дисциплин ГКУ “КИТиС”
при отделе образования г. Щучинск
На современном историческом этапе развития Казахстана, когда рыночные отношения стали основными, интерес к экономическим знаниям резко возрос. Без этих знаний невозможен успех в условиях жесткой рыночной конкуренции, недостижимы стабильность и высокие доходы, как отдельных предприятий, так и отдельных предпринимателей.
Современный специалист – это не просто исполнитель, это человек, который способен принимать обоснованное решение нести ответственность за это решение.
Я преподаватель дисциплины «Основы рыночной экономики», и я задаю себе вопрос о том, как сделать уроки не только полезными, но и интересными для ребят. Другими словами, ставится проблема реализации такого важнейшего принципа активизации учебно-познавательной деятельности, как формирование мотивации к обучению. Одним из методических приемов решения данной проблемы является игровая форма организации учебного процесса. Каждый преподаватель применяет в своей практике такую форму обучения. Мне бы хотелось поделиться своими успехами, как мне удается прививать интерес к своему предмету у ребят. Самым первым уроком и знакомством со студентами я начинаю с очень увлекательной бизнес – игры. Суть данной игры следующая.
И, так имеется следующая информация: «В небольшом городе N (в котором живут наши учащиеся)– 90 тыс. жителей, из которых в трудоспособном возрасте -63 тыс.человек, моложе трудоспособного возраста – 17 тыс. человек и старше трудоспособного возраста – 20 тыс. человек. Но, не все жители в трудоспособном возрасте, имеют какой – либо доход, а лишь 90%, а вот жители старше трудоспособного возраста все имеют доход в виде пенсионных выплат.
В городе работают: четыре завода – хлебозавод, стеклозавод, маслозавод и завод по изготовлению бытовой техники; один мясокомбинат и два колбасных цеха; две кондитерские фабрики; пятнадцать автозаправочных станций; пять детских садиков; рынок промышленных и продуктовых товаров, а также огромное количество торговых центров и магазинчиков».
Каждому из ребят выделяется 50 тыс. долларов с одним условием: открыть свою предпринимательскую деятельность в данном городе и вернуть деньги без процентов через три года.
И вот здесь ребята начинают не только мечтать, но и размышлять, некоторые моменты просчитывать и возникает огромное количество вопросов – как выдержать конкуренцию ( ведь они еще не зна ют какой бывает конкуренция), какую поставить цену на тот или иной товар или услугу, и как удерживаются налоги и т.д. и каждый из них вспомнит какую видел рекламу, над какой посмеялся, а в какую поверил. И будут открывать они стадионы, спортивные комплексы, частные детские сады с бассейном и т. д., и посмеются они над банкротами, которые тоже имеют место здесь, ведь мы дадим возможность каждому высказать свою историю.
В процессе игры ребята получают удовольствие не столько от результата, сколько от самого характера деятельности: свободной, эмоциональной, состязательной, творческой. И здесь они понимают, что не хватает знаний и умений по экономике. А впереди целый год занятия по данной дисциплине, а им уже сегодня стало интересно.
На таком уроке я посеяла зерно теоретическому осмыслению и объяснению процессов социально-экономического развития общества, анализу экономических отношений, выявлению тенденций трансформации рыночного механизма в условиях различных рыночных структур, стратегическому социально-экономическому мышлению. Потому, как изучение экономической теории должно привить молодым людям ощущение ответственности за судьбу своей страны.