Как подготовить ученика к концертному выступлению


Короткова Елена Фёдоровна
Преподаватель фортепиано
Дмш г. Талгар Алматинская область

Проблема психологической подготовки учащегося музыкальной школы к концертному выступлению – одна их важнейших в музыкально-исполнительском искусстве. Нет исполнителя-музыканта, который ни разу не пострадал от негативных форм сценического волнения. А уж что говорить о начинающих музыкантах! Трясущиеся влажные руки, дрожь коленей, «выпадение» текста, неспособность сосредоточиться на исполнении произведений, боязнь выходить на сцену – вот «букет» симптомов сценического волнения.

Н. А. Римский-Корсаков часто повторял, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение. С этим нельзя не согласиться. Однако сценическое состояние исполнителя зависит не только от того, насколько надёжно и крепко разучено музыкальное произведение. Как часто ответственный и трудолюбивый ребенок тщательнейшим образом изучает  нотный текст, регулярно и много занимается дома, репетирует в классе предстоящее выступление, но, выходя на сцену, теряет способность контролировать происходящее и не может успешно реализовать художественный замысел.

Кому-то необходима эмоциональная встряска, а кому-то – покой, одни употребляют валерьянку, другие не пользуются ничем. Некоторые стараются все внимание сосредоточить на предстоящем выступлении, другие думают о чем-то своем, не связанном с концертом. Наконец, один музыкант привык перед выступлением много разыгрываться, а другому это вовсе не нужно, он боится устать и бережет свои силы.

Для того, чтобы помочь исполнителю справиться с теми или иными негативными ощущениями перед выходом на сцену, необходимо формировать у него состояние творческого подъёма, воспитывая следующие потребности: потребность приобщиться к Прекрасному, участвуя в исполнительском процессе, потребность в творческом общении с партнерами по ансамблю и с публикой и потребность в самовыражении, в желании запечатлеть, сохранить, донести до других людей свое особое видение мира. Увлечённость исполнительским процессом, творческими задачами, художественными образами помогают артисту направить свое волнение в нужное русло. Как выдающийся пианист и музыкант 20 века С.Т.Рихтер однажды описал ощущения, испытанные им во время концертного выступления: «Стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет место праздным мыслям. В эти минуты забываешь всё – не только зрителей, зал, но и самого себя…»

Тем исполнителям, которые не могут сосредоточиться на творческих задачах и озабочены тем, к каким последствиям приведёт возможная ошибка, как они выглядят, какое впечатление производят на слушателей, можно посоветовать воспользоваться методом внушения, внушить себе желание как можно скорее выступить перед публикой – «я очень хочу играть, я сыграю хорошо, и мое исполнение понравится слушателям». И если это повторять достаточно часто вслух и про себя, то страх перед выступлением постепенно будет уступать место чувству уверенности.

Кроме этого замечено, что чем больше исполнительский опыт, чем чаще музыкант выходит на сцену, тем реже страдает он негативных форм волнения.

Расширение жизненного и творческого кругозора, повышение профессиональных знаний, умений, также способствуют направлению волнения в русло творческих задач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *