Особенности использования технологии развития критического мышления на уроках английского языка при формировании учебно- познавательной компетентности учащихся»
Тажибаева Асель Жанболатовна. Учитель английского языка ІІІ- уровень. Талгарский район, город Талгар КГУ «Специализированная гимназия №8 имени Ю. Гагарина для одаренных детей с обучением на трех языках с дошкольным мини-центром»
Приоритетная задача современной школы: не овладение учащимися определённым набором знаний, умений и навыков, а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения.
Реализация компетентностного подхода в образовании – инновационное направление, которое позволяет по-новому осознать и понять значимость школьной дисциплины, в том числе и английского языка.
Методическая задача учителя английского языка – реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения, навыки, а также способы и приёмы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.
Технология «Развитие критического мышления» представленное, как «мышление о мышлении» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Её предложили в середине 90-х годов XX века американские психологи Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.
Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженности к организационным общественным действиям и развитию критического мышления у других. Технология критического мышления необходима не только в учебе, но и конечно же и в быту, когда наши ученики смогут выражать свои мысли на изучаемом языке, уважать мнения и идеи своих однаклассников, друзей, близких, и проявлять самостоятельность и саморегуляцию в обучении.
Одним из модулей, который я применяла на своей практике в обучение учащихся является- критическое мышление. Я понимаю критическое мышление, как творческое мышление моих учеников. И соглашусь с утверждениями Джона Брауса и Д. Вуда определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критически мыслящий ученик может уведеть,предложить новое, выслушать мнение, идею других, исправить свои ошибки для достижения результата.
Андрей Викторович Хуторской отметил, что: «Учебно-познавательная компетентность – это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. … знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем».
Основные составляющие учебно-познавательной компетентности:
- знания по английскому языку;
- умения – познавательные, практические, организационно-оценочные;
- качества личности – мотивационная направленность, интеллектуально-логические способности, способности к самоорганизации и самоуправлению, нравственные и эстетические качества, психофизиологические свойства личности
В основе технологии критического мышления лежат проверенные временем образовательные традиции. Это, в первую очередь, конструктивистская традиция Ж. Пиаже и Л. Выготского. Речь идёт о «конструировании» собственного знания в рамках своей собственной деятельности. Это ключевой тезис всей технологии. Он действительно является концептуальным и определяющим всё дальнейшее понимание и изложение.
Цель данной технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др).
Моей целью внедрения модуля критического обучения на свои уроки было в первую очередь повысить интерес учеников для понимания темы,умение самостоятельно искать, добывать информацию,понимания чтения, аудирования на английском языке, развить лексические, грамматические, диологические навыки, навыки письма, и умение критически мыслить.
Планируя каждый урок я старалась следовать структуре по концепции «критического мышления», которую описал С.И.Заир-Бек. Ее основу составляет трехфазный процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия.
В стадии вызова, как я поняла важным является активность учеников. Каждый мой ученик должен принять участие в работе,ставить цели и задачи урока, высказывать свою точку зрения, не бояться учителя и не бояться выражать свои мысли. И мы должны дать понять, что каким бы не был ответ, для нас он не является «неправильным » высказыванием.
При делении на группы я учитывала, то что часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение учителю, поэтому занятия в небольших группах позволило им чувствовать себя более комфортно, свободно.На стадии вызова я поняла, что важно учитывать, как отметилиамериканские ученые Ч. Темпл, К. Мередит и Дж. Стил условия, выполнение которых будет способствовать развитию у школьников критического мышления: важно предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления, необходимо давать учащимся возможность размышлять, принимать различные мнения и идеи, целесообразно способствовать активности учащихся, необходимо ценить проявления критического мышления и тогда я могла видеть результат. Мои ученики были уверенными, проявляли активность на уроке, с уважением выслушивали различные мнения.
Когда я переходила на стадию осмысления, очень важно было , что бы ученики смогли проявить себя участвуя при работе с различными методами, стратегиями, которые я применяла на уроках.
И любимая стадия моих учеников -стадия рефлексии. В моем понятии, это когда не только твой ученик, но в первую очередь ты можешь осознать достигли мы поставленных целей, какова была деятельность учащихся и учителя. Когда я и мои ученики могут дать оценку не только уроку, но и мне и себе.
Некоторые эффективные приёмы технологии развития критического мышления по формированию учебно-познавательной компетентности:
- Кластеры – приём систематизации материала: выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке (например, в виде грозди). Может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовка смысловых блоков.
- Инсерт – приём маркировки текста по мере его чтения: во время чтения необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы; в таблицу кратко заносятся сведения из текста. Этот приём «работает» на стадии осмысления.
- Синквейн (с фр. – пятистишие) – продуктивный приём на стадии рефлексии. Правилами написания этого стихотворения является определённое количество слов в строке и назначение каждой строки:
1 строка – название стихотворения, тема – обычно существительное;
2 строка – описание темы, 2 прилагательных;
3 строка – действие, обычно 3 глагола, относящиеся к теме;
4 строка – чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме;
5 строка – повторение сути, «синоним» 1 строки, обычно существительное.
Стратегия «Концептуальное колесо»
- Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову , находящемуся в ядре слово «музыка», и вписать в секторы колеса. Например: музыка-искусство-эстетика- жанр ит.д и т.п.
- Использование стратегии «Ассоциации»
Можно использовать данную стратегию и для развития навыков письма, чтения и говорения.Пишем ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или как заглавие на доске, затем учащимся предлагается в течение 5-7 минут (время написания ассоциаций) написать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.
6 . Стратегия «Круги по воде» подобрать глоголы или прилагательные к словам и дать определение по теме. Например:
Рисунок зонта- ученик пишет глагол /open/ открывать зонт (приносит несчастье)и т.д.
Результаты обучения:
- глубокое усвоение материала и его запоминание;
- повышение уровня понимания изучаемого и формирование позитивного критического мышления;
- вовлечение всех учащихся в процесс обучения, снижение отвлечённости в поведении;
- улучшение внутренней мотивации, улучшение психологического здоровья;
- развитие учебно-познавательной компетентности.
Разработала для себя рекомендации:
- Планировать свои уроки, задания, стратегии и приемы на более высоком уровне, для достижению основных целей урока.
- Разработать критерии оценивания КМ на уроке.
- Овладеть приемами, умениями критического мышления, уметь анализировать, систематизировать знания учащихся.
- Научить учащихся работать, обучаться самостоятельно.
Высказывать одобрения, развивать саморегуляцию в обучении языку.
И в будущем на своих уроках буду создавать ситуации выбора, организовывать диалог в процессе решения проблемных задач, знакомить учащихся с принципами, стратегиями критического мышления.
Мне как учителю английского языка близки следующие технологии и методики, используемые на уроке актуализации знании и один из них -это
Кейс-метод (Casestudy) – метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Критерии оценки – грамотность речи, вежливость спорящего, объективность, морально-этическая адекватность суждений.
Анонимное голосование, выбор победителя спора.
Кейс-метод – это актуализация абсолютно всех навыков и умений, четкое выполнение поставленной задачи, умение сформулировать противоположное мнение, умение аргументировать и защищать собственную точку зрения, мыслить критически и решать поставленную задачу в условиях цейтнота (недостаток времени), а также развивать стратегическое мышление. Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация.
Интерактивность не просто воссоздаёт реальные жизненные ситуации, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Это работа в парах, группах, интервью, опросники.
Человек ясно выражается, когда им владеет мысль,
но еще яснее, когда он владеет мыслью.
В.Г. Белинский