Возрождение национальной культуры и искусства


Сыздыкова Айгуль Сурагановна

преподаватель КГКП “Северо-Казахстанский профессионально-педагогический колледж” г.Петропавловск

Современный Казахстан переживает период национального возрождения. Процесс национально-культурного возрождения означает смену культурной парадигмы. Пересмотр прежних концепций, возвращение забытых или запрещенных имен – характерные черты культурной жизни современного Казахстана. За десятилетие независимости было по существу положено начало созданию новой казахской истории.

Сегодня в Казахстане казахской Культурой и искусством  интересуются все казахи. Безусловно, здесь мы не избежали, да и не могли избежать мифологизации и приукрашивания своего исторического прошлого. Подобное состояние исторического знания в период национально-культурного возрождения неизбежно и вполне оправдано, поскольку происходит процесс “возрождения реабилитируемого прошлого, как правило, приобретающего сходство с золотым веком. Процесс национального возрождения сопровождается не только повышенным интересом в казахской истории, но и возрождением собственных традиций и обрядов. Возрождение казахских традиций воспринимается сегодня в Казахстане как восстановление исторической преемственности. Для казахского народа это очень сложная и во многом болезненная проблема, поскольку речь идет о восстановлении утраченной традиции. Современные казахи – это уже давно не скотоводы-кочевники. Кроме того имело место сознательное изживание и уничтожение традиций на протяжении всего двадцатого века. За семидесятилетний советский период в Казахстане боролись с традициями как с “пережитками прошлого”. Однако казахи и тогда, и сегодня с завидным постоянством и упорством сохраняли осколки прежнего образа жизни. Здесь особое место принадлежит родовому сознанию. Род, родовое деление это – идеология казахского народа. Это уникальное явление возникло в глубокой древности и часто отожествлялось с первобытностью, тем не менее, родовое деление существует в этнографической современности. Этот “вечный больной” приспосабливается к самым разным социальным и политическим ситуациям, каждый раз, воспроизводя себя не столько как жесткую структуру, сколько в качестве фона для всех остальных институтов народной культуры. Несмотря на широкую компанию искоренения трайболизма и “жузовщины”, как тогда они именовались в советской пропагандисткой литературе, родовое сознание казахского народа продолжало сохраняться на протяжении веков. Оно долгое время не имело однозначной оценки в среде самих казахских интеллектуалов. Одни видели в нем угрозу национальному единству, другие рассматривали знание «жеты ата» (семи предков), как явление национальной культуры, проявление казахской ментальности. Все точки «над и»поставил Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев в своей книге «В потоке истории» особо остановился на роли и значении родового сознания в культурной жизни современного Казахстана.

Национальная культура казахского народа уходит  своими корнями в эпоху кочевых цивилизаций. Традиции и обычаи народов Казахстана это разнообразный мир эмоциональных открытий, неповторимое видение бытия, подаренное читателям культуры братских народов. Будущее каждого народа тесно связано с его корнями, именно из этого великого родника черпают вдохновение художники всех народов мира. Художники многонационального  Казахстана в своих картинах рассказывали о земле своей Родины, о любви и счастье, чувствах и привязанностях- о самой жизни. Основой казахской культуры являются его разнообразие и яркая индивидуальность, опирающиеся на художественные традиции всех народов, проживающих в нашей стране. Так создается многогранная палитра независимого Казахстана.

Народное декоративно-прикладное искусство Восточного Казахстана-это важнейшая часть культурного наследия нашей республики. Оно имеет глубокие корни и прочные традиции, являясь синтезом материальной и духовной традиционной культуры.

Народное искусство-это самостоятельная художественная целостность в системе современной культуры.В ней находит отражение связь с природой, связь с историческим опытомнациональной культуры и со школой народных традиций. Для прогрессивной культуры характерен  целенаправленный глубокий творческий интерес к духовным ценностям прошлого и прежде всего к духовным ценностям народного искусства. В народном искусстве выделяют три аспекта 1)чувство этнической национальной связи человека с природой; 2) воплощение в образах народного искусства национального опыт, а жизни каждого народа, его отношения к миру; 3) проявление традиции в системе средств.

До революции единственной, доступной для казахского народа формой изобразительного творчества было народное прикладное орнаментальное искусство. Руками народных мастериц создавались великолепные по расцветке и орнаментальным узорам предметы домашнего обихода: тканые алаша, бау, баскуры, валяные из цветного войлока и расшитые шерстью, шелком и бумажными нитками сырмаки, текеметы и др. Они отличались безукоризненным вкусом и подборе цвета и изобразительностью создании орнаментальных мотивов. На протяжении веков , начиная с ашельской эпохи палеолита, Восточный Казахстан заселяли племена яркой самобытной культуры , оставившие здесь  памятники, расположенные вдоль речных долин и межгорных впадинах. Культура далекого прошлого становится достоянием музеев области, а музеи- золотой запас человечества. Музейный фонд Восточно- Казахстанской области составляет свыше 300 000 единиц хранения.

Области Казахстана различались по характеру народного творчества. В северных областях излюбленными были холодные тона, в южных- более яркие сочные цвета, так же для юга характерны растительные формы орнамента. Наиболее развитые формы изобразительного искусства- станковая живопись, графика и скульптура- не были доступны народу . Природе Казахстана посвятил ряд своих картин русский живописец В.В. Верещагин, передавший в них казахский пейзаж: выжженную знойным солнцем степь; горы, окружающие Лепсинскую долину.

Жизненный и правдивый образ казаха создан им в картине «Киргиз с беркутом».

Молодое профессиональное изобразительное искусство республики прошло чрезвычайно трудный и сложный путь становления и развития.

Единственным художником в Казахстане был Н. Хлудов, вокруг него и группировались первые художники, появившиеся в республики начале 20-х годов.

Многовековое самобытное казахское народное искусство формировалось в условиях патриархально-феодального уклада и кочевого образа жизни казахского народа. Наибольшее развитие получили такие виды искусств, как прикладное, устное  песенно-поэтическое и музыкальное творчество. Письменная казахская литература отсутствовала ,народное творчество могло находить свое выражение лишь в стихах, легко укладывающихся в песню. Так появились стихи-песни, поэмы-песни, даже целые романы в песенно-стихотворной форме. Во всех этих произведениях казахский народ с большой  художественной силой и мастерством отражал свои сокровенные мысли, свое поэтическое восприятие окружающего мира и чувства. Веками создавалась умная и человечная культура казахского народа. Казахский эпос с глубоким уважением воспел женщину. Прекрасны образы верных подруг батыров: рассудительная Кортка, преданная  Аю-Бикеш, находчивая Ак-Жунус, пленительная Назым. Многострадальная история казахского народа , восстания ИсатаяТайманова, Амангельды и других народных героев отразились в многочисленных исторических песнях и в свою очередь обогатили творчество казахского народа. Песня  стих и музыка были неотделимы, а литература была устной , требовавшей большого умения рассказчика- певца, культура художественного слова достигла у казахов высокого уровня.

Основными видами музыкального исполнения были сольное пение и сольная игра на народных струнных инструментах-домбре и кобызе. В богатейшем музыкальном фольклоре казахского народа выдающееся место занимает произведение замечательных народных композиторов XIX века-КурмангазыСагырбаева, Даулеткерея Шигаева и БиржанаКожагулова, Жаяу Мусы Баяжанова и т.д.

Характеризуя эстетические черты казахской народной музыки, академик Б.В. Асафьев отмечал: «Одно из замечательных качеств казахской песенной мелодики –ее проникновенная эмоциональная отзывчивость и чуткость, что обуславливает и вызывает удивительную гибкость интонации»

В течении многих столетий казахи Восточного Казахстана вели скотоводческое хозяйство, сама жизнь заставляла заниматься выделкой кож и войлока. Казахи издавна умели выделывать кожу и окрашивать ее в нужный цвет, владели техникой теснения, аппликации  и узорного шитья по коже. Своеобразная технология обработки кожи, существовавшая у казахов Среднего жуза, описана русским ученым А.И. Левшиным еще в первой половине XIX века. В кочевом казахском быту ни одно столетие народные мастера глубоко соблюдали традиции художественной обработки кожи. В Тарбагатайском ,Зайсанском районах Восточно-Казахстанской области  записаны рассказы  старожилов, содержащие сведения об обработке кожи.

Так на первой выставке при Московском университете демонстрировались две шубы из шкур жеребят, принадлежавшие Ч.В. Валиханову и А. Ханхожину из Семипалатинской степи.

У казахов есть поговорка  «Красота жизни заключается  в изящном седле и в народной  одежде». Особенно большое  внимание казахские мастера уделяли  в старину изготовлению и украшению конской утвари. Нарядные платья и красивейшая сбруя  употребляются ( особенно женщинами) не только на праздниках или при посещениях, но и во время перекочевок с одного места на другое. В кургане №11 Берельского могильника, найдены элементы конской сбруи IV-IIIвеков  до н.э. Это березовые, гнутые, треугольные, в сечении дужки седел. Много старинных седел хранится в музеях Казахстана.

Обязательной частью казахского костюма были кожаные пояса, особой красотой отличались мужские пояса с подвесками – « окшантай». В коллекции историко- краеведческого музея имеется семь поясов с функциональными и декоративными подвесками.

Общеизвестна беспримерная любовь казахов к лошадям, верным спутникам кочевой жизни. Украшения конского снаряжения, имевшие декоративное значение, выполняли прежде всего эстетическую функцию. Мастера изготавливали бляхи-накладки, бляхи-подвески, распределители ремней, султанчики, пряжки и т.д. Следует добавить, что в изготовлении любой вещи, связанной с лошадью, казахи вкладывали свой талант и мастерство. Украшалось вся сбруя лошади: нагрудник, подхвостник, подпруги, ленчик седла и т.п.

Юго-восток и восток Казахстана  это традиционные районы вышивки. Казашки мастерицы с особой любовью украшали бытовые предметы – края полотенец, постельные принадлежности, подушки, покрывало, занавески, а так де различные виды одежды_ платья , камзолы, юбки, головные уборы, рубахи, халаты. В коллекции Центрального Государственного музея Казахстана хранится уникальный образец золотошвейного искусства-тускииз из Кокпектинского района Восточно-Казахстанской области. Дополнительную красоту тускиизам придают узоры  из коралловых бус, металлические серебряные бляхи, фигурные перламутровые бляшки и обязательные пучки перьев филина. При изготовлении войлочного ковра «тускииза» казахи пришивали к его верхним углам перья филина, чтобы злые люди не сглазили мастера изделия.

Наряду с тускиизами многие вышитые изделия. Имея утилитарное назначение, входили составной частью в комплекс оформления юрты , который отличался высоким художественными достоинствами и национальным  своеобразием. Юрта со всем убранством передавалась по наследству, каждое изделие , входящее в ее ансамбль связано было с родословной семьи. Все изделия в юрте-это не только традиционный декоративный  предметный набор, здесь уважение к истории семьи, воплощенной в вещах, а весте и составляет художественную атмосферу юрты. Отцовская юрта считалась как бы священной, в ней обсуждались все важные вопросы, события, касающиеся целого рода.

Значительных высот  художественного мастерства достигло искусство изготовления войлочных ковров у казахов Восточного Казахстана. Племена эпохи бронзы  употребляли  нити из шерсти овец, коз, а так же растительные нитки из дикой конопли , льна, крапивы. Широко был распространен в древности войлок. При раскопках памятников могильника Берель в 1997-2001 г.г. в кургане №11 были обнаружены  остатки кошмы. Во всех казахских хозяйствах каждый год изготавливали войлочные и тканные изделия, привлекая к работе взрослых и детей. Так девочками с 8-10 лет поручали сбор шерсти, более ловким разрешали взбивать ее палочкой « сабау», в 11-12 их учила мастерица навивать основы ткацкого станка, а  в 13-14- учила ткать.

В Восточном Казахстане имеются довольно значительные пространства, покрытые лесом , именно поэтому казахи еще издавна были  знакомы с резьбой по дереву и его обработкой. Жители этого региона 2,5 тысячи лет назад изготавливали великолепные изделия из дерева: бляхи, псалии, подвески, разделители ремней и т.д. Здесь же были найдены уникальные костяные находки, украшавшие в древности конское снаряжение. Резьба по дереву требовала определенных навыков, поэтому мастерство передавалось из поколения в поколение, по наследству от отца к сыну.

Были найдены многочисленные украшения в Восточном Казахстане в погребениях эпохи бронзы,позволяющие утверждать, что женщины в это время носили большие с раструбом серьги и спиральные кольца, обложенные листовым золотом .Так же упоминалось о серьгах со спиральным завитком на конце. Они известны по раскопкам курганов 17, 17а Зевакинскогомогильника.Украшения андроновской культуры эпохи бронзы  убедительно свидетельствуют о зарождении ювелирного искусства на территории Восточного Казахстана в XVI-XIVвв. до н.э.

В четырех поселениях эпохи бронзы -Трушниково, Канай , Мало-Красновка, Усть-Нарым  было найдено  свыше 15000 костей , позволивших судить о скотоводстве и охоте в древнюю эпоху.

К одному из самых традиционных и самобытных видов искусства казахов относится резьба по кости.Из кости делали наконечники стрел, проколки, лощила, тупики и совки из челюсти быка или лошади.

Все эти факты свидетельствуют о том , что культура и искусство казахов это целая наука, погрузившись в которую, можно узнать большое количество информации о жизни и традициях этого народа. Найденные курганы и могильники показываю нам , что с древнейших времен казахи были трудолюбивым народам , почитающим свои обычаи и традиции. А культура далекого прошлого становится достоянием музеев области, и благодаря этому не прервется линия древних обычаев и традиций, показывая истоки казахской народной культуры и искусства.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *