Разработка открытого урока “Эмоции и чувства”


Сыздыкова Айгуль Сурагановна

преподаватель КГКП “Северо-Казахстанский профессионально-педагогический колледж” г.Петропавловск

№ сабақтың жоспары

План урока №

Сабақтың тақырыбы:

  Тема занятия: «Эмоции и чувства».

Сабақтың типі: Тип урока: Урок изучения новых знаний

Сабақтың  мақсаты:

 Цели урока:      

 1.Образовательная:

Познакомить студентов с понятиями «эмоциональная сфера личности», «чувства», «эмоции», «аффекты», «настроения»;

Показать важность эмоциональной регуляции жизнидеятельности человека.

развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля;

 2.Развивающая:  Развить навыки идентификации эмоционального состояния других людей  по невербальным признакам,проявляющимся в поведении. обучить навыкам определения эмоциональных состояний других людей по мимике и жестам;

 3.Воспитывающая: Формировать навыки выстраивания доброжелательных взаимоотношений с окружающими. Самостоятельности, активности,добросовестного отношения к выполнению заданий.

Оқудың әдісі:

Методы обучения: Словесные(лекция, проблемно- эврестическая беседа) демонстрация, практический метод, видеометод, просмотр отрывка сериала «Обмани меня»  

Сабақта өз бетінше істейтін жұмыстың түрлері:     

Виды самостоятельной работы на уроке: работа с раздаточным дидактическим материалом.

Сабақтың материалдық-техникалық жарақтандыру:                      

Материально-техническое оснащение урока:работа с интерактивной доской, презентация к уроку –  Power Poin, раздаточный дидактический  материал, наглядный материал (изображение эмоций и жестов, дерево с яблоками);

индивидуальные листы;

                                     Сабақтын мазмұны мен жүруі

                                             Содержание и ход урока                                     

1.Үйымдастыру кезеңі

Организационная часть:

Приветствие студентов, создание положительного эмоционального фона к уроку(играет тихая спокойная музыка)

Давайте по приветствуем друг друга. Каждый из вас в момент, приветствия может показать улыбку, радость.

  1. Мотивация учебной деятельности

Наша жизнь наполнена различными чувствами и эмоциями: мы радуемся и грустим, любим и ненавидим, обижаемся и восхищаемся. А что делать, если наши чувства отравляют нам жизнь? Если они разрушают отношения с близкими и друзьями? Вы хотите научиться справляться с обидой или страхом, с тревогой или ревностью? Вы хотите научиться радоваться жизни и направлять энергию эмоций на реализацию своих планов?

Современная техническая эпоха требует от нас и ценит в нас в первую очередь развитие ума, интеллекта. Чувства вроде бы отошли на второй план. Еще бы, с чувствами неудобно!

Эмоциональный человек открыт, его легко ранить, причинить боль. Зато как удобно ничего не чувствовать! Нет эмоций — нет боли. Мы привыкаем закрываться. Сначала стараемся никому не показывать эмоции. Мы же гордые и сильные! Не плачем, не восхищаемся, не восторгаемся, не сочувствуем, не переживаем и не печалимся.

Перестаём радоваться, надеяться, доверять. И  вдруг однажды мы  делаем неожиданное открытие: жизнь стала серой, скучной. Ушли яркие краски, сочность, вкусность жизни. Вяло удивляемся: почему? А все очень просто: нельзя запретить себе испытывать отрицательные эмоции. Мы так устроены: либо чувствуем, либо нет. Эмоции – это единственное человеческое сокровище!

Подводя итоги какого-то периода своей жизни ни звания, ни должности, ни машины или бриллианты вспоминают люди, а почему-то вспоминают они самые яркие эмоционально окрашенные события жизни: празднование дня рождения или Нового года, когда ты еще ребенок, первое 1-ое сентября, весеннее счастье юности, признание в любви, рождение собственных детей, моменты творческих прорывов.

Если эмоциональные состояния не вспоминаются — жизнь кажется пустой, если их много — яркой и наполненной.

Мы учимся так жить, чтобы быть счастливыми, чтобы окружающие уважали, чтобы быть успешным в общении, состояться как личность, жить в гармонии с собой, другими людьми и окружающим миром.

Древняя притча

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

– Что ещё слепить тебе? – спросил Бог.

– Слепи мне счастье, – попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Вы можете лепить свою жизнь так, как желаете сами. Вы можете выбрать: жаловаться ли на проблемы, копить негатив или работать над собой, решать проблемы, чтобы Ваша жизнь стала гармоничнее, радостнее, успешнее и светлее.

Человек — существо эмоциональное, реагирующее. Мы радуемся, волнуемся, боимся, раздражаемся, удивляемся.

При отрицательных эмоциях и чувствах в кровь поступает адреналин, от которого сужаются сосуды, повышается кровяное давление, и активизируются все энергетические процессы в организме.

Если эмоции и чувства очень сильны (при потере близкого человека), то нужно дать организму разрядку –  не стоит сдерживать слезы, иначе печаль, не выраженная слезами, плохо отразится на здоровье.

  1. Изучение новой темы (Слайд 1)

Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое эмоции и чувства, какие виды эмоций можно выделить, а также о том, какую роль они играют в жизни человека.

Проблемный вопрос:-Что такое эмоции человека? Привидите примеры.(Слайд 2)

Какие виды эмоций вы знаете? (студенты высказывают свое мнение)

Давайте запишем: эмоции – это короткие душевные переживания, чувства – это длительные душевные переживания Кто может привести пример, как мы выражаем эмоции и чувства?

(Получил плохую оценку, испытал обиду, злость – эмоции, весь день был огорчен, напряжен – чувства).

Знакомство с основными эмоциями человека (Слайд 3 – 14)

Человек не может оставаться равнодушным к окружающему его миру. Предметы и люди , с которыми он сталкивается , события, свидетелем или участником которых он становится, вызывают у человека различные чувства: радость, печаль, хорошее или плохое настроение , испуг, возмущение, гнев. Они выражают отношение человека к действительности.

Кто может привести пример, как мы выражаем эмоции и чувства? (Слайд 15)

 Чувства проявляются в мимике

В мимике (выразительные движения лица)

В пантомимике (выразительные движения всего тела – поза, жест)

В вокально-голосовой мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловое ударение)

 Просмотр сериала «Обмани меня»  

Упражнение  «Изобрази эмоцию » .

Отгадать зашифрованную эмоцию (Слайд 16- 23)

Чувства играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения, они сигнализируют о том ,как протекает деятельность, все ли в жизни обстоит благополучно. Вот, например, испортилось у человека настроение. Он и сам не всегда знает, отчего это произошло. Существует даже такое выражение –беспричинная грусть. Но причина все-таки обязательно есть. И чувства, сигнализируя человеку о том, что что-то случилось, заставляют искать причину испортившегося настроения, анализировать свои и чужие поступки. В конце концов причина обнаруживается: несправедливо упрекнул близкий человек, поссорился с другом, работа, выполнена хуже, чем хотелось бы.

(СЛАЙД  24)

Чувства субъективно- для человека- выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Положительные эмоциональные состояния ( восторг, удовольствие) свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей. Неудовлетворенные потребности сопровождаются отрицательными эмоциями (стыд, злость, утомление).

(Преп-ль просит студентов  вспомнить иерархию человеческих потребностей и привести пример).

Виды чувств(Слайд 25- 29)

Моральные чувства:

  • – чувство справедливости
  • – чести
  • – долга
  • – ответственности
  • – патриотизма
  • – солидарности
  • – творческое вдохновение
  • – трудовой энтузиазм

Интеллектуальные:

  • – чувство удивления
  • – сомнения
  • – уверенности
  • – удовлетворения

  Эстетические:

  • чувство красоты
  • – восхищения прекрасным
  • – возвышенного

Характер отношений между любящими людьми. В любви есть много такого, что трудно выразить словами. Подумайте и напишите каждый какие ассоциации вызывает у вас понятие «любовь»

Любовь- это

Любовь- это…

Ответственность

Трудная работа

Удовольствие

Преданность

Забота

Честность

Секс

Доверие

Близость

Общение

Компромиссы

Признание различий

Ранимость

Открытость

Уважение

Дружба

Сильные чувства

Любовь- это не…

Ревность

Чувство собственности

Боль

Жестокость

Секс

Наваждение

Проявление эгоизма

Грубость

Нежелательная беременность

Зависимость

Отказ от своих интересов

Самоутверждение

Страх

Манипулирование

Запугивание

Перебранки

Ожидание удовлетворения всех потребности 


Настроения аффекты
( Слайд30- 32))

  • Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное  состояние, захватывающее в течение  некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека.
  • Аффекты – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.

Аффект в психологии — это сильные, а также кратковременные эмоции (переживания), которые наступают после определенных раздражителей. Состояние аффекта и эмоции отличаются друг от друга. Эмоции воспринимаются человеком как неотъемлемая часть себя — «Я», а аффект — это состояние, появляющееся мимо воли человека. Аффект возникает при неожиданных стрессовых ситуациях и характеризуется сужением сознания, крайней степенью которого выступает патологическая аффективная реакция.

  1. Способы избавления от отрицательных эмоций (Слайд 33)

Поменять цвет одежды

Побыть одному

Погулять

Заняться спортом

Посмотреть на себя со стороны

Почитать книгу

Послушать музыку

Сжать кулаки посчитать до десяти

Чаще улыбаться, даже если тебе не хочется

Как еще можно побороть своих внутренних врагов?

Побороть отрицательные эмоции может музыка.

Можно ли сказать что, музыка влияет на наше настроение, на наши эмоции? Конечно (если грустно можно включить веселую музыку, если в гневе – спокойную, медленную).

Можно использовать различные естественные приёмы саморегуляции: смех, улыбку, юмор; размышления о хорошем, приятном;расслабление мышц; общение с природой; музыку, танцы;мысленное обращение к высшим силам.

  1. Подведем итог занятия

Как мы можем управлять своими эмоциями, с помощью каких средств?

Цвет одежды, комкать или рвать бумагу, с помощью музыки, с помощью счета про себя, зеркало (если плохое настроение нужно посмотреться в зеркало и улыбнуться даже если очень не хочется и настроение тоже изменится; если тебя обижают – нужно рассмеяться, или не обращать внимания, уйти).

Вы видите, что существует много приёмов, которые позволяют нам регулировать своё психоэмоциональное состояние.

Оценим наше занятие – подходим к столу, выбираем смайлики.

Если вы оказались в трудной жизненной ситуации, всегда помните о том, чем вы владеете. У вас есть опыт, знания, чувства, желания, надежда, вера, способность любить и ещё много замечательных вещей. Помните об этом и не теряйтесь! 

Перешагните, люди, через грусть!

Вы улыбнулись, значит все в порядке.

Почаще смейтесь, радуйтесь и пусть

Улыбка станет утренней зарядкой!

И  не важны возраст или внешность,

Цвет волос — все это ерунда.

Ведь не ростом меряется нежность,

И не в сантиметрах – доброта.

Разрушить всегда легче, чем построить.

Обидеть легче, чем простить,

И врать всегда удобней, чем поверить,

А оттолкнуть намного проще, чем любить!

Привыкайте счастливыми быть!

От всей души желаю вам именно эмоциональной устойчивости!

Благодарю студентов за работу, активное участие.

Здоровья, благополучия, счастья, улыбок, настроения! 

Упражнение «Дерево настроения», с целью рефлексии. (Слайд 34)

Уч-ль: Я вас попрошу повесить на «Дерево настроения» яблоко, которое отражает ваше настроение в конце урока.

Красное яблоко – очень хорошее настроение.

Желтое яблоко – хорошее настроение.

Зеленое яблоко – грустное настроение.

2). Подведение итога.

Уч-ль: Давайте подведем итог. С какими эмоциями вы познакомились?

Уч-ся: Перечисляют эмоции.

Уч-ль: Что такое культура поведения? Культура эмоций и чувств?

Уч-ся: называют понятия.

Уч-ль: На следующем уроке мы с вами познакомимся со способами регуляции своих эмоций и чувств.

– индивидуальные листы;

 (Ученики высказываются по кругу).

4). Знакомство с понятием «культура эмоций и чувств».

Уч-ль: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о культуре эмоций и чувств. А также будем учиться управлять своими эмоциями и чувствами, т.е. воспитывать в себе эмоциональную культуру.

– Что такое культура?

Уч-ся: высказывают свое мнение.

Уч-ль: Культура – особенности и правила поведения человека в обществе .

– Как вы понимаете, что такое культура эмоций и чувств?

Уч-ся: высказывают свое мнение.

Уч-ль: Культура эмоций и чувств – умение положительно, правильно и бесконфликтно решать свои эмоциональные проблемы.

5). Упражнение «Ромашка», с целью решения эмоциональной проблемы, посмотреть на других как можно по-другому решить проблему.

Уч-ль: Сейчас мы посмотрим, как вы можете решить свои эмоциональные проблемы. Я предлагаю вам упражнение «Ромашка», на каждом лепестке ромашки есть ситуация, которую вам нужно прочитать, сказать какую эмоцию вы испытаете, как культурно разрешить эту ситуацию.

Все работаю в парах, затем пара зачитывает ситуацию, рассказывает свое решение. Остальные ученики внимательно слушают, и тоже предлагаю свое решение (высказываются по кругу).

  1. Итог урока

1). Упражнение «Дерево настроения», с целью рефлексии.

Уч-ль: Я вас попрошу повесить на «Дерево настроения» яблоко, которое отражает ваше настроение в конце урока.

Красное яблоко – очень хорошее настроение.

Желтое яблоко – хорошее настроение.

Зеленое яблоко – грустное настроение.

2). Подведение итога.

Уч-ль: Давайте подведем итог. С какими эмоциями вы познакомились?

Уч-ся: Перечисляют эмоции.

Уч-ль: Что такое культура поведения? Культура эмоций и чувств?

Уч-ся: называют понятия.

Уч-ль: На следующем уроке мы с вами познакомимся со способами регуляции своих эмоций и чувств. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *