Статья “Формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции”


Сабурова Айман Кумениевна

Преподаватель английского языка

Высшего колледжа города Щучинска Бурабайского района

Владение иностранным языком становит­ся неким ключом к профессиональному успеху современного специалиста. Выпускники могут читать литературу по специальности, воспроизвести заученные темы, но затрудняются свободно излагать свои мысли на иностранном языке, участвовать в иноязычной профессиональной коммуникации. В настоящее время обязательным требованием 70% всех вакансий, имеющихся на отечественном рынке труда, является зна­ние иностранного языка для осуществления зарубежных профессиональных контактов. Современный специалист должен уметь не только общать­ся с зарубежными партнерами, но и использовать в своей работе международный профессиональный и культурный опыт. По исследованиям социологов самыми “запрашиваемыми” способностями в современном мире являются способность к творческому развитию и саморазвитию, способность к принятию творческого решения в процессе диалога, а это становится возможным только при достижении достаточно высокого практического языкового уровня. Иностранный язык становится универсальным средством профессиональной, производственной жизни, поэтому при обучении иностранному языку все более актуальной становится проблема развития и формирования профессиональной компетентности у студентов. Высокий уровень профессиональной компетентности специалиста достигается наличием у него профессиональных умений, приобретенных за время обучения в вузе. Иноязычные умения реализуются успешно в составе коммуникативной компетенции лишь в том случае, если они соответствуют профессиональным умениям, определенным квалификационными характеристиками специалистов данного профиля

Обучение иностранному языку сегодня рассматривается как одно из приоритетных направлений современного образования. Основной целью обучения иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции, а реализация воспитательной, развивающей целей происходит в процессе осуществления этой главной цели.

Применительно к иностранному языку рассматривается два вида компетенций в области иностранного языка: общие компетенции (General competences) и коммуникативную языковую компетенцию (Communicative language competence)

Коммуникативная компетенция включает: лингвистический компонент социолингвистический компонент прагматический компонент.

Компоненты коммуникативной компетенции: грамматическая или формальная или лингвистическая компетенция; социолингвистическая компетенция;  социокультурная компетенция.

Коммуникативная компетенция относится к группе ключевых компетентностей, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Коммуникативная компетенция влияет на учебную успешность.

Существует множество путей развития коммуникативной компетенции. Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную. Добиться формирования коммуникативной компетенции возможно, последовательно и системно продвигаясь по следующим направлениям. Прежде всего каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определенные сведения. В устной форме это осуществляется в виде монолога «Расскажи о себе», «Поделись мыслями на тему….» (сложность высказывания возрастает) и диалогической речи. Диалогическая речь постоянно практикуется на уроках. Определяются социальные роли и ведется диалог по различным темам. Очень  востребованными среди них  считаю бытовые «За столом» (гость-хозяин), «В магазине» (продавец – покупатель), «Как пройти» (местный житель – приезжий, полисмен – приезжий, прохожий), «На почте», «В банке», «На приеме у врача» и т.д.

В письменной речи о формировании коммуникативной компетенции можно говорить, когда студент способен заполнить анкету, сообщив о себе необходимую информацию. На старших курсах студенты овладевают очень полезной компетенцией – умение написать резюме. Они знакомятся с условиями задания: Ты собираешься устроиться на работу. Как ты думаешь, что твоему работодателю необходимо узнать о тебе? Напиши все нужные сведения, не забывая о том, что ты должен заинтересовать того, к кому обращаешься. Также будущий специалист при устройстве на работу должен четко знать, что нужно и чего не делать и говорить  во время интервьюирования при устройстве на работу.

 

Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам, разработанный более 50 лет назад, и по сей день остается наиболее востребованным методом во всем мире. Этот метод отличается своей универсальностью, поскольку подходит и взрослым, и детям. Коммуникативная методика, как уже следует из ее названия, направлена именно на возможность общения, непринужденного разговора на иностранном языке. Этот метод формирует навыки и умения, которые позволяют учащимся уверенно пользоваться иностранным языком как средством общения и в реальной жизни, способствуют снятию языкового барьера, страха перед общением. Наибольшее внимание уделяется живому общению – практикуются навыки говорения и восприятия иностранной речи на слух, то есть основное – это разговор. Очень важно «пропускать» ситуацию «через себя», придавая ей личностный характер. Личностная ориентация, как показывает опыт изучения иностранных языков, значительно повышает эффект его усвоения, так как в этом случае наряду с интеллектом подключаются эмоции. Личностно-значимой ситуацию делает роль, которую студенты получают на время или постоянно.
Игра вообще в настоящее время считается одним из эффективных приемов обучения иностранным языкам. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, является наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями и навыками. Она способствует созданию на уроке обстановки естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно побуждает студентов к активному участию в учебном процессе, стимулирует и интенсифицирует его, вызывает интерес к изучению иностранного языка.

Языковые игры предназначаются для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком (фонетические, орфографические, лексические, грамматические игры). Психотехнические игры – для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний.  Основными  функциями психотехнических игр в обучении иностранному языку являются создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определенной ситуации для синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке, а также интенсивная тренировка употребления лексического и грамматического материала.  Например со студентами –технологами  провожу такие  игры: «Стакан чая», «Гости», «Волшебный графин». Цель – активизация употребления лексических единиц одной тематической группы, в ситуациях группового общения. Ролевая игра наряду с другими играми на уроках иностранного языка является эффективным методическим приемом для развития, в первую очередь, коммуникативной компетенции студентов. Ролевая игра превращает познавательный процесс в потребность. Провожу такие ролевые игры: «В аэропорту», «В офисе», «На выставке», «В супермаркете», «В кафе», «В ресторане»,  «В банке», «Интервью» , «Деловая встреча», «На конференции» и т.д.

В современной психологии справедливо отмечается, что учение по сравнению с игрой загружает воображение ребенка, почти не использует таких важных его достижений, как сформированность способности легко замещать одни предметы другими, легко менять роль и подчиняться ее требованиям; по детали, фрагменту представлять целое.

Ролевая игра как метод обучения в последние годы завоевывает все большее признание у преподавателей любых предметов. Она стала часто использоваться на уроках обществознания, истории, литературы. В обучении иностранным языкам она является незаменимым методическим приемом, так как способствует реализации основного направления в современной методике – коммуникативного, имеющего своей целью развитие практического навыка общения на иностранном языке, то есть коммуникативной компетенции студентов.

Ситуативные упражнения используются для презентации употребления лексического и грамматического материала, для развития навыков разных видов чтения, аудирования. Коммуникативный метод реализуется в значительном количестве упражнений и заданий на развитие навыков говорения.

 

Итак,  коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими удаленными людьми и событиями, навыки работы  в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Студент должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *