Открытый урок: «Образование слов при помощи суффиксов»


Кыдырбекова Айбала Ануарбековна

преподаватель русского языка и литературы средней школы №8

Мангистауская область, г.Жанаозен

Цели:

– систематизировать знания и дать общую характеристику о суффиксе как части слова, формировать у учащихся понятия о составе слова и способах словообразования;

– развивать речь учащихся, учить правильно делать словообразовательный разбор в слове, активизировать мыслительную и познавательную деятельность, способность критически и логически мыслить;

– воспитывать умение работать в группах, учить оценивать себя и товарищей по классу, отстаивать свое мнение.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточные карточки, иллюстративные картинки, матрешки – оценки.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Пробуждение интереса (подготовка учащихся к уроку)

Психологический настрой учеников к уроку.

Урок начинается со слов Президента.

«Я верю в нашу молодежь, уверен, что ваши знания, ваша энергия и ваш труд будут работать на построение сильного и процветающего Казахстана»

 

  1. Проверка домашнего задания

Какие изменения происходят в нашей Республике? В какую сторону мы меняемся в лучшую или худшую?

Ученики должны были дома написать эссе по этим вопросам.

Например: Мы живем в Республике Казахстан, мы Независимое государство, у нас своя денежная система, свой государственный язык. Мы дружная страна, в нашей стране проживают много людей разных национальностей, Мы меняемся в лучшую сторону, сейчас у нас есть возможность получать бесплатное образование. Нас учат хорошие учителя, которые верят в наши знания. Сейчас строят новые школы, больницы, высшие учебные заведения. Я очень счастлива, что живу в такой стране.

 

  1. Осознание смысла: обьяснение новой темы

Прежде чем начать обьяснение новой темы, на интерактивной доске изображается графические обозначения частей слов, одно графическое обозначение суффикса остается учениками незамеченными, так как с этой частью слова они незнакомы, а остальным частям слова они дают обьяснение, приводят примеры. При ответе треугольного графического обозначения затрудняются ответить.

 

Фронтальный опрос.

Вопросы к ученикам:

  • Что такое окончание? Для чего оно служит?
  • Что такое основа? Что входит в основу?
  • Что называется корнем? Что в нем заключено?
  • Что называется приставкой? Для чего она служит?
  • Что изучает словообразование?

 

Целевая установка:

Сегодня на уроке вы узнаете более подробно, какую роль в слове выполняет суффикс и какие значения он может иметь.

Ребята, треугольным графическим обозначением мы обозначаем часть слова «Суффикс» Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для оборазования новых слов. Например:

Школа+ник=Школьник

Учить+тель=Учитель

Шахматы+ист=Шахматист

Мама+очк=Мамочка

На интерактивной доске изображаются картинки этих примеров.

 

  1. Работа с учеником

Задание 1. Упр. 3, стр. 71. От данных слов при помощи суффиксов образуйте названия лиц.

  • Чик: доклад, рассказ, перевод, водопровод.
  • Щик: камень, бетон, барабан.
  • Тель: читать, писать, строить, изобретать.
  • Ист: танк, трактор, журнал, футбол.
  • Ник: лес, двор, защита, физкультура.

 

  1. Минуты отдыха

Стихи о составе слова

  1. Окончание
  2. Корень
  3. Суффикс
  4. Приставка
  5. Основа

 

  1. Сделать разбор по составу: Группа: ротик, дворник
  2. Группа: березка, слоненок
  3. Группа: домик, мамочка

 

  1. Сделать словообразовательный разбор:
  2. Группа: подоконник, школьник
  3. Группа: подстаканник, верблюжонок
  4.    Группа: глазки, журналист

 

  1. Подведение итогов урока:

Что нового интересного я узнал – (а) на уроке?

Устно высказывают ученики свое мнение об уроке.

 

  1. Домашнее задание: Группа: Упр. 1, стр. 77
  2. Группа: Упр. 8, стр. 81
  3. Группа: Упр. 10, стр. 82
  4. Выставление оценок уч – ся

 

  1. Слово жюри. Присудили звание: 3 группа – “Самая образованная команда”

1 группа – “Самая умная команда”

2 группа – “Самая дружная команда”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *