Открытый урок: «Образование слов при помощи суффиксов»
Кыдырбекова Айбала Ануарбековна
преподаватель русского языка и литературы средней школы №8
Мангистауская область, г.Жанаозен
Цели:
– систематизировать знания и дать общую характеристику о суффиксе как части слова, формировать у учащихся понятия о составе слова и способах словообразования;
– развивать речь учащихся, учить правильно делать словообразовательный разбор в слове, активизировать мыслительную и познавательную деятельность, способность критически и логически мыслить;
– воспитывать умение работать в группах, учить оценивать себя и товарищей по классу, отстаивать свое мнение.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточные карточки, иллюстративные картинки, матрешки – оценки.
Ход урока:
- Организационный момент
Пробуждение интереса (подготовка учащихся к уроку)
Психологический настрой учеников к уроку.
Урок начинается со слов Президента.
«Я верю в нашу молодежь, уверен, что ваши знания, ваша энергия и ваш труд будут работать на построение сильного и процветающего Казахстана»
- Проверка домашнего задания
Какие изменения происходят в нашей Республике? В какую сторону мы меняемся в лучшую или худшую?
Ученики должны были дома написать эссе по этим вопросам.
Например: Мы живем в Республике Казахстан, мы Независимое государство, у нас своя денежная система, свой государственный язык. Мы дружная страна, в нашей стране проживают много людей разных национальностей, Мы меняемся в лучшую сторону, сейчас у нас есть возможность получать бесплатное образование. Нас учат хорошие учителя, которые верят в наши знания. Сейчас строят новые школы, больницы, высшие учебные заведения. Я очень счастлива, что живу в такой стране.
- Осознание смысла: обьяснение новой темы
Прежде чем начать обьяснение новой темы, на интерактивной доске изображается графические обозначения частей слов, одно графическое обозначение суффикса остается учениками незамеченными, так как с этой частью слова они незнакомы, а остальным частям слова они дают обьяснение, приводят примеры. При ответе треугольного графического обозначения затрудняются ответить.
Фронтальный опрос.
Вопросы к ученикам:
- Что такое окончание? Для чего оно служит?
- Что такое основа? Что входит в основу?
- Что называется корнем? Что в нем заключено?
- Что называется приставкой? Для чего она служит?
- Что изучает словообразование?
Целевая установка:
Сегодня на уроке вы узнаете более подробно, какую роль в слове выполняет суффикс и какие значения он может иметь.
Ребята, треугольным графическим обозначением мы обозначаем часть слова «Суффикс» Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для оборазования новых слов. Например:
Школа+ник=Школьник
Учить+тель=Учитель
Шахматы+ист=Шахматист
Мама+очк=Мамочка
На интерактивной доске изображаются картинки этих примеров.
- Работа с учеником
Задание 1. Упр. 3, стр. 71. От данных слов при помощи суффиксов образуйте названия лиц.
- Чик: доклад, рассказ, перевод, водопровод.
- Щик: камень, бетон, барабан.
- Тель: читать, писать, строить, изобретать.
- Ист: танк, трактор, журнал, футбол.
- Ник: лес, двор, защита, физкультура.
- Минуты отдыха
Стихи о составе слова
- Окончание
- Корень
- Суффикс
- Приставка
- Основа
- Сделать разбор по составу: Группа: ротик, дворник
- Группа: березка, слоненок
- Группа: домик, мамочка
- Сделать словообразовательный разбор:
- Группа: подоконник, школьник
- Группа: подстаканник, верблюжонок
- Группа: глазки, журналист
- Подведение итогов урока:
Что нового интересного я узнал – (а) на уроке?
Устно высказывают ученики свое мнение об уроке.
- Домашнее задание: Группа: Упр. 1, стр. 77
- Группа: Упр. 8, стр. 81
- Группа: Упр. 10, стр. 82
- Выставление оценок уч – ся
- Слово жюри. Присудили звание: 3 группа – “Самая образованная команда”
1 группа – “Самая умная команда”
2 группа – “Самая дружная команда”