« Словесное речевое творчество детей старшего дошкольного возраста»


                                         Воспитатель высшей категории: Фоменко Галина Михайловна

                                                                               КГКП я/с № 18 « Гномик»   г.Экибастуз

На протяжении многих лет, в условиях детского сада, было замечено, что старшие дошкольники не умеют пользоваться базовыми нормами и правилами родного языка в пределах возрастной компетентности, не умеют применять в своей речи речевые знания в конкретной ситуации имеют слабый речевой запас. Основываясь на эти наблюдения, я уже четыре года работаю над речевым словесным творчеством детей. Словесное творчество — это один из видов развивающего обучения. Вся сложность развивающего обучения заключается в том, что надо не объяснять, не рассказывать ребенку способ действия, правило, а так организовать его собственную деятельность, чтобы он сам пришел к ним закономерно и неотвратимо. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности— одна из задач обучения. Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащает сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми, свое поведение, а следовательно, и личность в целом. Задача воспитателя — воспитание свободной личности, способной к полноценному общению. Но как развивать речевое общение детей? Как ребенка, уже умеющего говорить, научить разговаривать? Вопрос актуальный, это не одно и то же. Говорить — значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребенок должен владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным. Разговаривать — это значит беседовать, вести разговор, общаться. Чем богаче речь ребенка, тем сильнее его стремление к общению с окружающими людьми.  Старшие дошкольники болезненно ощущают имеющие у них недостатки речи, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым. дошкольный возраст — возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Чтобы такие навыки у детей вырабатывались, нужно создать им определенные условия. В первую очередь, это развивающая среда. «В пустых стенах ребенок не заговорит…» – заметила в свое время Е.И. Тихеева. Поэтому мы большое внимание уделяем предметно-пространственной среде. Ведь дошкольная группа — это среда обитания ребенка, в которой он находится большую часть времени и может реализовать свои интересы. Вторым условием — и не менее важным для развития навыков эффективного общения — является широкая речевая практика. Дети должны иметь возможность общаться не только со своими сверстниками, но и с детьми младше и старше себя. Мы стараемся обеспечить детям такую возможность. Совместные праздники, театрализованная деятельность, «походы» в гости стали нашей традицией. Третьим условием эффективного общения является детское речевое творчество, его поддержка и развитие. Необходимо создавать условия, помогающие детям овладеть творческой продуктивной речевой деятельностью. Это прежде всего ,совместная деятельность взрослых и детей в форме творческой мастерской «Веселый язычок». Особое значение в речевом развитии имеет диалог со сверстником. Из основного принципа развивающего обучения вытекают следующие задачи:

– Активизировать и уточнять словарный запас детей, обогащать его названиями предметов, действий, признаков.

– Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над

интонационной выразительностью.

– Развивать творческою самостоятельность в создании художественных образов,

используя мимику, жесты, фольклор.

– Воспитывать культуру речевого общения.

– Учить сотворчеству со взрослыми, в процессе сочинения небылиц, сказок.

– Учить кодировать и анализировать полученную информацию.

– Побуждать детей использовать импровизации на заданный текст сказки, стихотворения,

небылиц.

– Учить подбирать рифмы. Подводить к коллективному творчеству в сочинении

стихотворений.

– Воспитывать чувство находчивости, изобретательности юмора.

– Учить сочинять сказки с помощью ТРИЗ и РТВ.

Все эти задачи решаются с помощью практической деятельности это:

Придумывание сказок:

– По предложенному началу;

– Вхождение в воображаемую ситуацию;

– С реальными героями, обладающими фантастическими свойствами;

– Моделирование действий героев;

– Животные герои сказок. Придумывание рассказов:

– О реальных событиях;

– О выдуманных событиях;

– От лица героя.

Придумывание смешного:

– Придумывание смешных словосочетаний и фраз;

– Шутливое объяснение фразеологизма;

– Придумывание смешных рассказов, частушек. Стихотворчество

– Придумывание рифм;

– Придумывание рифмованных фраз;

– Сочинение стихов. Придумывание загадок:

– О весне;

– О животных;

– О явлениях природы. Лексические формы:

– Антонимы;

– Синонимы;

– Омонимы.

Небылицы:

– О животных.

– Сказочные герои.

– Растительный мир.

– Великаны.

Все задачи и содержание данной работы по словесному творчеству, позволяет поднять на соответствующей уровень , речевое развитие детей.

 

 

 

Работа над небылицей.                       Составление творческого рассказа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *