Урок производственного обучения на тему «Овладение приемами подготовки двигателя трактора ДТ-75 к пуску».


Ермуханов Ержан Каиркельдинович
Мастер производственного обучения
КГУ “Тайыншинский колледж агробизнеса”

Цель урока: Сформировать у студентов умение в пуске пускового и основного двигателей.

Методы проведения уроков: Беседа, рассказ, упражнения, личный показ, самостоятельная работа.

Материально- техническое оснащение урока: трактор ДТ- 75, комплект инструментов, заправочный инвентарь, обтирочный материал.

Место проведения: Учебный полигон.

 

Ход урока

  1. Вводный инструктаж (40 мин)
  2. Сообщить тему и цель урока.
  3. Проверка знаний студентов.

– Какова емкость системы охлаждения, смазки, питания?

– Какой вид топлива используется для пускового двигателя?

– Какую роль играет масло для топлива пускового двигателя?

  1. Изложение нового материала и показ приемов работы.

– ТБ при пуске двигателя.

– Объяснить и показать приемы проведения ЕТО.

– Подготовка основного двигателя к пуску.

– Подготовка пускового двигателя к пуску.

– Пуск и остановка пускового двигателя.

– Пуск основного двигателя.

– Проверка контрольно- измерительных приборов.

– Остановка основного двигателя.

 

  1. Самостоятельная работа и текущий инструктаж (40 мин).
  2. ЕТО
  3. Подготовка трактора к работе.
  4. Подготовка пускового двигателя.
  5. Пуск пускового и основного двигателя.
  6. Остановка пускового двигателя.
  7. Проверка контрольно- измерительных приборов.
  8. Остановка основного двигателя.

Текущий инструктаж

  1. Наблюдение за упражнением студентов.
  2. Предупреждение ошибок.
  3. Контроль за соблюдением правил ТБ.
  4. Контроль за правильностью и последовательностью выполнения студентами приемов и операций.
  5. Оказание помощи студентам.

 

III. Заключительный инструктаж (10 мин).

  1. Анализ выполнения заданий.
  2. Сообщение оценок, комментирование.
  3. Домашнее задание.

 

Инструктаж по технике безопасности

По технике безопасности мастер производственного обучения должен сообщить следующее:

  1. Крышку горловины радиатора открывать с подветренной стороны ( с целью предотвращения ожогов паром и брызгами воды);
  2. Перед запуском двигателя убедиться в том, что рычаг коробки передач находится в нейтральном положении;
  3. Не начинать пуска двигателя при наличии людей в непосредственной близости от трактора;
  4. Не наматывать пусковой шнур на руку;
  5. Не стоять в плоскости вращения маховика пускового двигателя;
  6. Необходимо указать студентам, что правильные приемы выполнения всех задач данного задания являются и наиболее безопасными.

Задача 1. Овладение приемами подготовки двигателя к пуску.

Мастер производственного обучения указывает на важность постановки данной задачи, на необходимость обязательного выполнения всех ее пунктов.

Перед пуском двигателя необходимо:

  1. Проверить и при необходимости заправить топливом баки основного и пускового двигателей;
  2. Проверить, есть ли вода в радиаторе, при необходимости долить воду;
  3. Проверить уровень масла в картере дизельного двигателя и при необходимости долить масло (уровень масла проверяется не раньше чем через 30 мин после остановки двигателя);
  4. Проверить, открыт ли кран топливного бака;
  5. Убедиться в том, что рычаги переключения передач и управления задним ВОМ установлены в нейтральное положение, а боковой вал отбора мощности трактора выключен;
  6. Проверить, заполнена ли топливная система, для чего отвернуть вентиль с целью спуска воздуха, находящегося в корпусе фильтра тонкой очистки, прокачать систему. При прокачивании топливо должно течь из спускной трубки струей без пузырьков воздуха;
  7. Закрыть жалюзи, утопив рукоятку до отказа;
  8. Установить рычаг управления подачей топливного насоса в крайнее переднее положение, соответствующее наибольшей подаче.

Для двигателя ПД-10, кроме указанных пунктов, необходимо выполнить следующее:

  1. Выключить муфту сцепления редуктора пускового двигателя;
  2. Стартерную шестерню редуктора пускового двигателя ввести в зацепление с венцом маховика дизеля, отводя рычаг включения шестерни вверх и назад до отказа (при этом должен быть слышен щелчок). В случае, если шестерня редуктора не входит в зацепление с венцом маховика, следует прокрутить пусковой двигатель за маховик в течении 0,5- 1 с с включенной муфтой редуктора и повторить включение;
  3. Спустить конденсат бензина из пускового двигателя, отвернув спускную пробку;
  4. Открыть вентиль на отстойнике топливного бака пускового двигателя;
  5. Заполнить топливом карбюратор, для этого нужно нажать пальцем и придерживать кнопку утопителя;
  6. Смазать кривошипно- шатунный механизм пускового двигателя (после длительного перерыва в работе), для этого следует снять провод со свечи, открыть крышку воздушного патрубка карбюратора, открыть дроссельную и закрыть воздушную заслонки карбюратора, провернуть рукой коленчатый вал пускового двигателя на 2-3 оборота, подсоединить провод к свече.

Учащиеся самостоятельно тренируются в выполнении задачи до полного усвоения приемов.

 

Задача 2. Пуск двигателя ПД-10.

Мастер производственного обучения должен объяснить последовательность пуска двигателя в сравнении с пуском двигателя гусеничного трактора. Из-за конструктивных особенностей рычаги расположены несколько иначе, но, в принципе, последовательность пуска та же. Прикрыть воздушную и приоткрыть дроссельную заслонки карбюратора. Для облегчения пуска в холодное время года надо залить 2-3 куб.см смеси бензина с маслом в цилиндр пускового двигателя через заливной краник. Заливать чистый бензин (без масла) запрещается, так как бензин, смывая смазку с зеркала цилиндра, может привести к задирам цилиндра и поршня.

Запускаем двигатель ручным способом, для этого нужно завести узел пускового шнура в один из пазов на маховике пускового двигателя и намотать шнур по часовой стрелке, если смотреть на пусковой двигатель сзади, со стороны маховика. Второй конец шнура пропустить между пальцами, охватывающую рукоятку шнура. Категорически запрещается наматывать шнур на руку, так как при обратной вспышке может затянуть руку на маховик. Рывком потянуть на себя конец шнура, при этом пусковой двигатель должен начать работать. В случае, если двигатель не начал работать с первого вращения маховика, шнур надо вновь намотать и повторить пуск. Если же и после нескольких рывков шнуром двигатель запустить не удалось, следует слить конденсат из картера двигателя, для чего нужно отсоединить провод свечи, вывернуть пробку сливного отверстия и, проворачивая коленчатый вал шнуром за маховик, продуть кривошипную камеру.

После пуска пускового двигателя открыть воздушную заслонку карбюратора и, регулируя открытие дроссельной заслонки, прогреть пусковой двигатель, давая ему сначала при небольшом числе оборотов, а затем при нормальном числе оборотов, ограничиваемом регулятором. Нельзя работать на холостом ходу (без прокручивания двигателя) более 3 мин, так как это приводит к перегреву пускового двигателя.

 

Задача 3. Пуск основного двигателя.

Чтобы пустить основной двигатель после пускового двигателя, необходимо выполнить следующие операции:

  1. Плавно включить муфту сцепления редуктора пускового двигателя, провернуть рычаг муфты в сторону радиатора до отказа. Если при этом число оборотов рычага вала пускового двигателя начнет быстро падать, что указывает на недостаточный прогрев основного двигателя, следует выключить сцепление, снова увеличить число оборотов пускового двигателя, затем повторно включить муфту сцепления.
  2. При появлении вспышек и достаточном числе оборотов коленчатого вала, основного вала основного двигателя немедленно выключить муфту сцепления механизма передачи пускового двигателя.
  3. После пуска основного двигателя остановить пусковой двигатель. Делается это в такой последовательности:

– закрыть дроссельную заслонку;

– выключить зажигание, нажав кнопку выключателя магнето;

– не отпуская кнопки выключателя зажигания, закрыть воздушную заслонку;

– закрыть крышку воздушного патрубка карбюратора;

– закрыть кран топливного бака пускового двигателя.

  1. Проверить работу основного двигателя при среднем и максимальном числе оборотов холостого хода в течении 2-3 мин. Увеличивать и уменьшать число оборотов следует, плавно перемещая рычаг управления подачей топлива.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *