Статья «Использование метода фонетических ассоциаций на уроке английского языка»

Кабаева Надежда Ильдусовна

учитель английского языка

Костанайский социально-технический колледж

Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.

На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык.

Процесс обучения иностранному языку состоит из нескольких компонентов. Одним из них является обучение лексическим навыкам. Усвоение лексике является важнейшим звеном при обучении английскому языку на всех этапах, так как невозможно знать язык, говорить на нем не владея средствами языка, словами.

В настоящее время в методике преподавания иностранным языкам применяются различные традиционные и нетрадиционные методы обучения лексическим навыкам. Каждый из этих методов имеет свои особенности, достоинства и недостатки.

Одним из нетрадиционных методов обучения является метод ассоциаций или метод ключевых слов. Данный метод недостаточно широко распространен среди приемов и методов, традиционно используемых на уроках английского языка, и не слишком подробно описан в методической литературе. Однако в последнее время интерес к этому методу значительно возрос.

Основоположник данной методики неизвестен, но ассоциативный способ запоминания иностранных слов упоминается уже в литературе конца девятнадцатого века. Одним из первых научных исследований посвященных этому методу было исследование Аткинсона. Он с группой соавторов описал данную методику в своих статьях (там этот метод называется методом ключевых слов key word method). Эксперимент проводился в Стенфордском университете. Англоязычным студентам, участвовавшим в этом эксперименте, было предложено запоминать русские слова с использованием метода ключевых слов (метода фонетических ассоциаций) и без него. Высокая степень эффективности применения этого метода была доказана в результате этого эксперимента по сравнению с обычным заучиванием.

В ассоциативном методе применяются ассоциативные образы. Одним из главных требований к ассоциативным образам является их связь каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть, например, по цвету (black – white), форме (square), размеру (big – small).

Не следует навязывать ученику свою ассоциацию. Ценность идеи заключается в наличии у каждого своего ассоциативного образа при определенных требованиях: связь и общая заданная тема. Главное в методе ассоциация — это яркость образа. Чем ярче образы, тем легче создавать связи между ними, следовательно, тем больше слов можно запомнить. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными, образными, неожиданными, новыми. Например: есть английское слово bread (произносится как брэд), означающее «Хлеб». Ему созвучно русское слово «бред». Теперь представьте, что вы пришли в булочную, а там нет хлеба. Бред, верно? Складывается цепочка: «bread»-«бред»-«хлеба нет»-«хлеб». Подбор ярких ассоциаций позволяет быстро пополнять словарный запас. Вполне возможно запоминать по 100 новых слов в день. Это самый увлекательный метод, который помогает сделать процесс изучения иностранного языка не только интересным, но  развивает фантазию и воображение.  Итак, как же запоминать иностранные слова при помощи звуковых ассоциаций?

Например, в английском языке слово Sleep -спать ассоциируется со словосочетанием  «слипаются глаза». Английское слово HILL-холм фонетически ассоциируется с русским словом хилый.  Затем вам предстоит составить маленькую историю и представить ее, например,  «хилый с трудом взбирается на холм».  Метод фонетических ассоциаций (МФА) возник потому, что в самых различных языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. К тому же в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение, но с течением времени получившие различное значение. Часто люди пользуются этим методом, не отдавая себе отчета в том, что используют именно его. Теперь рассмотрим подробнее, в чем же именно заключается метод звуковых ассоциаций.

Итак, каждое  английское слово по звучанию, так или иначе, чем-то напоминает звучание какого-то русского слова. Пусть это слово никак не связано и не похоже на значение английского, но нас это не должно волновать. В методе самое главное связать наш образ с исконным значением слова, т.е. мы должны создать эффектную картинку, которая в любом случае всплывет в памяти, если мы услышим это слово, то ли в английском, то ли в русском варианте. Теперь главное, чтобы картинка была яркая и необычная. Что человек запоминает лучше всего, это:

— события, связанные с личными переживаниями, т.е. всё, что касается лично тебя;

— информация, связанная с жестокостью и насилием, т.е. то, что очень сильно бьет по эмоциям  (на любителя);

— если человека поставить в экстремальные условия  (или запомнишь, или плохо будет), чтобы выучить что-то. Но мы этого делать не будем и родителям не советую.

Чтобы понять естественные процессы запоминания нужно взглянуть на маленьких детей – как они запоминают. Дети используют все органы чувств, чтобы исследовать незнакомый предмет. Нужно пощупать, понюхать, посмотреть, что внутри и, самое главное, попробовать на зуб. Мы этого, конечно же, делать не будем. Мы все это просто будем представлять. Уже замечено, что любое представление вызывает ответную реакцию у организма. Представь себе вкус лимона. Ну что, уже пошла реакция? Вот так-то.

А теперь сам метод. Как это работает.

Например, после того, как мы подобрали созвучные слова к слову mascot – талисман, человек или вещь, приносящие счастье, мы составляем сюжет. МЕСтный КОТ был для всех талисманом (приносил всем счастье). При использовании этого метода звучание слова и перевод связываются воедино, и фонетическая форма иностранного слова ассоциируется в памяти с фонетической формой слова в родном языке.

Для улучшения запоминания мы будем использовать несколько дополнительных методов. Это способы ОЖИВЛЕНИЯ, ВХОЖДЕНИЯ, АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ, СОПУТСТВУЮЩИХ ОЩУЩЕНИЙ.

Итак, оживляем картинку – увидели кота, улицу, людей и их довольные лица – опять котяра принес удачу и счастье. А теперь войдите в эту картинку, станьте её участником. А какие ощущения можно почувствовать: прикосновения и запахи, услышать звуки. Возьмите кота на руки, погладьте его. Ведь вы, несомненно, имели такой опыт общения с котом.

Можно подумать, что это занимает массу времени, да ничего подобного – все это можно почувствовать в одно мгновение, особенно после некоторой тренировки, но ваши усилия окупятся сполна. Попробуйте, никогда не говорите – ерунда, если не испробовали на себе.

Еще один пример: слово puddle —  лужа, грязь. Созвучие ПАДаЛ. Здесь даже ничего придумывать не надо. Кто из нас не имел такого опыта или не был свидетелем падения кого-то в лужу. Весело, а может и грустно. Все зависит от того, кто падал. Старайся делать сюжеты смешными и необычными.

Не расстраивайтесь, если с первого раза не получится. Конечно, нужна практика. В ближайших будущих своих статьях я предполагаю поговорить с вами о произношении (для начинающих), где будет много примеров, как запомнить те или иные слова, используя ассоциативный метод. Главное понять процесс и плавно в него включиться.

P.S. Зная, что для многих существует проблема запоминания слов, я осуществила запись словаря 500 слов с ассоциативным рядом к ним. Если кого-то заинтересует, то обращайтесь. А здесь на сайте я выставлю первую запись.

Послушайте и берите на вооружение этот замечательный метод.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.