Урок литературного чтения “Миф “Дедал и Икар”


Алимова Гульвира Хисматовна

учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа №1»

города Кокшетау

Акмолинской области

Цель: Развитие познавательного интереса, расширение кругозора учащихся, раскрыть символический образ Икара, формирование умения работать в команде.

Ожидаемые результаты:

предметные: умение определять жанр изучаемого произведения, оценивать действия и поступки героев, творчески осмысливать прочитанное;

личностные: оценка ценностного и нравственного содержания мифа как образца античной культуры;

системно-деятельностные: активное участие в процессе анализа мифа, составления характеристик главных героев.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, русский язык.

Тип урока: урок изучения новой темы.

 

Ход урока

  1. Организационный момент:

«Надежда – это сон наяву»- так говорил древнегреческий философ Аристотель.

-Как вы понимаете эти слова?

  1. Постановка целей урока.

-Какие надежды у вас на урок?

-Почему мы начали урок именно с этого высказывания?

1) мы изучаем мифы древней Греции;

2) герои произведения, которое вы читали дома, тоже надеялись на лучшее.

Работать на уроке мы будем в различных амплуа, те выполняя различные роли.

III. Актуализация опорных знаний.

– Какие задачи мы будем решать на сегодняшний урок? (Что такое миф с точки зрения литературы; выяснить чему учит миф; значение мифов для общечеловеческой культуры).

-Ребята, а почему в современном мире мы до сих пор  изучаем мифы?

-Что вызывает интерес? (история наших предков, происхождение мира, человека, явлений природы, жизнь и события древних………)

-Что мы должны сегодня извлечь из мифов? (доказать, что мифы учат нас, содержат полезную информацию, выяснить, что пытались объяснить древние о жизни человека на земле, о его месте в окружающем мире).

– Мы сегодня будем работать с древнегреческим мифом «Дедал и Икар».

Перед чтением проведем словарную работу.

Афины  – город-государство в Аттике, которое с V века до н.э. играло наряду со Спартой ведущую роль в истории Древней Греции.

Акрополь – скалистый холм высотой 156 метров над уровнем моря находится в центре котловины Аттики. Крутой с трех сторон, он имеет подъем на вершину только с западной стороны.

Остров Крит  –  самый большой греческий остров, пятый по величине остров в Средиземном море.

Чтение текста учителем.

  1. Беседа. Вопросы сгруппированы и над ними работают по группам.

1-я группа.  Чем занимался Дедал на Крите? Из чего Дедал сделал крылья?

2-я группа.  Кто видел сына и отца, летящими? Что наблюдающие подумали?

3-я группа.  Как летел Дедал? Почему в небе Икар забыл о совете отца?

4-я группа.  Что сделал Дедал после гибели сына? Могла ли эта история закончиться счастливо?

5-я группа.  Какие чувства охватили Икара, когда он парил в «небесной лазури»?

6-я группа.  Кого мы называем сегодня Икарами? Какая мечта древних людей нашла отражение в этом мифе?

  1. Первичная проверка знаний и способов деятельности.

– Какой эпизод мифа показался вам самым печальным?

– Как называется море, в которое упал Икар?

VII. Закрепление знаний.

  1. Работа с иллюстрациями к мифу.
  2. Самостоятельная работа.

Составить кластер на тему “Дедал

– Для кого он делал крылья?

– Как Дедал  учил сына?

– Что подумали пастухи и рыбаки, увидев, как мастер с сыном улетели?

– В какое время суток герои оказались над морем?

– Нравился ли Икару полет?

– Что случилось с юношей?

– Какие чувства овладели Дедалом, когда не увидел он в синеве неба

летящего сына? Какие строки говорят, что Дедал очень любил своего сына?

  1. Введение нового знания в систему знаний.

– Почему люди запомнили полет Икара? Как об этом написано в мифе?

– Как вы думаете, была ли смерть Икара напрасной,   бесполезной?

– Какие мечты древних греков подтверждает этот миф?

(Уже в глубокой древности люди думали о том, как научиться передвигаться не только по суше и воде, но и по воздуху).

 

Я предлагаю вам составить синквейн. Тема – миф. Напоминаю вам правила составления синквейна.

Первая строка – тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвёртая строка – что автор думает? (Фраза из четырёх слов).

Пятая строка – новое звучание темы (синоним) или ассоциация.

VII. Домашнее задание предлагается двух вариантов.

Составить инструкцию пользования крыльями.

Написать письмо Дедалу.

VIII. Рефлексия.

– Давайте вернемся к задачам, поставленным в начале урока. Удалось ли нам решить эти задачи?

Что же такое миф с точки зрения литературы?

Чему научил древнегреческий миф «Дедал и Икар»?

Какое  значение имеют мифы для общечеловеческой культуры?

У вас на партах лежат таблички. В ней три столбика и цифры 1, 2, 3. Мы с вами сейчас должны оценить, как мы справились с поставленными задачами.

Если, прочитав задачу, вы можете сказать себе:

«Знаю хорошо» – поставьте в табличке ! (восклицательный знак);

«Имею представление» – знак «+»;

«Остались вопросы» – знак «?».

– Покажите мне ваши таблички. Молодцы!

– Я благодарю вас за урок.

  1. Итог урока

 

 

 

! – знаю хорошо + – имею представление ? – остались вопросы

 

     

 

 

 

Памятка по составлению синквейна.

 

  1. одно имя существительное в начальной форме
  2. два имени прилагательных
  3. три глагола
  4. одно предложение
  5. один синоним

Дополнительная информация

Афины, столица греческого государства, носит имя древнегреческой богини мудрости. Этот город – колыбель великой цивилизации.

Афины  – город-государство в Аттике, которое  с V века до н.э. играло наряду со Спартой ведущую роль в истории Древней Греции.

История Афин длится, по крайней мере, уже 3000 лет. Планируя поездку в Афины, вы планирует путешествие во времени в эпоху, когда боги и мистические существа путешествовали по миру.

В настоящее время Афины – это сложный город-космополит. Этот сдвиг заметен как в постепенной элитной  застройке  города, так и в гедонистическом образе жизни молодых афинян.

Помимо ежедневного солнца и прекрасных пляжей в Афинах есть бесконечное множество достопримечательностей, в которых легко запутаться самостоятельно. Экскурсии в Афинах – это погружение в любопытные моменты истории одной из самых древних и важных цивилизаций. А опытные гиды не дадут заскучать даже в самых классических обязательных музеях и памятниках таких, как Акрополь и Парфенон.

 

Акрополь – скалистый холм высотой 156 метров над уровнем моря находится в центре котловины Аттики. Крутой с трех сторон, он имеет подъем на вершину только с западной стороны.

В каждом полисе Древней Греции был свой Акрополь, но ни один из них не может превзойти Афинский по масштабности, планировке и сосредоточии такого количества памятников прошлых эпох.

Без него просто немыслима столица Греции, он по праву считается ее визитной карточкой, настоящей меккой для туристов со всего мира. Здесь время замирает, оно застыло в безупречном изяществе архитектурных форм. Все здесь выглядит величественно и поражает своим размахом и монументальностью, свидетельствуя о высоком уровне развития культуры древних греков и на протяжении столетий оставаясь образцом мирового зодчества.

Изначально на холме Акрополя находился императорский дворец, а 7 веке до нашей эры начались масштабные перестройки и был заложен фундамент первого и самого значимого храма — Парфенона. Он поражает не только своими размерами, но и особой планировкой — его можно видеть в объеме. Если смотреть на строение со стороны центральных ворот, взору предстают одновременно три стены. Секрет в том, что колонны Парфенона расположены под определенным углом друг к другу, этим обусловлен и ряд других интересных архитектурных особенностей. А главным украшением храма была статуя Афины, сделанная из слоновой кости и золота. Приблизительно в V веке до нашей эры ее увезли в Константинополь, где она сгорела во время пожара.

 

В Средиземноморье, омываемый тремя морями — Критским, Ионическим и Ливийским, — лежит остров Крит, принадлежащий Греции.  Остров Крит является одним из крупнейших островов Средиземного моря и занимает по величине 5-е место. В состав острова входят 4 греческих нома: Ираклион, Ретимнон, Ханья  и Ласити; крупнейшим из них является Ираклион.

Со всех концов света съезжаются туристы и потому, что остров Крит полон древних загадок и достопримечательностей, и потому, что его климат с древних времен слывет целебным. Отправляясь в экскурсионные туры на Крит, путешественники смогут не только узнать много интересного из жизни древних эллинов, но и насладиться удивительно красивыми и разнообразными пейзажами — горными, равнинными, морскими.

На Крите располагаются три горных массива: Дикти Левка-Ори  Псилорити , на склонах которых находятся небольшие деревушки. Горы перемежаются ущельями и долинами, и во всех 3-х массивах расположено свыше 3000 пещер, каждая из которых может считаться уникальной. Восточное побережье острова Крит славится ровными песчаными пляжами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *