«Деление обыкновенных дробей»
Ильясова Гульназ Карыбаевна учитель математики,
Акмолинская область Енбекшильдерский район
СШ№ 1 города Степняк
Тема урока: «Деление обыкновенных дробей»
Слайд 1
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: Слайд 2
- Образовательные: добиться усвоения правила деления обыкновенных дробей, его понимания и умения пользоваться им при вычислениях. Продолжить формирование навыка умножения дробей, сокращения дробей, перевода смешанного числа в неправильную дробь, нахождения обратного числа.
- Развивающие. Продолжить формирование математических знаний и приемов умственной деятельности (умение анализировать ситуацию и ориентироваться в действиях, научиться выполнять новое действие, довести его до автоматизации). Формировать элементы математической логики.
- Воспитательные. Формирование навыка пошаговой работы под руководством учителя (объяснение нового материала, первоначальное закрепление), восприятия информации на слух (математический диктант), формирования самооценки (рефлексия).
Наглядность: слайды, карточки с тестовыми заданиями, стикеры
Структура урока:
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания.
- Объяснение нового материала
- Физкультминутка
- Закрепление нового материала
- Итог урока. Рефлексия
Ход урока
- 1. Организационный момент. Здравствуйте, садитесь! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте покажем, как мы умеем работать. Тема сегодняшнего урока: деление обыкновенных дробей. Цель урока сформулировать алгоритмы деления обыкновенных дробей и смешанных чисел. Уметь применять полученные знания при решении примеров. Открываем тетради, записываем число, тему урока. Прежде чем приступим к изучению нового материала, давайте вспомним то, что проходили ранее.
Слайд 3
3.Актуализация опорных знаний, проверка д/з.
№789 ответ 16830 тенге
Слайд 4
Вспомним,
- Как называется величина, которая показывает, насколько частей разделена одна целая? (знаменатель)
- Как называется величина, которая показывает, сколько взято таких частей? (числитель)
- Какую дробь называют неправильной дробью?
- Как перевести неправильную дробь в смешанное число?
- Как называется операция, когда числитель и знаменатель дроби делят на одно и тоже число? (Сокращение)
- Как называется множитель при делении общего знаменателя на знаменатель дроби? (Дополнительный множитель)
- Какое число никогда не может быть знаменателем дроби? (ноль)
- Как умножить дробь на дробь; целое число на дробь; смешанные числа?
- Какие числа называются взаимно обратными?
- Как найти дробь от числа?
А теперь посмотрите на данную таблицу, здесь даны числа. Вам необходимо ответить на вопросы. поднимайте руку!
слайд 5-12
- Назвать дробь равную
- Какие числа взаимно обратные? и
- Назвать дробь равную 4?
- Назовите число, обратное самому себе (1)
- Назвать дробь больше 1 и меньше 2?
- Какая дробь равна ?
- Какое число не имеет обратного? (0)
- Назовите дробь, обратную ?
Слайд 13
хорошо, все вспомнили!
- Изучение нового материала. Приступим к изучению нового материала.
Работа с учебником п 4.8. стр. 208
- Деление обыкновенной дроби на обыкновенную дробь.
Пример 1. , где х частное.
Ппроизведение частного и делителя равно делимому. Значит , . Умножим обе части уравненияна число, обратное множителю ,т е на .
. Применяя свойства умножения, получим ,
Где ,
Значит , где число обратное делителю .
Отсюда получаем правило:
Слайд 14
Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю. |
, где а, натуральное число или 0; натуральные числа.
Примеры.
Делитель не может быть равен нулю. Делить на нуль нельзя!
Слайд 15-16
- Деление смешанного числа на смешанное число.
Слайд 17
- 3. Деление натурального числа на дробь или деление дроби на натуральное число.
Деление натурального числа на дробь и дроби на натуральное число с помощбю букв запишем так:
, где натуральное число.
Слайд 18-19
- Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
Слайд 20
- Закрепление нового материала.
Используя изученное правило рассмотреть его применение на различных примерах.
Решить № 794, 796 (1,3,5)!
Тестовая работа
Вариант 1.
- Выполните деление
А) б) с)
2.Выполните умножение
А) б) с)
- 3. Выполните действия
А) Б) С)
4.Вычислите:
А) 15 б) с)
- Найдите частное:
А) б) с)
6 .Выполните действия:
А) б) с)
Тестовая работа
Вариант 2.
- Выполните деление
А) б) с)
- Выполните умножение
А) б) с)
- Выполните действия
А) Б) С)
- Вычислите:
А) 8 б) с)
- Найдите частное:
А) б) с)
6.Выполните действия:
А) б) с)
Ответы
№ вопроса | 1 вариант | 2 вариант |
1 | Б | С |
2 | С | Б |
3 | Б | Б |
4 | Б | Б |
5 | С | А |
6 | Б | А |
После окончания взаимопроверка в парах.
Тестовая работа слайд 21
ответы слайд 22
- Итоги урока, выставление оценок. Д/з. п.4,8 № 798, 800(четные) слайд 23
Молодцы. Хорошо поработали. Давайте подведём итоги:
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Как выполняется деление дробей?
Рефлексия.
Учитель: У каждого из вас на столе стикеры. Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.
На улыбку, если вы думаете что: “Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке”.
И на печальное лицо если: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, к ответу на уроке я был не готов”.
Метки: «Деление обыкновенных дробей»