Технологическая карта для среднего возраста по теме: “В гости к деревьям”
Самарская Елена Сергеевна воспитатель ГККП Ясли – сада №4 “Берёзка” Западно-Казахстанской области г. Уральск
Білім беру саласы/образовательная область : Познание, Коммуникация, Социум.
Бөлімі/ раздел: Основы экологии
Тақырыбы/тема: В гости к деревьям
Мақсаты/программные задачи:
Обучающие: познакомить детей с особенностями разных видов деревьев; взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, солнце – свет, тепло, почва, животные); уточнять и закрепить представления о строении растений; функции корня у растений; закреплять умение распознавать растения ближайшего окружения: по листьям, коре – деревья; учить запоминать названия знакомых растений; расширять активный словарь детей.
Развивающие: развивать умение сравнивать и обобщать на материале собственных наблюдений.
Воспитательные: воспитать эмоционально- положительное, бережное отношение к растениям, познавательный интерес к окружающему миру; научить видеть их красоту и неповторимость.
Көрнекі құралдары/материал к организованной деятельности : Письма от хозяина тропы деда- Природоведа, каждое письмо должно быть написано на листе бумаги, напоминающем по форме листья деревьев, в гости к которым отправятся дети. Возле деревьев поставьте лейки или ведерки с водой, положите лопатки. На дерево, находящееся в конце тропы, повесьте баранки и конфеты – сюрприз деда Природоведа, награда детям за выполнение задания. Корзинка с шишками. Лупы, зонтик, белая ткань или ватман. Угощение для детей.
Предварительная работа: сделать подарки деревьям, пусть каждый подарок имеет функциональное значение: ребёнок должен уметь объяснить, для чего и почему он преподносит дереву именно такой дар. Разучивание стихотворений, песен, хороводов; рассматривание иллюстраций с изображением деревьев, беседа о формах растений; наблюдения на участке.
Қостілдік/билингвальный компонент : дерево ~ ағаш; деревья ~ ағаштар, береза ~ қайың.
Ход работы:
Круг радости.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рад вас видеть я!
Дети встают в круг произносят четверостишие и выполняют движения соответственно тексту.
Воспитатель:
– Ребята! Сегодня хозяин тропинки – дед Природовед пригласил нас в гости и приготовил сюрприз. Вот какое письмо он недавно прислал.
Слушают письмо, которое читает педагог.
Воспитатель:
«Дорогие мои маленькие друзья! Я очень рад, что вы не забываете меня и приходите в гости ко мне и моим деревьям. Я, хозяин волшебной тропинки приглашаю вас в путешествие, в конце которого вас ждет сюрприз. А для того чтобы его получить, нужно отгадать мои загадки-задания и выполнить просьбу деревьев. Ведь деревья на моей тропинке тоже особенные, волшебные. Вот я и попросил их придумать для вас задания. Вы отыщете их в письмах – на деревьях: березе, ели. Я слышал, что и вы для моих деревьев приготовили подарки, они их очень ждут. Итак, в путь! Желаю вам удачи. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то выйду, побеседую с вами. Ваш дедушка – Природовед.»
– Ну что, ребята, пойдем по тропинке?
Дети берут подарки для деревьев и отправляются путешествие
Воспитатель продолжает беседу:
– Кто знает, где у нас растет ель?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Давайте поищем на его ветках письмо.
Подходят к ели, находят письмо.
Воспитатель снимает письмо и читает:
Письмо ели.
«Я, большая ель, очень рада вашему приходу, так как очень люблю гостей. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко. Смотрите, какая я большая! Ну-ка давайте померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли. Кто из нас сильнее? Есть у меня силушка! А теперь ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? – А для чего мне ещё мои корни-ноги нужны? Если вы правильно ответили, полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить. Спасибо, ребятки, я теперь так хорошо себя чувствую! Потрогайте меня руками, погладьте мою кору – кожу руками и скажите, какая она – шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? А чем я пахну? Если вы, ребята, на все мои вопросы ответили правильно, я подарю вам свои шишки для поделок».
Подходят к ели, находят письмо.
По ходу чтения письма выполняют задания ели.
Берутся за руки вокруг ствола.
Пытаются свалить дерево.
Дети отвечают: корни, и называют, для чего нужны дереву корни. Поливают ель из ведер и леек. Трогают кору и называют, какая она на ощупь. Рассказывают, чем пахнет ель.
Педагог предлагает подарить подарки ели, которые они приготовили для неё.
Дети по очереди дарят дереву подарки, объясняя их значение.
Я дарю тебе птицу, она будет тебе другом и спасет от гусениц.
Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя.
Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя и т.д.
После вручения подарков педагог предлагает отправиться к березке.
Воспитатель:
– Ребята, давайте поздороваемся и с березкой, она нас тоже ждала, и письмо приготовила.
Дети по тропинке подходят к березке. Обнимают березку, находят письмо. Слушают то, о чем написала березка.
Воспитатель достает письмо с ветки и читает его.
Письмо березки:
«Дорогие ребята! Наконец – то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Я вам подарю свои листочки, но сначала выполните мои желания и задания. Погладьте мою кору, понюхайте её и скажите: чем мы с елью похожи, а чем отличаемся? А как вы узнали, что мы с елью – деревья? Может, мы травинки? Докажите мне, что я дерево! И у меня ещё просьба к вам, ребята. Очень мы, берёзы, любим слушать о себе песни и стихи. – Спасибо вам, ребята, за все! Возьмите мои листики на память. Приходите ко мне ещё, не забывайте меня! Ваша берёзка».
Воспитатель снимает с дерева бумажные листочки и раздает их детям – живые листья рвать нельзя. А затем предлагает напоить березку, взрыхлить землю под ней, чтобы её корешки лучше дышали.
Дети гладят кору, нюхают, и называют сходства и различия берёзы и ели.
Дети объясняют, что у дерева один ствол, он твердый, а у кустарников – много стволиков, растущих из земли. У травинок не бывает таких больших стволов, как у деревьев. Дети показывают березке растущие рядом с ней кустарник или травинку.
Дети водят хоровод вокруг берёзы, поют песню, читают стихи.
***
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками!
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую!
А. Прокофьев
Воспитатель:
– Ребята, я думаю, мы с вами выполнили все задания и дед Природовед должен быть нами доволен. Но где, же он?
Появляется дед Природовед и проводит игру «Изобрази».
Дед Природовед:
– Ну, ребятки, порадовали вы старичка! Слышу я, что и деревья теперь по-другому качаются и берёзка листочками радостно шелестит, настроение у них праздничное. А как вы думаете, интересно быть деревьями? Хотите попробовать? Сейчас я превращу всех вас в деревья (делает волшебный знак). Ваша кожа превращается в кору, а руки – в ветки. Поднимите свои руки – ветки, пошелестите, пошумите листочками – пальчиками – слышите, какой ветер налетел? Расставьте ноги пошире – это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду и пищу. Ах, какие замечательные деревца выросли на моей тропе! Даже жалко вас расколдовывать. Но пора вам опять стать маленькими человечками и отправиться в путь.
Дети выполняют рекомендации деда Природоведа.
По волшебному знаку дети «превращаются» в людей.
Дед Природовед:
Но, это ещё не все. Я хочу вам показать своих невидимых друзей. Они живут рядом с вами на деревьях, кустарниках. Сейчас я позову моих маленьких друзей. Ну-ка, букашки выходите с нами знакомиться. (Легонько встряхивает куст, чтобы на ткань упали насекомые и другие животные, обитающие на этом растении) Раздает детям лупы и предлагает рассмотреть насекомых. – Пожалуйста, обращайтесь с ними поаккуратнее, они такие маленькие, их так легко обидеть. Видите, ребятки, в моем государстве лесном у каждого жителя свой домик есть. Ия, хозяин тропы, строго слежу, чтобы дома эти никто не разрушал и покой жильцов не нарушал.
Дети подходят к кустарнику, помогают расстелить белую ткань или бумагу. Берут лупы и рассматривают насекомых, паучков и т.п.
Вместе с детьми ткань осторожно встряхивают на куст и возвращают всех насекомых, животных обратно на него.
Дед Природовед:
– Вот и кончается, ребята, наше путешествие. – Вам понравилось?
– А что больше всего понравилось? А теперь – мой сюрприз! Как вы думаете, на каких деревьях растут конфеты и баранки? В моем царстве есть такие деревья. Поищите их, недавно на одном дереве выросли эти волшебные плоды! Даю вам небольшую подсказку:
Кисть ягоды прекрасная, жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь – О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства сердечное средство.
(Боярышник)
А я пойду отдохну, прощайте!
Дети рассказывают, что интересного узнали. Высказывают свои впечатления, отгадывают загадку.
Находят дерево – боярышник, достают угощение
Күтілетін нәтиже /Ожидаемый результат:
Біледі/ Знать:
Слова на каз. языке: дерево ~ ағаш; деревья ~ ағаштар, береза ~ қайың
Названия деревьев ближайшего окружения – береза, ель, боярышник
Формы растений – деревья, кустарники, травы
Необходимые условия ухода за растениями
Стихотворения, песни о берёзе
Игереді/ Иметь:
представления о взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, солнце – свет, тепло, почва, животные);
навык решать проблемные ситуации
Үйренеді /Уметь:
Полным ответом отвечать на вопросы
Сравнивать и обобщать
Распознавать растения ближайшего окружения: по листьям, коре и т.д.
Отгадывать загадки
Ухаживать за растениями: поливать, рыхлить землю.
Наблюдать в природе эмоционально- положительно, бережно относится к растениям