Технологическая карта для среднего возраста по теме: “В гости к деревьям”


Самарская Елена Сергеевна воспитатель ГККП Ясли – сада №4 “Берёзка” Западно-Казахстанской области г. Уральск

Білім беру саласы/образовательная область :  Познание, Коммуникация, Социум.

Бөлімі/ раздел:  Основы экологии

 Тақырыбы/тема:  В гости к деревьям

Мақсаты/программные  задачи: 

Обучающие: познакомить детей с особенностями разных видов деревьев; взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, солнце – свет, тепло, почва, животные); уточнять и закрепить представления о строении растений;  функции корня у растений; закреплять умение распознавать растения ближайшего окружения: по листьям, коре – деревья;  учить запоминать названия знакомых растений; расширять активный словарь детей.

Развивающие: развивать умение сравнивать и обобщать на  материале собственных наблюдений.

Воспитательные: воспитать эмоционально- положительное, бережное отношение к растениям, познавательный интерес к окружающему миру;  научить видеть их красоту и неповторимость.

Көрнекі құралдары/материал к организованной деятельности :  Письма от хозяина тропы  деда- Природоведа, каждое письмо должно быть  написано на листе бумаги, напоминающем по форме листья деревьев, в гости к которым отправятся дети. Возле деревьев поставьте лейки или ведерки с водой, положите лопатки. На дерево, находящееся в конце тропы,  повесьте баранки и конфеты – сюрприз деда  Природоведа, награда детям за выполнение задания. Корзинка с шишками. Лупы, зонтик, белая ткань или ватман. Угощение для детей.

Предварительная работа: сделать подарки деревьям, пусть каждый подарок имеет функциональное значение: ребёнок должен уметь объяснить, для чего и почему он преподносит дереву именно такой дар.   Разучивание стихотворений, песен, хороводов; рассматривание иллюстраций с изображением деревьев, беседа о формах растений;  наблюдения на участке.

Қостілдік/билингвальный компонент :  дерево ~ ағаш; деревья ~ ағаштар, береза ~ қайың.

 

Ход  работы:

Круг радости.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рад вас видеть я!

 

Дети  встают в круг произносят четверостишие и выполняют движения соответственно тексту.

Воспитатель:

– Ребята! Сегодня хозяин тропинки – дед Природовед пригласил нас в гости и приготовил сюрприз. Вот какое письмо он недавно прислал.

 

Слушают   письмо, которое читает педагог.

 

Воспитатель:

«Дорогие мои маленькие друзья! Я очень рад, что вы не забываете меня и приходите в гости ко мне и моим деревьям. Я, хозяин волшебной тропинки приглашаю вас в путешествие, в конце которого вас ждет сюрприз. А для того чтобы его получить, нужно отгадать мои загадки-задания и выполнить просьбу деревьев. Ведь деревья на моей тропинке тоже особенные, волшебные. Вот я и попросил их придумать для вас задания. Вы отыщете их в письмах – на деревьях:  березе, ели. Я  слышал, что и вы для моих деревьев приготовили подарки, они их очень ждут. Итак, в путь! Желаю вам удачи. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то выйду, побеседую с вами. Ваш дедушка – Природовед.»

– Ну что, ребята, пойдем по тропинке?

 

Дети  берут подарки для деревьев и отправляются  путешествие

 

Воспитатель  продолжает  беседу:

– Кто знает, где у нас растет ель?

 

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

 

Давайте поищем на его ветках письмо.

 

Подходят к ели, находят письмо.

 

Воспитатель снимает письмо и читает:

Письмо ели.

«Я, большая  ель, очень рада вашему приходу, так как очень люблю гостей. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко. Смотрите, какая я большая! Ну-ка давайте померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли. Кто из нас сильнее? Есть у меня силушка! А теперь ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? – А для чего мне ещё  мои корни-ноги  нужны? Если вы правильно ответили, полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить. Спасибо, ребятки, я теперь так хорошо себя чувствую! Потрогайте меня руками, погладьте мою кору – кожу руками и скажите, какая она – шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? А чем я пахну? Если вы, ребята, на все мои вопросы ответили правильно, я подарю вам свои шишки для поделок».

Подходят к ели, находят письмо.

По ходу чтения письма выполняют задания ели.

Берутся за руки вокруг ствола.

Пытаются  свалить дерево.

Дети отвечают: корни, и называют, для чего нужны дереву корни. Поливают ель из ведер и леек. Трогают кору и называют, какая она на ощупь. Рассказывают, чем пахнет ель.

 

Педагог предлагает подарить подарки ели, которые они приготовили для неё.

Дети по очереди дарят дереву подарки, объясняя их значение.

Я дарю тебе птицу, она будет тебе другом и спасет от гусениц.

Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя.

Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя   и т.д.

 

После   вручения подарков педагог предлагает отправиться к березке.

Воспитатель:

Ребята, давайте поздороваемся и с березкой, она нас тоже ждала, и письмо приготовила.

 

Дети по  тропинке подходят к березке. Обнимают березку,  находят письмо. Слушают то, о чем написала березка.

 

Воспитатель достает письмо с ветки и читает его.

Письмо березки:

«Дорогие ребята! Наконец – то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали.  Я вам подарю свои листочки, но сначала выполните мои желания и задания. Погладьте мою кору, понюхайте её и скажите: чем мы с елью похожи, а чем отличаемся? А как вы узнали, что мы с елью  – деревья? Может,  мы травинки? Докажите мне, что я дерево!  И у меня ещё просьба к вам, ребята. Очень мы, берёзы, любим слушать о себе песни и стихи. – Спасибо вам, ребята, за все! Возьмите мои листики на память. Приходите ко  мне ещё, не забывайте меня! Ваша берёзка».

Воспитатель снимает с дерева бумажные листочки и раздает их детям – живые листья рвать нельзя. А затем предлагает напоить березку, взрыхлить землю под ней, чтобы её корешки лучше дышали.

Дети гладят кору, нюхают,  и называют сходства и различия берёзы и ели.

Дети объясняют, что у дерева один ствол, он твердый, а у кустарников – много стволиков, растущих из земли. У травинок не бывает таких больших стволов, как у деревьев. Дети показывают березке растущие рядом с ней кустарник или травинку.

Дети водят хоровод вокруг берёзы, поют песню, читают стихи.

***

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками!

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую!

А. Прокофьев

 

Воспитатель:

Ребята, я думаю, мы с вами выполнили все задания и  дед Природовед должен быть нами доволен. Но где, же он?

Появляется дед Природовед и проводит игру «Изобрази».

Дед Природовед:

– Ну, ребятки, порадовали вы старичка! Слышу я, что и деревья теперь  по-другому качаются и берёзка листочками радостно шелестит, настроение у них праздничное. А как вы думаете, интересно быть деревьями? Хотите попробовать? Сейчас я превращу всех вас в деревья (делает волшебный знак). Ваша кожа превращается в кору, а руки  – в ветки. Поднимите свои руки – ветки, пошелестите, пошумите листочками – пальчиками – слышите, какой ветер налетел? Расставьте ноги пошире – это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду и пищу. Ах, какие замечательные деревца выросли на моей тропе! Даже жалко вас расколдовывать. Но пора вам опять стать маленькими человечками и отправиться в путь.

 

Дети выполняют рекомендации деда Природоведа.

По волшебному  знаку дети «превращаются» в людей.

Дед Природовед:

Но, это ещё не все. Я хочу вам показать своих невидимых друзей. Они живут рядом с вами на деревьях, кустарниках. Сейчас я позову моих маленьких друзей. Ну-ка, букашки выходите с нами знакомиться. (Легонько встряхивает куст, чтобы на ткань упали насекомые и другие животные, обитающие на этом растении) Раздает детям лупы и предлагает рассмотреть насекомых.  – Пожалуйста, обращайтесь с ними поаккуратнее, они такие маленькие, их так легко обидеть. Видите, ребятки, в моем государстве лесном у каждого жителя свой домик есть. Ия, хозяин тропы, строго слежу, чтобы дома эти никто не разрушал и покой жильцов не нарушал.

Дети подходят к кустарнику, помогают расстелить белую ткань или бумагу. Берут лупы и рассматривают насекомых, паучков и т.п.

Вместе с детьми  ткань осторожно встряхивают на куст и возвращают всех насекомых, животных обратно на него.

Дед Природовед:

– Вот и кончается, ребята, наше путешествие. – Вам понравилось?

– А что больше всего понравилось? А теперь –  мой сюрприз! Как вы думаете, на каких деревьях растут конфеты и баранки? В моем царстве есть такие деревья. Поищите их,  недавно на одном дереве выросли эти волшебные плоды! Даю вам небольшую  подсказку:

Кисть ягоды прекрасная,  жёлтая иль красная,

Я достать её боюсь –  О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства сердечное средство.

(Боярышник)

А я пойду отдохну, прощайте!

 Дети  рассказывают, что интересного узнали.  Высказывают свои впечатления, отгадывают загадку.

Находят дерево – боярышник, достают угощение

Күтілетін нәтиже /Ожидаемый результат:

Біледі/ Знать:

Слова на каз. языке:   дерево ~ ағаш; деревья ~ ағаштар, береза ~ қайың

Названия  деревьев ближайшего окружения – береза, ель, боярышник

Формы растений – деревья, кустарники, травы

Необходимые условия ухода за растениями

Стихотворения, песни о берёзе

Игереді/ Иметь: 

представления    о  взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, солнце – свет, тепло, почва, животные);

навык решать проблемные ситуации

Үйренеді /Уметь:

Полным ответом отвечать на вопросы

Сравнивать и обобщать

Распознавать растения  ближайшего окружения: по листьям,  коре и т.д.

Отгадывать загадки

Ухаживать за растениями: поливать, рыхлить землю.

Наблюдать в природе эмоционально- положительно, бережно относится  к растениям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *