Консультация для родителей:”Как предупредить рецидивы заикания?”


Ховрина Светлана Александровна, Дошкольная организация №14 “Қонжық”, г.Актобе, Республика Казахстан, логопед

Вы стали замечать, что после проведенных занятий ребенок стал заикаться значительно реже или вообще перестал. Это большой успех в вашей работе: продолжайте систематически шлифовать и закреплять речевые навыки, постепенно усложняя материал. Не останавливайтесь на достигнутом.

Родители должны помнить, что заикание имеет иногда тенденцию рецидивам, т. е. повторному возникновению. Причин этому может  быть много.

Это, прежде всего, нарушение режима дня, питания, отдыха, которые ведут к первым проявлениям детской нервности — нарушению на, повышенной капризности, быстрой утомляемости.

Это, эмоциональная перегрузка центральной нервной системы, частые семейные конфликты, длительные просмотры телевизионных передач, чтение на ночь страшных сказок и комиксов и т. п.

Перенесенные различные инфекционные и частые соматические заболевания ослабляют работу центральной нервной системы, что может тоже привести к рецидиву заикания.

Особенно большая нагрузка на центральную нервную систему вы­дает тогда, когда ребенок, у которого было заикание, поступает в школу новая обстановка, новые требования, новые педагоги и друзья. Это все также может отразиться на работе нервной системы.

Поэтому, чтобы избежать рецидивов, родители четко и последовательно должны выполнять с ребенком режим дня. Особенно большое внимание уделять сну, питанию и отдыху. Правильный режим дня и питания, ежедневные прогулки развивают ребенка полноценно в физическом и интеллектуальном отношении, укрепляют нервную систему.

Правильная эмоциональная нагрузка закладывает основу в воспитании нужных черт характера и, в конечном счете, помогает предупредить рецидив заикания.

Кроме того, родителя должны установить тесный контакт с воспитателями детских садов, куда ходит ребенок, а также с педагогами   школ, где будет он учиться. Родители должны информировать воспи­тателей и педагогов о состоянии своего ребенка. Такие дети должны постоянно чувствовать моральную поддержку со стороны вос­питателей и педагогов, необходимую разумную твердость и справед­ливость.

Грубая насмешка, передразнивание, обидные прозвища могут спровоцировать рецидив заикания, поэтому воспитатели и педагоги должны пресекать это на корню. Ребенок должен чувствовать себя полноправным членом коллектива.

В детских садах ребенок не должен отстраняться от выступлений на праздничных утренниках. Таким детям хорошо удается чтение сти­хов, а публичные выступления придают им уверенность в своих воз­можностях правильно говорить.

В школе нежелательно отстранять детей от устных ответов на уро­ках. Это в дальнейшем может отрицательно сказаться на их активно­сти, на их эмоциональной волевой сфере.

Воспитатели и педагоги должны иметь представление о речевых правилах, о которых им должны сообщить родители. Поэтому они всегда могут прийти на помощь ребенку, зная как действовать в дан­ном случае.

Нужно помнить, что во время рецидива заикание уже не бывает столь резко выраженным, как в первый раз. Ваша работа с ребенком не проходит просто так: выработанные ранее механизмы правиль­ной речи в этих случаях скорее восстанавливаются и рецидив устра­няется.

При устранении рецидива нужно пользоваться последовательны­ми речевыми этапами, как и при устранении самого заикания. Но для восстановления нормальной речи уже потребуется меньше времени, т. к. приобретенные навыки быстрее восстанавливаются.

Нужно помнить, что заикание — это функциональное нарушение и при нем мы восстанавливаем утраченную речевую функцию, устра­няем заикание. А значит снова пользуемся правильной речью.

Если заикание не устраняется, значит, вы не полностью вникли в суть метода ив саму физиологию речевого акта, а занятия не всегда  проводили систематически. Поэтому надо очень внимательно проработать представленной материал повторно.

Обычно у родителей возникает вопрос, сколько занятии
проводить на том или ином этапе? Это зависит от времени возникновения заикания, от тяжести его течения, от состояния ребенка, его возможностей, внимания, работоспособности.

Обязательно нужно вызвать у ребенка желание заниматься,
настроить его на занятия, создать определенные условия, которые  способствовали бы этому.

Количество занятий по этапам.

Первый этап — сопряженная речь, включает примерно 8 занятий.

Второй этап — отраженная речь, включает примерно 8 -10 занятий.

Третий этап — вопросно-ответная речь или диалогическая, включает примерно 10—45 занятий.

Четвертый этап — пересказ или монологическая речь, включили примерно около 15—20 занятий.

Пятый этап — связная речь, включает примерно 15—20 занятий.

Шестой этап — эмоциональная речь, включает примерно  8-10 занятий.

Седьмой этап — спонтанная речь, включает примерно 8-10 занятий.

Восьмой этап — беседы, включает примерно 10—15 занятии.

Конечно, количество занятий на каждом этапе берется условно и это зависит от продвижения устранения заикания на каждом из  них от устойчивости выработки речевых навыков.

Для школьников вводятся еще занятия по выработке речевых навыков при чтении текстов, рассказов, сказок. В зависимости от  возраста подбирается и соответствующий материал, хотя в начале занятий для них можно использовать пройденный материал.

Итак, ознакомившись с приемами устранения заикания, приступайте  к работе со своим ребенком, чтобы помочь ему правильно  и легко говорить без запинок.

После проведения занятий по всем этапам, если вы добили», он ределенных  результатов, можно сделать небольшой перерыв. В этот  период вы должны понаблюдать за ребенком: как он самостоятельно  справляется с речью, как у него срабатывают речевые навыки.

Если же запинки все же иногда возникают, следует проводить по­вторно поэтапные занятия, но уже в усеченном виде, т. е. количество) занятий на каждом этапе сократить в два-три раза. Укороченные эта­пы могут составлять примерно 6—8 дней. Они проводятся с целью поддержать уже сформировавшиеся речевые навыки, не дать им угас­нуть или же, наоборот, еще более их закрепить.

Вывод: Патологический рефлекс с каждым усеченным комплексом занятия, как правило, ослабевает и проявляется все реже и реже. Сначала такие комплексы можно проводить один раз в месяц, затем два-три раза в месяц. Впоследствии их можно проводить только с профилак­тической целью. Это приносит ребенку большую пользу, и на повторных занятиях он чувствует уже себя уверенно и занимается с удоволь­ствием, что в конечном итоге и приносит положительный результат в устранении заикания.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *