Круглый стол “Обсуждениие Послания Президента народу Казахстана”
Погорельцева Ольга Михайловна
Библиотекарь КГУ “Буденновская средняя школа”
Форма проведения: круглый стол.
Цель: формирование патриотизма посредством изучения культурного наследия народа, активизация познавательного интереса к знанию государственного языка и казахской литературы.
Задачи:
воспитание любви, уважения и интереса к культуре, историческому прошлому и наследию казахского народа;
обогащение внутреннего мира уч-ся через овладение и понимание казахского и русского языков, развитие общего кругозора;
пополнение багажа знаний, полученных на уроке, закрепление и активизация полученных знаний во внеклассном мероприятии.
Ход
Ведущая: Дорогие ребята! Мы встречаемся с вами накануне главного государственного праздника — Дня независимости Республики Казахстан и приглашаем вас принять участие в обсуждении Послания Президента народу Казахстана.
Казахстан являясь местом пересечения многих цивилизаций и культур имеет богатое наследие в виде памятников истории и культуры на своей территории.
Как отмечает Глава государства, Лидер нации Назарбаев Н.А. «…Усиление роли и расширение пределов исторического сознания нации является одной из важнейших духовных основ нашей государственности… Послание охватило все сферы социально-экономического развития государства Президент четко понимает, что нужно Казахстану для того, чтобы быть успешным. Приблизить уровень образования в республике к уровню Назарбаев Университета и Назарбаев Интеллектуальная школа – это очень высокая планка. Если удастся ее достичь, то можно не беспокоиться об успешности наших внуков и правнуков.
Послание охватило все сферы социально-экономического развития государства.
Овладение культурным наследием – это основа исторической памяти народа, без которой, в свою очередь, не бывает истинного патриотизма…
Познание богатого исторического пути казахской нации, ее культуры своеобразия другими народами Казахстана и одновременно с этим интенсивные этнокультурный взаимообмен – это самый благотворный и эффективный путь укрепления взаимной толерантности и уважения…».
«Очень важно, что в практическом плане «Стратегия – 2050» базируется на принципах единства, согласия и толерантности. Эти принципы дальновидно положены Главой государства в основу всей внутренней политики и стали, для нас казахстанцев, чистым воздухом, без которого просто невозможно жить.
Говоря о результатах и приоритетах развития сферы культуры, министр отметил, что за семь лет успешной реализации уникального стратегического проекта «Мәдени мұра», инициированного Главой государства, в стране удалось систематизировать и ввести в оборот обширный пласт историко-культурного наследия.
За этот период проведены 40 комплексных археологических и 26 научно-прикладных исследований, давших науке тысячи новых артефактов, обнаружено свыше 5 тыс. ценнейших архивных документов по истории, этнографии, искусству казахского народа, открывших новые грани национальной истории.
Восстановлены 73 знаковых для нашей истории и культуры памятника, многие из которых стали национальными брендами и местами паломничества. Два памятника вошли в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО – это мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане и археологический комплекс «Тамгалы».
Только в результате реставрационных работ прошлого года восстановлены 2 объекта за рубежом и 19 памятников в 12 областях республики, завершена реставрация мавзолея Султана Аз-Захир Бейбарса в Дамаске. Кроме того, выполнены все принятые Казахстаном обязательства по долевому финансированию реставрационных работ на мечети Султана Бейбарса в Каире.
Впервые за 20 лет Независимости министерством проведена масштабная работа по полной инвентаризации отечественных памятников. В результате утверждены государственные списки памятников истории и культуры, куда вошли 218 объектов республиканского и 11 277 – местного значения.
За годы реализации программы изданы 442 наименования книг тиражом более 1 млн. экземпляров по истории, археологии, этнографии и культуре Казахстана, которые пополнили фонды библиотек.
Реализация данной программы способствует сохранению наших культурных ценностей, позволит будущему поколению воочию соприкоснуться с историей своего народа. И еще один немаловажный факт, благодаря сохраненным памятникам истории и культуры мировое сообщество знакомится с самой историей становления независимой казахстанской нации.
Интерес к историко-культурному наследию расширяет знания детей о предметном мире, учит их ориентироваться в нем.
Президент указал, что теперь необходима более эффективная социальная политика, способная справиться с вызовом времени.
Школа должна осознать значимость в воспитательной системе роли детского движения в силу его многообразия и развития творчества детей.
Чтец 1. Как имя любимое, нежно и свято
Храни в себе имя любимой земли.
В ней прадедов счастье осталось когда то,
По ней боевые победы прошли.
Твои и рассветы ее, и закаты,
Твое,
Все, что предки тебе сберегли.
Твое это небо,
Твои эти зори.
И ливни твои, и твои — ветерки.
Чтец 2. Твои эти степи, вершины, предгорья.
Твои эти праздники, песни, стихи.
И все,
Что лежит пред тобой на просторе,
За это любовью своей нареки.
Пусть будет очаг ее полон тепла.
И если ты Родину любишь,
Так это
Докажут пускай не слова, а дела!
- «Любовью наполнил творение зодчий,
Накуполе солнце сияет серьгой,
Икажется, я прикасаюсь воочию
К истории Родины робкой рукой».
Эти поэтические строки казахстанская поэтесса М. Айтхожина посвятила одному из историко-архитектурных памятников. Какому?
Кафедральный собор г. Алматы (XX в.)
Мавзолей Кожи Ахмеда Яссави (XV в.)
Мазар Козы-Корпеша и Баян-Сулу близ г. Аягуз (IX—X вв.)
- Более тысячи лет назад герой древнего предания, легендарный музыкант изобрел музыкальный инструмент- кобыз. Натянув струны, заиграл. Всвоих мелодиях онзапечатлел радость и печаль, все, чем жил его народ. Чарующие мелодии вошли в сердце народа и остались там навсегда. Как звали легендарного музыканта?
Ыкылас
Коркут
Амре
- Весной 1723г. в«Год великого бедствия», полчища джунгар вероломно вторглись на территорию Казахстана. Об этом сложено немало народных песен и сказаний. В те годы китайские историки поторопились объявить всему миру, что казахов больше нет, что казахский народ не в силах отстаивать свои земли. Борьбу за независимость казахского народа возглавили знаменитые батыры. Один из них более сорока лет сражался за свободу казахского народа, принял участие в 103 сражениях. В «Год великого бедствия» он был начальником обороны священного города Туркестан. Назовите имя этого батыра-полководца.
Кабанбай
Богенбай
Наурызбай
- Вцентре огромного евразийского континента раскинулась наша страна, имя которой— Республика Казахстан. Поэт Т. Айбергенов пишет: «Она велика:
От Алтая до Каспия,
Она широка,
Как народа душа.
Она же — Европа,
Она же и Азия,
И волны Урала,
И всплеск Иртыша».
Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы заселить, освоить, защитить ее от врагов и передать в наследство нам, ныне живущим. Вопрос: кто из ниже перечисленных народов, не был жителем Древнего Казахстана?
Гунны
Скифы
Персы
1.О древности культуры Казахстана говорят находки археологов. Знаменитого «золотого человека» они обнаружили в Иссыкском кургане близ Алматы. Воин был захоронен в парадной, возможно церемониальной одежде. Высокий конической формы головной убор (кулах) возвышался на его голове. Камзол, голенища сапог и кулах украшены золотыми бляшками в виде барсов, тигров, крылатых коней, птиц, архаров. Когда и в каком племени жил «Золотой человек»?
I в. — массагеты
III в. — персы
IV в. до н. э. — саки
- Ободной национальной традиции казахов великий Абай писал: «Вбренном мире нет мне занятия милей». Это яркое виртуозное искусство, секреты которого передавались из поколения в поколение. Оно занимало важное место в жизни кочевников. Поэтому так высоко ценились в народе быстроногий скакун, гордый беркут и ловкая борзая —тазы — верные спутники в жизни джигита. Назовите любимое занятие Абая, одну из национальных традиций казахского народа.
Байга
Кокпар
Охота с беркутом (искусство беркутши)
Ведущий: У Расула Гамзатова есть прекрасные слова: «Для меня языки народов как звезды на небе. Я хотел бы, чтобы звезды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. То есть солнце. Но пусть сияют и звезды. Пусть у каждого будет своя звезда».
Ведущая: Каждый язык — это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его боль, его память, сокровище. Он должен вызывать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.
Текст для первой команды:
Қазақстан жері
Текст для второй команды:
Қазақстан Республикасы.
Текст для третьей команды:
Қазақстан Республикасы.
Ведущая: Язык отцов — наследие святое,
Глубокий, острый, сильный, словно клык.
Своих детей заботливой рукою
К себе притягивает мой родной язык!
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое!