урок по познанию мира « Поверхность Казахстана»


Машевская Инна Ивановна

Астраханская средняя школа №2

учитель начальных классов

Цель: Формировать знания уч – ся о поверхности Казахстана; формирование умений пользоваться географической картой; развитие наблюдательности, любознательности, умения делать вывод и самостоятельно добывать знания; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока: 1.Орг. момент. Психологический настрой.

Сегодня у нас необычный урок – урок путешествие. У нас гости, поздоровайтесь!

Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы определите, о какой стране идёт речь!

           Она велика от Алтая до Каспия,

           Она широка, как народа душа,

           Она же Европа, она же и Азия,

           И волны Урала, и плеск Иртыша.           (Казахстан)

               (чтение стихотворения)

– Главные слова нашего урока; Родина                                       равнины

                                                           Казахстан                                холмы

                                                           Астана                                      пустыни

                                                           Астраханка                              горы

– Какие это части речи? (существительные, имена собственные и нарицательные.)

– Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей Родине (карта) исследовать форму поверхности суши. Путь это не близкий. Кого мы должны взять с собой?  

(Верных друзей)

  2.Повторение материала.

« Географическое положение Казахстана»     

  1. лучик (показать на карте)

-Какие природные зоны есть на территории Казахстана? (низменности, холмы, равнины, пустынные земли, горная местность)

  1. лучик.

-С какими странами граничит Казахстан?

  1. лучик.

-Какие цвета преобладают на физ. карте Каз-на?

  1. лучик

– Как отличить низменность от возвышенности?

  1. лучик

         Где находится Каз-н? (протяженность  территории на карте     протяженность границ 15тыс.км, площадь составляет 2мил 700тыс кв.км. Северную и южную границы отделяют 2000км.Восточную и западную 3000км

Получилось из лучиков  веселое солнышко, которое несет людям радость, тепло, добро, надежду. А где еще вы видели солнышко? (на флаге)

Стихотворение «Родина»

3.Объяснение нового материала.

      Посмотрев на физ.карту Казахстана, можно заметить, что на территории нашей страны преобладают равнинные земли. Территории, прилегающие к Каспийскому морю и Аральскому, территория северных областей- это равнины.

Одна из равнин – Прикаспийская низменность, в виде подковы обрамляет север Каспийского моря.

-Почему она обозначена зеленым цветом?

      Центральная часть нашей республики на карте обозначена желтым и коричневым цветом. Здесь разбросаны холмы и незначительные возвышенности. Здесь встречаются и горы, состоящие из твердой горной породы-гранита.

Центральная часть Казахстана, состоящая из возвышенных равнин, холмов и низ. гор, называется  Сары-арка.

     Южная часть нашей страны занимают пустыни. Здесь часто встречаются песчаные холмы. (поющие барханы).

       Высокие горы обрамляют восточную и юго-восточную часть  нашей республики. Это Алтай, Тянь-Шань. На территории Казахстана находится часть Алтая, которая состоит из многочисленных хребтов. На этих хребтах снег не тает даже летом. На Алтае много озёр и горных рек. Самая высшая точка Алтая – Актау (в переводе с казахского означает «гора белуха»). На юго-востоке  нашей страны протянулись горные хребты с крутыми склонами, разделённые глубокими ущельями. Это Тянь-Шаньские горы. В переводе с китайского языка, Тянь-Шань означает «небесные горы». Действительно, вершины горных хребтов поднимаются высоко в небо. Северным хребтом Тянь-Шаня является Заилийский Алатау. «Алатау» в переводе с казахского – «пёстрые горы».   У подножия этих гор расположен красивый город Алматы.   

  1. Путешествие по станциям. (рассказы учащихся).

Первый учащийся. Астана.  Астане 176 лет. В шести километрах от Астаны археологи ведут раскопки. Они установили, что на этом месте в 8 – 10 веках был город, но потом его разрушили враги, ветер занёс его песком. Позже на этом месте возник новый город. С 1998 года Астана объявлена столицей государства. Находится в центре Евразии. Расположена на севере Сары-арки, на правом берегу реки Ишим. В настоящее время застраивается и левый берег Ишима .      

Второй учащийся. Астраханка. Областной центр в городе Кокшетау, называется Акмолинской областью. Основана Астраханка в 1895. Расположена в 130 километрах к северо-западу  от Астаны. Через Астраханку проходит автомобильная дорога Алматы – Екатеринбург.  Это моя маленькая родина, где мы живём, работаем, а дети ходят в школы, где получаем знания, которые нужны в будущей жизни.

– Есть казахская пословица – «Любовь к родине жарче, чем огонь».  Я думаю, что этот огонь будет гореть в наших сердцах.

  1. Подведение итогов.

     Цель: Учить задавать вопросы по теме.

– Ребята, вы хорошо потрудились, мы многое узнали. А сейчас подведём итог нашего урока и поиграем в игру «Волшебная тюбетейка». (К доске выходит ученик, ему надевают тюбетейку, а дети задают вопросы по уроку).

  1. Какие земли преобладают на территории нашей страны?
  2. В какой части страны расположены равнины?
  3. Какие виды равнин встречаются на территории Казахстана?
  4. Какова поверхность Сары-арки?
  5. Каким цветом показаны горы на карте? Где они расположены?
  6. Назвать самую высокую точку Алтая. (Актау). Что она означает с казахского? (Белуха).
  7. Что означает слово «Алатау»? (Пёстрые горы).
  8. Найди на физ.карте Прикаспийскую низменность, Сарыарку, Астану, Астраханку, г. Кокшетау.

                 – Если мы рассмотрим что-то:

                   Это что-то из чего-то,

                   Это что-то часть чего-то,

                   Это что-то для чего-то.

Земля ………  В этом коротком слове история, труд, судьба настоящих и будущих поколений нашей Планеты. Вся сила человека в Земле. Мы получили от потомков связь с землёй, беречь, изучать и охранять её!!!

  1. Песня о Казахстане.
  2. Домашнее задание: стр. 34 – 38. Пересказывать.
Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *