Мастер-класс «Игровые технологии как принцип активности обучения младших школьников»
Канаева Галина Валерьевна
учитель начальных классов
ГУ “Степная основная школа”
Пояснительная записка.
Мастер-класс «Использование игровых методов обучения на уроках в начальной школе.
Цель:
1.Презентация опыта работы по применению игровых технологий как принцип активности обучения младших школьников»
Задачи:
1.Научить педагогов использовать игровые формы и методы на уроках.
2.Познакомить педагогов с этапами проведения мастер-класса.
Этапы мастер-класса:
-тренинг
-коллективная работа в микрогруппах
-имитационные игры
-демонстрационные игры
– разработка элемента урока с применением игровой технологии
– рефлексия
Ход мастер-класса.
(Присутствующие рассаживаются за столы, разделившись на 2- 3 микрогруппы)
Слайд № 1. ( Картинки: различные виды игры (игра на пианино, гитаре, в теннис, в футбол, игра в песке, с игрушками).
Как вы думаете, что общего между этими картинками? Назовите ключевое слово. (ИГРА).
Верно. А посредством чего мы с вами сегодня получили некоторую информацию о каждом здесь присутствующем? (с помощью игры)
Помогите мне ответить ещё на один вопрос.
Простейший пример: родители знакомят 3 — 4 годовалого ребенка с окружающим миром. Что более заинтересует ребенка: обычный рассказ о животных, предметах, окружающих нас или же если родители воспользуются подобной интерактивной развивающей игрой?
Так вот сегодня я попытаюсь на своем мастер — классе презентовать вам опыт использования игровых методов на уроках.
Слайд № 2. (тема мастер — класса) (рефлексия «Яблоня ожиданий»)
Я предлагаю сейчас каждому на этих яблочках написать свои ожидания по данной теме мастер — класса. На одном яблоке одно ожидание (5 — 7 штук).
Слайд № 3. (К.Д. Ущинский).
Константин Дмитриевич Ушинский считал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения».
Я считаю, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.
Слайд № 4. (школа Древней Греции, древний римлянин).
Само слово «школа» в переводе с древнегреческого означает «досуг», а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался «magistes Ludi», т.е. «учитель игр».
Слайд № 5. (Я.А.Каменский)
Проблема занимательности берет свое начало с Яна Амоса Каменского. Он не вводил этого понятия, но писал, что образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению».
Слайд № 6. В начале своей работе по теме самообразования «Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии» я поставила перед собой такие вопросы:
- Как сделать так, чтобы сохранить интерес обучающихся к предмету с первого до последнего урока?
- Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?
- Как сделать так, чтобы учиться детям было интересно?
Уже первые мои уроки показали, что игровой метод обучения, достаточно интересен и эффективен в учебной деятельности обучающихся.
Данный метод можно использовать на любой ступени обучения и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными и умственными способностями обучающихся.
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на уроках работают с большим увлечением.
И, что радует, нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети.
Слайд № 8. Но при использовании игровых технологий очень важно соблюдать некоторые условия:
- Соответствие игры учебно — воспитательным целям урока;
- Доступность для обучающихся данного возраста;
- Умеренность в использовании игр на уроках.
Слайд № 9. Все знают, что по форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные, интерактивные.
Но более подробно мне хотелось бы остановиться на дидактических играх, которые я использую при развитии связной речи обучающихся, при развитии устного счета у учащихся.
Находясь в постоянном поиске, стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому.
Игры и игровые задания дидактического характера я классифицировала по следующим разделам:
Слайд № 10. I. Игровые задания, направленные на отработку орфографических норм.
«Составь текст и озвучь его»
«Пригласи на обед»
«В эфире – новости »
«Конкурс докторов»
«Расшифруйте анаграммы»
Мы с вами проведём имитационную игру.
Ученики 2-4 класса уже знают, что если какое — либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами (греч. «ана» – пере, «грамма» – буква): например: «липа» – «пила».
Условие: участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно — игровую ситуацию.
(раздать на столы напечатанные слова)
Задание: придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ (забор,бор, роза, раб), слово (волос, вол), чувство (ус, вот),
Как вы думаете чему может способствовать данная игра?
( развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; – развитие речи учащихся; – сплочение коллектива; – развитие коллективизма у учащихся; – воспитания у учащихся чувство языка).
Лексико — фразеологические игры.
«Собери фразеологизм»
«Аукцион»
«Угадай слово по его описанию»
«Собери пословицу» (имитируем игру с присутствующими)
Вам необходимо части пословиц соединить правильно, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.
При выполнении этого задания мы повторяли правописание Ь и спряжение глаголов.
- Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: – не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник – собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) – не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) – плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: – 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
При выполнении этого задания мы повторяем правописание Ь, опять же повторяем спряжение глагола.
Слайд № 11. III. Игровые задания, направленные на отработку орфографических норм на уроках русского языка.
«Третий лишний»
«По щучьему велению»
«Лингвистический футбол»
«Умный редактор»
«Справочное бюро»
«Диктант — шутка»
«Не повторяться»
Игры со словом – «По щучьему велению» (имитируем игру с присутствующими)
Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.
Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой жИ-ши, ча-ща, чу-щу» и др.
На уроках математики:
На каждом уроке математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери букет», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?», «Молчанка», «Собери грибы»
Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:
- фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
- задания с занимательными рамками игры типа: «Кто первым получит 10»;
Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.
Фокус. Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.
Формула для разгадывания фокуса: а + 14+ 6 – а = 20. Её можно проиллюстрировать на схематическом чертеже.
Прежде, чем приступить к разгадыванию фокуса, учащиеся несколько раз проверяют его с разными числами, закрепляя тем самым свои вычислительные навыки, не испытывая усталости, поскольку они заинтересованы в результате. Перспектива показать фокус другим стимулирует активную познавательную деятельность.
Участие в фокусе не обеспечивает исследовательской деятельности школьника, он решает исследовательскую задачу только при разгадывании его сути.
Особо хочу выделить игры связанные с двигательной активностью детей: «Живые цифры», «Лови мяч»,
Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям. Вот некоторые из задач.
- Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?
- Самый длинный бал королевства продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?
- Три поросенка бежали от волка 3 км. Сколько километров пробежал каждый поросёнок?
- Дядя Фёдор добирается из города в деревню Простоквашино на электричке за 1ч 30 мин, а обратно за 90 минут. Почему?
Слайд 12.VI. Кроссворды, чайнворды, ребусы, загадки на уроках математики и познания мира , русского языка и литературы.
С целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока я предлагаю классу кроссворд.
Кроме этого, я использую кроссворды как форму контроля на любом этапе обучения. В этом случае не только сама предлагаю их обучающимся в готовом виде, но сами дети составляют кроссворд по изучаемой (изученной) теме.
Слайд № 13. V. Электронные тренажеры.
Ну и, конечно же, нельзя не сказать об электронных образовательных ресурсах.
Мои ученики полюбили работу с электронными тренажерами. Данный вид работы предполагает прочные знания по предмету: ребятам хочется выполнить задание без ошибок, поэтому они дома готовятся к урокам. Чем еще хороша работа с тренажерами? Ребята, выполнив задание, сразу же проверяют себя, т.е. они видят правильный ответ.
Я хотела бы Вам продемонстрировать элементы нескольких интерактивных игр по математики и русскому языку и литературному чтению, окружающему миру созданных в форме тренажера. (демонстрация тренажера «Вини-Пух в стране Орфографии», «Учение с увлечением», « Приключения капитана Румпеля, Я легко считаю в уме, Я знаю таблицу умножения», «Времена Года. Месяцы., Живая и неживая природа.» по литературному чтению – « Я читаю лучше всех.»)
Работа в микрогруппах.
1 микрогруппа – Начало урока
2 микрогруппа – Середина урока
3 микрогруппа – Конец урока
Слайд № 18. Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который они призваны изменить.
Рефлексия
А сейчас я предлагаю вам зачитать вслух свои ожидания, которые вы описали в начале мастер — класса на яблочках.
(если ожидание совпадает, то яблоко крепиться на яблоню, затем выясняется — какие яблочки остались несобранными).
Данный вид рефлексии в игровой форме вы так же можете использовать на своих уроках занятиях при изучении новой темы.
Спасибо за внимание!
«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками
и творцами урока»
Ш.А. Амонашвили