Мастер-класс «Игровые технологии как принцип активности обучения младших школьников»


Канаева Галина Валерьевна
учитель начальных классов
ГУ “Степная основная школа”

                                                         Пояснительная записка.

Мастер-класс «Использование игровых методов обучения на уроках в начальной школе.

Цель:

1.Презентация опыта работы по применению игровых технологий как принцип активности обучения младших школьников»

Задачи:

1.Научить педагогов использовать игровые формы и методы на уроках.

2.Познакомить педагогов с этапами проведения мастер-класса.

Этапы мастер-класса:

-тренинг

-коллективная работа в микрогруппах

-имитационные игры

-демонстрационные игры

– разработка элемента урока с применением игровой технологии

– рефлексия

Ход мастер-класса.

(Присутствующие рассаживаются за столы, разделившись  на 2- 3 микрогруппы)

Слайд № 1. ( Картинки: различные виды игры (игра на пианино, гитаре, в теннис, в футбол, игра в песке, с игрушками).

Как вы думаете, что общего между этими картинками? Назовите ключевое слово. (ИГРА).

Верно. А посредством чего мы с вами сегодня получили некоторую информацию о каждом здесь присутствующем? (с помощью игры)

Помогите мне ответить ещё на один вопрос.

Простейший пример: родители знакомят 3 — 4 годовалого ребенка с окружающим миром. Что более заинтересует ребенка: обычный рассказ о животных, предметах, окружающих нас или же если родители воспользуются подобной интерактивной развивающей игрой?

Так вот сегодня я попытаюсь на своем мастер — классе презентовать вам опыт использования игровых методов на уроках.

Слайд № 2. (тема мастер — класса)  (рефлексия «Яблоня ожиданий»)

Я предлагаю сейчас каждому на этих яблочках написать свои ожидания по данной теме мастер — класса. На одном яблоке одно ожидание (5 — 7 штук).

Слайд № 3.  (К.Д. Ущинский).

Константин Дмитриевич Ушинский считал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения».

Я считаю, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес  к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.

Слайд № 4. (школа Древней Греции, древний римлянин).

Само слово «школа» в переводе с древнегреческого означает «досуг», а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался «magistes Ludi», т.е. «учитель игр».

Слайд № 5. (Я.А.Каменский)

Проблема занимательности берет свое начало с Яна Амоса Каменского. Он не вводил этого понятия, но писал, что образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению».

Слайд № 6. В начале своей работе по теме самообразования «Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии»  я поставила перед собой такие вопросы:

  1. Как сделать так, чтобы сохранить интерес обучающихся к предмету с первого до последнего урока?
  2. Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?
  3. Как сделать так, чтобы учиться детям было интересно?

Уже первые мои уроки показали, что игровой метод обучения, достаточно интересен и эффективен в учебной деятельности обучающихся.

Данный метод можно использовать на любой ступени обучения и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными и умственными способностями обучающихся.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на уроках работают с большим увлечением.

И, что радует, нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети.

Слайд № 8.  Но при использовании игровых технологий очень важно соблюдать некоторые условия:

  1. Соответствие игры учебно — воспитательным целям урока;
  2. Доступность для обучающихся данного возраста;
  3. Умеренность в использовании игр на уроках.

Слайд № 9. Все знают, что по форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные, интерактивные.

Но более подробно мне хотелось бы остановиться на дидактических играх, которые я использую при развитии связной речи обучающихся, при развитии устного счета у учащихся.

Находясь в постоянном поиске, стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому.

Игры и игровые задания дидактического характера я классифицировала по следующим разделам:

Слайд № 10. I. Игровые задания, направленные на отработку орфографических норм.

«Составь текст и озвучь его»

«Пригласи на обед»

«В эфире – новости »

«Конкурс докторов»

«Расшифруйте анаграммы»

Мы с вами проведём имитационную игру.

Ученики 2-4 класса уже знают, что если какое — либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами (греч. «ана» – пере, «грамма» – буква): например: «липа» – «пила».

Условие: участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно — игровую ситуацию.

(раздать на столы напечатанные слова)

Задание: придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ (забор,бор, роза, раб), слово (волос, вол), чувство (ус, вот),

Как вы думаете чему может способствовать данная игра?

( развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; – развитие речи учащихся; – сплочение коллектива; – развитие коллективизма у учащихся; – воспитания у учащихся чувство языка).

Лексико — фразеологические игры.

«Собери фразеологизм»

«Аукцион»

«Угадай слово по его описанию»

«Собери пословицу» (имитируем игру с присутствующими)

Вам необходимо части пословиц соединить правильно, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.

При выполнении этого задания мы повторяли правописание Ь и спряжение глаголов.

  1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.

1) Ремесло не коромысло: – не научиш(?)ся.

2) Хорош(?) садовник – собереш(?) хлеба на грош(?).

3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) – не взойдут.

4) Не удобриш(?) рож(?) – плеч(?) не оттянет.

5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.

Ключ: – 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.

При выполнении этого задания мы повторяем правописание Ь, опять же повторяем спряжение глагола.

Слайд № 11.  III. Игровые задания, направленные на отработку орфографических норм на уроках русского языка.

«Третий лишний»

«По щучьему велению»

«Лингвистический футбол»

«Умный редактор»

«Справочное бюро»

«Диктант — шутка»

«Не повторяться»

             Игры со словом – «По щучьему велению»  (имитируем игру с присутствующими)

Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.

Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой жИ-ши, ча-ща, чу-щу» и др.  

На уроках математики:

На каждом уроке математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери букет», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?», «Молчанка», «Собери грибы»

Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:

  • фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
  • задания с занимательными рамками игры типа: «Кто первым получит 10»;

Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.

Фокус.   Задумайте число, прибавьте к нему 14, к  результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.

Формула для разгадывания фокуса: а + 14+ 6 – а = 20. Её можно проиллюстрировать на схематическом чертеже.

Прежде, чем приступить к разгадыванию фокуса, учащиеся несколько раз проверяют его с разными числами, закрепляя тем самым свои вычислительные навыки, не испытывая усталости, поскольку они заинтересованы в результате. Перспектива показать фокус другим стимулирует активную познавательную деятельность.

Участие в фокусе не обеспечивает исследовательской деятельности школьника, он решает исследовательскую задачу  только при разгадывании его сути.

Особо хочу выделить игры связанные с двигательной активностью  детей: «Живые цифры», «Лови мяч»,

Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям. Вот некоторые из задач.

  1. Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?
  2. Самый длинный бал королевства  продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?
  3. Три поросенка бежали от волка 3 км. Сколько километров пробежал каждый поросёнок?
  4. Дядя Фёдор добирается из города в деревню Простоквашино на электричке за 1ч 30 мин, а обратно за 90 минут. Почему?

 

 Слайд 12.VI. Кроссворды, чайнворды, ребусы, загадки на уроках математики и познания мира , русского языка и литературы.

С целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока я предлагаю классу кроссворд.

Кроме этого, я использую кроссворды как форму контроля на любом этапе обучения. В этом случае не только сама предлагаю их обучающимся в готовом виде, но сами дети составляют кроссворд по изучаемой (изученной) теме.

Слайд № 13.   V. Электронные тренажеры.

Ну и, конечно же, нельзя не сказать об электронных образовательных ресурсах.

Мои ученики полюбили работу с электронными тренажерами. Данный вид работы предполагает прочные знания по предмету: ребятам хочется выполнить задание без ошибок, поэтому они дома готовятся к урокам. Чем еще хороша работа с тренажерами? Ребята, выполнив задание, сразу же проверяют себя, т.е. они видят правильный ответ.

Я хотела бы Вам продемонстрировать элементы нескольких интерактивных игр по математики и русскому языку и литературному чтению, окружающему миру созданных в форме тренажера. (демонстрация  тренажера «Вини-Пух в стране Орфографии», «Учение с увлечением», « Приключения капитана Румпеля, Я легко считаю в уме, Я знаю таблицу умножения», «Времена Года. Месяцы., Живая и неживая природа.» по литературному чтению – « Я читаю лучше всех.»)

Работа в микрогруппах.

1 микрогруппа – Начало урока

2 микрогруппа – Середина урока

3 микрогруппа – Конец урока

Слайд № 18. Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который  они призваны изменить.

Рефлексия

А сейчас я предлагаю вам зачитать вслух свои ожидания, которые вы описали  в начале мастер — класса на яблочках.

(если ожидание совпадает, то яблоко крепиться на яблоню, затем выясняется — какие яблочки остались несобранными).

Данный вид рефлексии в игровой форме вы так же можете использовать на своих уроках занятиях при изучении новой темы.

Спасибо за внимание!

«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками

 и творцами урока»
Ш.А. Амонашвили

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *