Сборник уроков по литературе

ГУ «Средняя общеобразовательная профильная

школа №36 экологической направленности»  г. Павлодара

Копыльцова Надежда Владимировна,

учитель русского языка и литературы (высшая категория, стаж-21 год)

Просмотреть сборник

Скачать сборник

 Сборник содержит разработки открытых уроков по литературе. Рекомендован  для    учителей русского языка и литературы  средних школ.

Мы сохраним тебя, русская речь…

 

Сейте разумное, доброе,вечное.

 

 

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

                                                  Русский народ…

                                                                                              

 

Н.А. Некрасов

 

Разумное, доброе, вечное… В трёх словах вся наша литература и смысл нашей учительской работы.

Когда заканчивается урок, я никогда не спрашиваю детей, запомнился ли он? Хотя с нетерпением жду, когда ребята взахлёб начнут говорить:

  • Сегодня я смогла исследовать и частичку своей души.
  • Я сегодня так хотел побыть Пушкиным.
  • Я поняла, как важно вовремя сказать нужные слова.
  • А я сегодня был Евгением Онегиным.

Такие разные концовки уроков… Прислушаешься: такие важные для тебя слова. Сколько всего в них: в одних – досада, в других  — открытие себя, в-третьих, — поиск. Одни слова произносятся робко, другие – уверенно, третьи – радостно, а некоторые, может быть, первый раз в жизни. Но все они идут от души и находят отклик в моём сердце.

Улыбки, светящиеся радостью глаза, а главное, своё слово – вот приметы детского счастья на уроке. Вряд ли кто-нибудь, кроме учителя, задумывался, что скрывается за этим. Об этом и пойдёт речь. Об Уроках нравственности, о живом Слове на этих уроках и о главных Участниках этого бесконечного поиска – моих Учениках.

На одном из уроков литературы по сказкам в 5 классе я спросила ребят: Что такое доброта? И что такое любовь? Как связаны эти понятия?»  Дети призадумались, но никто не смог ответить. Я им предложила подсказку и попросила их закрыть глазки. Потом сказала: «Представьте себе человека, который вам дорог больше всех. Он самый лучший, самый нежный, самый родной и самый чуткий. А теперь загляните к нему в глаза. Что вы в них видите?» И тогда произошло чудо. В распахнутых от радости глазах детей я увидела горение, улыбки и желание порассуждать. Этот игровой момент урока дети потом ещё долго обсуждали, а я радовалась за них. Это была наша маленькая победа! Одна из первых… Их победа – потому что они сумели подняться в своих знаниях на ступеньку выше. Моя – потому что помогла детям осознать, что любовью движется жизнь.

Свершилось чудо, было найдено слово, русское слово, и полилась  речь, такая близкая и родная, которая называется русской речью. На память сразу приходят слова К.Г. Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Я считаю, что каждый ребёнок – это книга, надо только суметь прочитать её. Как в каждой книге есть скрытый,  глубокий смысл, так и в каждом человеке – тайна неизвестного. Иногда наши книги стоят на полках не прочитаны, а наши ученики сидят за партой не узнаны. Чтобы прочитать книгу, надо приложить усилия: открыть её, понять язык, которым она написана, вникнуть в её суть. Так и для понимания  ученика нужно приглядеться к нему,  посмотреть на мир его глазами, помочь ему раскрыться и заговорить. Хорошо, если душа ученика, как цветочек «аленький», раскроется и впитает в себя всю красоту мира. Тогда педагог победил! Понимать движения души и переживания сердца ребёнка, его чувства и устремления, входить в жизнь детей как свой, близкий человек, в этом, наверное, задача учителя русского языка и русской литературы, в том числе и моя.

Для меня очень важно пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, научить трудиться, помочь детям заглянуть в свой внутренний мир, скорректировать свои поступки, сделать первые шаги в творчестве.

18 лет назад я пришла в школу и сразу же окунулась в мир детства. Это неугомонная, полная приключений, трудностей и преодолений страна, где дети живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно. Но это ещё и жизнь, в которой много проблем, сложных, порой неразрешимых, и они заставляют детей переживать, страдать, преодолевать трудности, бороться, радоваться. Хорошо, если девизом в своей жизни ребята изберут слова В. Каверина из Двух капитанов»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Какие разные наши дети: у одних – весёлые улыбки, у других – хитрые, у третьих – застенчивые. Я поняла, как важно понимать детей, стать на их позицию, ценить их чувства, принимать их заботы как серьёзные и считаться с ними. Как важна помощь, понимание и любовь учителя, наставника и друга, детям, поднимающимся с одной ступеньки жизни на другую. И я ощутила свою сопричастность к их судьбе, к их успехам. Я поняла, что открытие себя и жизни, приближение их к будущему зависит во многом от меня и от моих уроков, которые так отличаются от всех других.

Мы, учителя-словесники, как никто, понимаем значимость своих уроков, которые помогают детям  окунуться в самобытную культуру, погрузиться в красоту русского языка, чтобы постичь тайны и прелести чудесной речи, как когда-то её постигал А.С.Пушкин, слушая народный язык сказок от своей няни Арины Родионовны. Поэтому мне, учителю русского языка,  важно сделать свои уроки яркими, красочными, воспитательными.

Мне кажется, что сформировать   у учащихся  многонационального Казахстана интерес к русскому языку и литературе, помогают ситуации на уроках, которые, во-первых, отличаются высокой эмоциональностью, во-вторых, развивают устную и письменную речь учащихся, в-третьих, помогают ученику в учебной работе и по другим предметам, в-четвёртых, воспитывают нравственные качества, в-пятых, соединяют книгу с жизнью, учат вместе с героем осмысливать его поступки. И поэтому необычно начинаю разговор о любви с четырнадцатилетними подростками. Сошлюсь на один момент моего урока:

Изучаем тургеневскую «Асю».

Тема урока – «С любимыми не расставайтесь» — закрыта. Говорю:

-Ребята, положите руку на грудь. Вот сюда.

Прислушайтесь, как бьётся ваше сердце? Поделитесь своими ощущениями.

-Моё сердце спокойно, — говори один.

-А моё бьётся быстро.

-Наверное, ты волнуешься, — говорю я. –А скажите, что заставляет наше сердце трепетать?

-Любовь, — отвечают дети.

Один произносит это слово тихо, другой – выкрикивает громко, третий – загадочно. Я подвожу итог: когда мы любим, сердце начинает биться чаще? Так?

-Опишите, каким вы видите сердце любящего человека?

-Оно слепое.

-Оно выпрыгивает из груди.

-Оно замирает.

-Оно самое счастливое.

Сколько в классе детей, столько и мнений!

-Ребята, как вы думаете, зачем мы с вами завели такой разговор о сердце, о любви?

-Произведение И.С. Тургенева о любви, — догадываются дети.  И только тогда объявляю тему урока.

Опять необычно ввожу тему в урок и стараюсь красиво, запоминающе подобрать к нему заголовок «И сердце моё сжалось…» (От встреч – к знакомству и трагедии судьбы ребёнка на войне). Опять тема закрыта.

Начинаю урок с того, что предлагаю послушать песню «Эх, дороги…» (Слова Л.  Ошанина, музыка А Новикова).

-Подумайте, в чём созвучие двух произведений?

Отзвучала музыка, и тишина.

Я люблю наблюдать за ребятами, когда они думают. Мне ценны не только вслух произнесённые слова, но и внутренний поиск, внутренняя речь детей, работа мысли. И я это вижу, потому что передо мной – детские глаза, которые не умеют лгать. Проходят минуты, и вдруг сразу море рук.

-И то и другое произведения о войне.

Лица детей становятся серьёзными.

-Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «война»?

-Взрывы.

-Голод.

-Кровь.

-Смерть

-Вы говорите о войне. Как становится страшно. Сердце начинает плакать. Сердце сжимается…

-Давайте так и назовём наш урок, — говорит кто-то.

Я соглашаюсь. Эпиграфом к уроку беру слова Д. Неру: «Война является отрицанием истины и гуманности. Дело не только в убийстве людей, ибо человек должен так или иначе умереть, а в сознательном и упорном распространении ненависти и лжи, которые мало- помалу прививаются людям».

-Выделите ключевые слова и свяжите их с темой. Каковы будут задачи нашего урока?

 

 

Дети сами называют основную задачу урока – увидеть трагедию судьбы ребёнка на войне, понять причины трагедии. И урок продолжается.

Запоминающимися оказываются  и концовки уроков. Вот фрагмент одного из них. Изучаем с ребятами А. Грина «Зелёная лампа». Проблема, которую решаем, что и как повлияло на судьбы героев. В конце урока спрашиваю ребят:

-В чём смысл концовки рассказа?

-Сделка изменила отношение к жизни и повлияла на судьбы героев.

-Герои поменялись  ролями и заключают опять между собой сделку. Только честную.

-Для Джона Ива зелёная лампа стала дорогой к достижению цели.

-Как вы понимаете слова героя, сказанные в самом конце: «А спускаясь по тёмной лестнице, зажигайте… хотя бы спичку?»

Джон Ив нашёл в жизни свой путь, свою звезду, свой свет ( свет от земной лампы). Если ты нашёл своё предназначение, свой свет, освети им путь другим людям.

-Прекрасно, — говорю я. И вспоминаю слова из Библии. Прошу прокомментировать их.

-«Каким судом судимы,

Таким будете судимы,

И какою мерою мерите,

Такою  и вам будут мерить (7 гл., Мат., 2).

-«Многие же будут первые последними, и последние первыми (19 гл., Мат., 30).

-«Злоба обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя» (Пс., 7, 17)

-«Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих» (Пс., 5, 11).

И опять льётся русское слово. На уроках, на мой взгляд, .нет ответов неправильных. Все мыслят, живут, значит, все ответы правильные. Важно, какой урок каждый для себя извлечёт, что вынесет на всю жизнь. Поэтому практикую такой итог урока : «Пусть отметкой сегодня для вас будет тот урок, который вы извлекли для себя».

Я считаю, что такие уроки заставляют каждого ребёнка задуматься и открыться для общения. Загадки, тайны литературы откроются обязательно перед каждым, если учитель будет творчески подходить к делу, ведь через родное слово, русское слово в языке отражается вся история жизни людей. И кто, как ни А.С. Пушкин, может научить русскому слову:

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

В связи с этим вспоминается момент урока. Лирика Пушкина… Предлагаю ребятам сесть полукругом. Я, держа в руках томик стихов Пушкина, читаю свои любимые строки:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое!

Затем передаю книгу другому. Опять звучат любимые строки. Только уже другие. Все внимательно слушают. А мы опять же постигаем великое… Слово… Русское слово… Это очень дорогие для меня минуты  сотворчества. И за каждое такое мгновение, за каждый такой миг я благодарна ребятам.

Это слово радостно и для  ребят. Оно радует меня как учителя русского языка и русской литературы, когда ты слышишь признания детей в любви к твоему предмету:

Речь наша – верный товарищ и друг.

Нам она жить помогает.

Пусть даже не очень понятна она.

Лучше её не бывает!

Из урока в урок мы продолжаем разгадывать загадки великих имён, великих тайн, которые стоят за этими именами, раскрывать тайны русского слова и говорить своё слово, русское слово. И вслед за А.А. Ахматовой,  как мой собственный реквием, хочется твердить и твердить, как клятву, как уверенность, как молитву:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от  плена спасём

Навеки!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.