Применение модуля «Оценивание обучения и оценивания для обучения на уроках математики»

Савенкова Фарида Расиховна, учитель математики

ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 отдела образования акимата города Аркалыка »

Костанайской области

Тема: Оценивание обучения и оценивание для обучения.

Нас оценивают либо слишком высоко,

либо недостаточно высоко;

   нас никогда не принимают

по нашей реальной ценности.

М. Эбнер-Эшенбах

Познакомившись на курсах с модулем «ОдО и ОО» Я обнаружила, что я сторонник традиционной формы оценивания, по специфики своего предмета я применяла только оценивание обучения, которое не направлено на вклад в будущее обучение, следовательно, это и стало для меня ключевой идеей внедрить на уроках математики данный модуль.

В серию последовательных уроков я пыталась как можно эффективнее применить методы оценивания. Ведь оценивание — это процесс, итог которого все же является оценка. Я старалась использовать все виды оценивания: СЛАЙД

ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ (оценивание для обучения)

СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ (оценивание обучения)

В ходе реализации данного модуля я выделила несколько свойств оценивания, которые наблюдала в ходе урока: оценивание должно быть: понятным и психологически комфортным для ученика

ФО – формирует, стимулирует и мотивирует учеников в течении всего урока, что способствует активному обучению.

Формативное оценивание я применяла лишь в словесной форме («молодец!», «хорошо», замечательно») и записями в тетрадях («отличная работа!), но при новом подходе Формативное оценивание это уже не конечный результат, а длительный процесс. Невозможно сразу научиться всем тонкостям формативного оценивания и научить этому других. С этой целью я больше опиралась на данный вид оценивания. Я разработала на первых уроках листы оценивания с критериями по каждому этапу урока, с целью научить учеников работать с критериями оценивания. По следующим урокам ученики самостоятельно разрабатывали критерии, но не к каждому заданию, так как я даю определенное количество времени 2-3 минуты, в продолжении внедрения формативного оценивания буду продолжать развивать навыки разработок критерий по заданиям у учеников.  Данный вид оценивания очень понравился ученикам, ранее я никогда с ними не обсуждала критерии оценивания. Только сейчас я поняла, что очень важно консультироваться, обсуждать с учениками критерии, формы оценивания.      Применяя Критериальное оценивание я планирую урок учитывая уровень знаний учеников.

СЛАЙД

Оценивание обучения, так называемое суммирование, часто звучит, как вердикт и не направлено на вклад в будущее обучение. Даже выставляя суммативные оценки я, зачастую, делала это интуитивно, по факту выполненной работы на уроке, без учета каких-либо критериев. Я поняла, что данный вид оценивания не мотивирует учащихся на самостоятельное обучение.
СЛАЙД

ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ: 1. Наблюдение –Для того чтобы провести формативное оценивание необходимо наблюдение за повседневной деятельностью в классе, с какими сложностями сталкиваются ученики. Данную форму я выполнила частично, наблюдала за работой в парах и группах, за общением учеников между собой, целью данного наблюдение оценить роль каждого ученика, его умение работать в группе или самостоятельно. Для реализации в дальнейшем в своей педагогической деятельности я разработаю листы наблюдения за каждым учеником или создам рейтинговую систему, которая является более эффективной для наблюдения.
2. Обратная связь –Ученик имеет право получить обратную связь от учителя на каждом этапе его деятельности и дать оценку деятельности учителя. На уроках обратную связь я применяла в виде: «Дневник двойной записи», «Сэндвич», «Две звезды одно пожелание» такие формы работы помогают в первую очередь учителю, понять, как в дальнейшем и при каком этапе применить то или иное задание, а ученикам о достижениях их развитии, например, знаний, понимания, навыков   и т.д.» Я была удивлена многообразием формативного оценивания и получения обратной связи, невозможно было все осуществить в серии последовательных уроков, есть с чем поработать в будущем.
3. Рефлексия – определяет дальнейшие действия обучения. В совокупности форм оценивания в первую очередь я наблюдала за ответами учащихся и их действиями, сделала для себя выводы, по критериям оценивания учащихся основываясь на полученных данных, я выставляла оценку учащимся.
СЛАЙД  Методы оценивания: Самооценивание и Взаимооценивание. При планировании я постаралась уделить больше внимания данному модулю, так как и для меня и для моих учеников это было необходимо. Непосредственно перед серией уроков мы составили критерии оценивания разных видов работ. Нами были расписаны дескрипторы для каждой оценки. Хотя ученикам было трудно понять критерии и дескрипторы, в данной ситуации мне помогли ученики – лидеры, которые более доступно объяснили значимость каждого слова. На первом уроке я применила Взаимооценивание, ученики составляли в группах алгоритм решения, при защите своего алгоритма решения каждая работа закреплялась на доске, в конце урока ребята оценили каждую работу. Учащиеся представляли свой кластер, другие группы оценивали по разработанным ранее критериям оценивания кластера (Взаимооценивание). Этот этап урока мне очень понравился, потому что каждый выступающий старался соответствовать критериям, чтобы ему не занизили оценку. Например одним из критериев на «4» и «5» было не только выступление, но и решение по своему алгоритму примеров, задач, уравнений, и каждый спикер готовился соответственно, чтобы не подвести группу. Затем заполняли листы оценивания работы в группе, отвечали на вопросы насколько плодотворно работала группа на уроке. В конце урока учащиеся на стикерах написали, что они знали, чему научились, что хотели бы узнать. И приклеили их на плакат. Таким образом составили формативный отзыв для себя, как они поработали на уроке и наметили перспективы.

  1. Самооценивание – при применении данного модуля я разрабатывала к каждому уроку листы оценивания по каждому этапу урока. Такой метод ученикам очень понравился, но возникли трудности при выставлении оценок, ученики необъективно применяют критерии Самооценивание, для решения данной проблемы я решила, чтобы ученики аргументировали свою оценку.
  2. Взаимооценивание – при использовании данного модуля старалась обсудить критерии вместе с учениками. Взаимооценивание помогло мне развить на уроке диалог между учениками, что способствует развитию логического мышления. Эти виды оценивания удобны при проверке домашнего задания, а также при проверке усвоения материала, рассмотренного на уроке. Проверка и оценивание проводились по эталонам и критериям, данным мною на доске. Хочу здесь отметить, что при самооценке не все ученики оценивали себя объективно, часто оценки были завышены и не соответствовали данным критериям. После урока я перепроверяла работы учащихся, находила несоответствия, доводила эти факты до учеников. Поняв свои ошибки, школьники стали подходить к данному заданию более объективно. Также для объективности выставления оценок при взаимооценивании карточки с выполненными заданиями для проверки и оценивания меняла между малыми группами. Ученик одной малой группы уже не знал, кто проверял и оценивал его работу. Такая форма оценивания меня устраивала, она являлась формативной, помогала ученикам увидеть и оценить результаты своей работы.

СЛАЙД

РЕЗУЛЬТАТЫ    Задавая себе вопрос, что получилось? Я выделила несколько результатов:

  1. При внедрении данного модуля ученики научились определять самостоятельно критерии оценивания.
  2. Формативное оценивание способствовало положительной мотивации к дальнейшему восприятию информации. Умение слушать друг друга и делать выводы, хотя данный результат требует еще развитие грамотной математической речи учеников, с этой целью при планировании я стала применять диалоговое обучение.
  3. Доверительное отношение к учителю.

СЛАЙД

ПРОБЛЕМЫ    Задавая себе вопрос, что не получилось? 

  1. Ученики при оценивании не объективно выставляют оценки.
  2. Занижение или завышение самооценки.
  3. Неаргументированное оценивания.

СЛАЙД

ПУТИ РЕШЕНИЯ

  1. Привлечь более сильных учеников
  2. Выработать критерии оценивания
  3. Смоделировать вокабуляр

Данный модуль полностью перевернул мое понимание о педагогике. Я проводила анкетирование среди учеников, хотела узнать их мнение об уроках. Вот что они пишут: «Мне понравилось, что группы оценивают друг друга». «Было интересно, когда меня оценивал не учитель, а одноклассники». Все, что касается формативного оценивания, было внове для меня, ничего подобного раньше я не проводила. К сожалению, дети стремятся получить конкретную суммативную оценку на уроке. Есть учащиеся, имеющие внешнюю мотивацию (учеба ради оценки). Внедрение данного модуля оценивания процесс, требующий терпения и внимания учителя к каждому ученику. Для себя я отметила что важно отслеживать рост каждого ученика, а не сравнивать его с другими.Начало формы
Использованная литература:
1. «Руководство для учителя». Второй (основной) уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2014 год
2. Послание Президента Н.А.Назарбаева «Казахстанский путь-2050.
3.  Видео ресурсы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.