КОНСПЕКТ УРОКА “Имя прилагательное как часть речи” (5 класс)


ФИО: Милюкова Оксана Александровна
Место работы: КГУ “Бастомарская средняя школа”
                           район М.Жумабаева
                           Северо-Казахстанская область
Должность: учитель русского языка и литературы

Цель: совершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи.

Задачи: 1) обучающая: организовать работу учащихся по построению знаний  об имени прилагательном; формирование умений  различать полные и краткие прилагательные; отрабатывать навык правописания мягкого знака после шипящих;  определять  разряды прилагательного; выполнять морфологический разбор имени  прилагательного.

2) развивающая: развивать  мыслительную деятельности учащихся, орфографическую зоркость.

3) воспитывающая: воспитывать интерес к предмету,   чувство ответственности, умение  работать самостоятельно.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Технология:  дифференцированная, мультимедиа.

Оборудование: презентация, учебник, карточки

 

 

Ход урока

  1. Организационный момент

-Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы?  (ДА) Тогда – за работу!

Удачи желаю всем вам!

 

  1. Вводно-мотивационный этап

– Послушайте знакомое вам стихотворение.

А) Внешняя мотивация учащихся (заинтересовать)

Стихотворение без прилагательных

Люблю березку …………,

То ………, то ………,

В ……………. сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С …………. застежками,

С …………. сережками.

Люблю ее ………..,

……………,  …………,

То ………..,  ………….,

То ……….., ………… .

 

– Понравился текст? (ответы учащихся отрицательные)

– А почему? Чего здесь не хватает? (прилагательных)

– Кто может восстановить стихотворение? (если кто-то из учащихся знает)

– Правильно ли мы вспомнили стихотворение, проверим себя. (слайд)

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми сережками,

С зелеными застежками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

– А кто может вспомнить автора? (А.А.Прокофьев)

– Чем эти тексты отличаются друг от друга? (Первый текст некрасочный, сухой. В первом тексте нет имён прилагательных. Второй насыщен прилагательными.)
– Какова тема и главная мысль?
Тема –  русская береза.

Главная мысль – показать красоту русской березы.
–  Какое настроение создаётся от прочтения первого и второго тестов? (1-обычное, 2- радость, спокойствие.)
– Определите стиль текста.  (художественный).
– Определите тип речи. (описание)
– Какой из текстов больше понравился и почему?

–  Какую роль  прилагательные играют в нашей речи? (Делают речь богатой, точной, понятной, образной, живой.)

 

Б) Актуализация знаний

– Давайте представим нашу речь без прилагательных. Какой она будет? (Бедной, сухой, невыразительной, некрасочной.)

– Говорят, мир без песен неинтересен, так и речь наша без прилагательных бесцветна.

 

– Сделаем вывод, о чем мы сегодня будем говорить? О каких словах? (о прилагательных)

 

В) Постановка учебной задачи урока

 

– Сегодня мы приступаем к изучению новой темы: «Имя прилагательное как часть речи». В процессе работы над учебными элементами вы должны:

1) получить знания об имени прилагательном;

2) уметь различать полные и краткие имена прилагательные;

3) отрабатывать навык правописания Ь после шипящих;

4) знать алгоритм  определения орфограммы «Ь после шипящих»;

5) уметь определять разряд имени прилагательного;

6) самостоятельно пользоваться алгоритмами и полученными знаниями;

7) систематизировать полученные знания при морфологическом разборе;

8) развивать навык употребления имен прилагательных в речи

 

– Работать будем по следующему плану:

 

–  Имя прилагательное как часть речи (морфологические признаки)

– Полные и краткие имена прилагательные.

– Орфограмма «Ь после шипящих».

– Падежные окончания имен прилагательных.

– Разряды имени прилагательного.

– Морфологический разбор имени прилагательного.

– Экспресс-опрос

– Выводы.

 

  1. Операционно-содержательный блок

– Итак, начнем.

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПРИЛАГ-ОГО

 

– Вспомните, что вы знаете о прилагательном. Заполните таблицу. Помните, что вы пишите грамотно и красиво.

  1. Заполни таблицу.
Часть речи Имя прилагательное
Общее грамматическое значение Признак предмета
Морфологические признаки Падеж, число, род (ед.ч.)
Начальная форма И.п., ед.ч., муж. род
Как изменяется прил-ое ? По падежам, числам, родам (в ед.ч.)
С какой частью речи согласуется? С существительным
Синтаксические признаки Определение, сказуемое

 

– Проверьте, верно ли вы заполнили таблицу. Хорошо! Молодцы!

 

– Давайте определи морфологические признаки прилагательного СНЕЖНАЯ (какая?, И.п., ед.ч., ж.р.) Измените это слово по падежам, числам и родам.

– С  каким словом может согласоваться? (зима) Какая это часть речи? (сущ-ое)

– Каким членом предложения будет это прилагательное? Почему?

 

ПОЛНЫЕ И КРАТКИЕ ПРИЛАГ-ЫЕ

 

– Посмотрите на следующий слайд. Прилагательные могут быть полными и краткими. Полные прилагательные отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?. Например: красивый, красивая, красивое, красивые. Краткие прилагательные отвечают на вопросы какова?, каков?, каково? каковы?. Например: красив, красива, красиво, красивы. Полные прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, в предложении являются определениями.

Например:  Здесь стоит красивый дом.

Краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе – по родам, в предложении являются сказуемым.

Например: Эта картина красива.

 

Задания:

1 группа

Упр. № 561 (1-4) (записать пословицы, подчеркнуть краткие прилагательные как члены предложения).

 

2 группа

Упр. № 560 (от полных прилагательных образовать краткие имена прилагательные в м.р. и в ж.р.).

Узок, мягок, сладок, робок, гладок, красен, глуп, добр.

Узка, мягка, сладка, робка, гладка, красна, глупа, добра.

 

ОРФОГРАММА «Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ»

 

– Теперь остановимся на орфограмме «Ь после шипящих» в разных частях речи.

            Ь Пишется Не пишется
У существительных 1) 3 скл., ж.р. (рожь)

 

1) 2 скл., м.р. (грач)

2) Р.п., мн.ч. (дач, рощ)

У глаголов 1) инфинитив (беречь)

2) 2л., ед.ч. (играешь)

3) повел. накл. (спрячься)

У прилагательных 1) если прил-ое краткое (хорош, кипуч, жгуч)

 

Проговорим алгоритм: 1) определить часть речи

2) если сущ., определяем склонение, род, падеж

3) если это глагол 2л. ед.ч., повел, накл. или инфинитив – пишем Ь.

4) если прилагательное, определяем, краткое оно или полное, если краткое, Ь не пишем.

 

Задание:

1 группа

Упр. №562 (записать слова, среди них подчеркнуть краткие прилагательные, объяснить правописание). Составить и записать предложение с одним из прилагательных. Подчеркнуть его как член предложения.

Скрипуч, горяч. Снег сегодня особенно скрипуч. (сказ-ое)

 

2 группа

Образовать от полных имен прилагательных краткие прилагательные. Объяснить правописание.

Дремучий, колючий, могучий, скрипучий, пахучий, горячий, неуклюжий, свежий, жгучий, хороший.

 

ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

 

Самостоятельно  изучите п. 71 стр. 210. Материал для вас знакомый из начальных классов. Расскажи своему партнеру правила написания гласных в окончаниях имен прилагательных и выполни задание.

Задание:

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы.

  1. Золотист..го оттенка; у высок..х деревьев; за дальн..й рощей; кленов..ми листьями; могуч..й дуб; с пушист..м хвостом; к ближн..му болоту; ярк..м огнем; к верхн..й полке.

Алгоритм выполнения: 1) прочитайте словосочетание, определите род, число и падеж существительного, к которому относится прилагательное; 2) от существительного к прилагательному задайте вопрос; 3) выберите нужное окончание.

 

  1. Больш..го озера; в чуж..м краю; у колюч..го кустарника; дремуч..й чащей; о старш..й сестре; о младш..м товарище; от хорош..го дерева; свеж..го воздуха; в стояч..й воде.

Алгоритм выполнения: 1) прочитайте словосочетания, в словах с пропущенной буквой поставьте ударение. Обозначьте орфограмму.

 

 

РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

 

–  Мы знаем, что каждое слово в языке относится к одной из частей речи. По каким признакам вы отличаете имя прилагательное от других частей речи? (Обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей?; относится к имени существительному, согласуется с ним в числе и падеже, а в единственном числе – и в роде).

– Свойства, которые мы назвали общие для всех прилагательных. Но есть другие признаки, по которым одни прилагательные отличаются от других. Поэтому все прилагательные делят на три большие группы – три разряда. Как и почему называются эти разряды, по каким признакам они различаются – в этом предстоит разобраться.

Когда учёный приступает к работе, он тщательно изучает литературу по интересующей его теме. Я вас приглашаю к исследованию. Вы найдёте нужный для вашего исследования материал в учебнике (п. 68 стр. 199). Работать будете по группам.

1 пара – Читает 1 абзац.

2 пара – Читает 2-5 абзац

3 пара – Читает последний абзац

 

После прочтения, учащиеся рассказывают то, что узнали о каждом разряде.

 

Разряд Значение Примеры Отличие от других разрядов
Качествен-

ные

Величина, возраст, цвет, вес, внешний вид, внутренние качества. Маленький, пожилой, синий, легкий, неопрятный, добрый. 1) можно образовать краткую форму

2) можно образовать антоним с приставкой НЕ

3) можно образовать прилагательные с суффиксом –ЕНЬК/-ОНЬК; -ЕВАТ/-ОВАТ

4) могут сочетаться с наречием ОЧЕНЬ, СЛИШКОМ

5) можно образовать сложное прилагательное путем повторения (темный-темный)

 

Относитель-ные Материал, из которого сделан предмет, место жительства,  время года, назначение. Деревянный, деревенский (парень), осенний (листопад),посу-домоечная. 1)    НЕЛЬЗЯ:

а)  образовать краткую форму

б)  образовать антоним с приставкой НЕ

в)  образовать прилагательные с суффиксом –ЕНЬК/-ОНЬК; -ЕВАТ/-ОВАТ

г)  не могут сочетаться с наречием ОЧЕНЬ, СЛИШКОМ

5) нельзя образовать сложное прилагательное путем повторения (темный-темный)

 

Притяжа-

тельные

Принадлежность к какому –нибудь человеку или животному. Мамин (платок), заячий (след). 1) отвечают на вопрос ЧЕЙ?

2) Особые окончания

 

Задание

Работа с текстом

Барсучонок

Из картонной коробочки показалась барсучья мордочка с черным носиком, любопытными глазками и маленькими  ушками. Барсучонок выбрался из коробочки на диван. Какой же он забавный! Шёрстка светлая, серебристая, а ножки темные. Словно барсук нарядился в чёрные сапожки и чёрные варежки. «Хвост он поджал или у него нет хвоста?»- заинтересовался я. «Короткий хвостик есть»,- ответила мама. Малыш смешно принялся разгуливать по кожаному дивану. Он постоянно принюхивался к маминым рукам.

 

 

1 группа

Выписать из текста качественные прилагательные. (чёрным, любопытными, маленькими, забавный, светлая, серебриста, темные, чёрные, короткий)

 

2 группа

Выписать из текста относительные прилагательные. (картонной, кожаному)

 

3 группа

Выписать из текста притяжательные прилагательные. (барсучья, маминым)

 

 

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРИЛАГ-ОГО

-Теперь мы подошли к морфологическому разбору имени прилагательного.

 

План морфологического разбора

  • Часть речи. Общее значение.

Начальная форма (И.п., м.р., ед.ч.)

  • Морфологические признаки

Пост.: разряд

Непост.: полное или краткое (качеств-ые), род (ед.ч.), число, падеж.

  • Синтаксическая роль в предложении

Письменный разбор   Великому (делу)

  • Великому (какому?)-прилаг-ое

Н.ф. –  великий

2) Пост. призн.: качеств-ое

Непост. призн.: полн. форма,  ср.р., Д.п., ед.ч.

3)Делу (какому?) великому (определение)

 

Задание:

1 группа

Выполнить морфологический разбор прил-ого невежливому (человеку)

2 группа

Выполнить морфологический разбор прил-ого солнечную (погоду)

-Скажите, почему вы отнесли прилагательные к разряду качественных? Что они обозначают? Как еще называют невежливого человека? (невежей: грубый, невоспитанный человек) А кого называют невеждой? (необразованного человека, неуча)

  1. Выводы

 

– Давайте попробуем составить паспорт имени прилагательного.

Имя прилагательное – это ……, которая обозначает …………., отвечает………….. . Начальной формой является ………….. . Имеет морфологические признаки. В предложении прилагательное чаще всего бывает ……………, а может быть и ………….. .

 

  1. Экспресс-опрос:

Чтобы знанья были впрок,
Повторяем мы урок!

Учитель задает вопрос, учащийся, поднявший первым руку, отвечает. За правильный ответ получает жетон.

  1. Прилагательное – часть речи, которая обозначает …………. (признак предмета)
  2. Прилагательное изменяется по …………….. (по числам, падежам, родам (в ед.ч.)
  3. Прилагательное согласуется с ……………(именем существительным)
  4. что вы знаете о правописании кратких прилагательных с шипящей на конце? (не пишется Ь)
  5. Краткие прилагательные отвечают на вопрос …………(каков? какова? каково? каковы?)
  6. Какие разряды прилагательных вам известны? (качественные, относительные, притяжательные)
  7. К какому разряду относится прилагательное лисья (нора)? Почему? (обозначает принадлежность)
  8. К какому разряду относится прилагательное лисья (шуба) Почему? (обозначает то, из чего сделан предмет)
  9. Можно ли прилагательное привлекательная отнести к качественному? Почему?
  10. Начальная форма прилагательного …………. (ед.ч., м.р, И.п.)
  11. Непостоянные признаки прилагательного …………. (род, число, падеж)
  12. Какова синтаксическая роль прилагательного? (определение и сказуемое)
  13. От чего зависит правописание О-Е после шипящих в окончаниях прилагательных? (от ударения)
  14. Для чего люди употребляют прилагательные в речи? (чтобы она была красивой, яркой, образной)
  15. К какому разделу русского языка относится имя прилагательное? (морфология)
  16. Дом. Задание п. 67 упр. 544
  17. Итог урока

– Сегодня на уроке я узнал(а), что….

– Я научился и никогда не сделаю ошибки в ………

– Я буду стараться …………

Я благодарю вас за хорошую работу на уроке и  желаю вам удачи. Пусть всегда у вас будет хорошее настроение!

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *