«Треугольник. Виды треугольника»
Министерство науки и образования РК.
Акмолинская область, Енбекшильдерский район
СШ №1 г.Степняка
учитель математики
Рудницкая Е.А.
Тема урока: «Треугольник. Виды треугольника»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цели урока:
- воспитательная: формировать коммуникативные компетенции учащихся, научить работать над проблемой, преодолевать трудности, сформировать представления учащихся о геометрической фигуре – треугольнике, как о неотъемлемой части окружающего нас мира, расширять кругозор учащихся.
- образовательная: формировать информационные компетенции, дать определение треугольника, ввести понятия «биссектриса», «медиана», «высота», научить работать учащихся по чертежу, проверить полученные на уроке знания.
- развивающая: развивать интерес к учению, формировать умение выделять главное, существенное, самостоятельность мышления.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска, ПК, картинки, объемные геометрические тела: треугольная призма, треугольная пирамида.
Структура:
- Организационный момент
- Изложение темы
- Практическая работа
- Физминутка
- Решение задач на построение
- Проверочная (Тестовая) работа
- Домашнее задание
- Итоги урока, рефлексия
Ход урока
Начальное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня несколько необычный урок. У нас на уроке будут присутствовать гости. Я надеюсь, что многие из вас получат положительные отметки. Отбросьте тревогу и волнение, итак, начнем…
Тема нашего урока: «Треугольник и его виды». Мы узнаем правильное определение треугольника, изучим элементы, виды треугольников. Затем решим ряд практических задач. И в завершении по изученному материалу вы пройдете тест при помощи устройств «Activote».
Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему нашего урока
Поисково-исследовательский этап урока.
Учитель: Ребята, в начальных классах вы изучали треугольник. Давайте вспомним, что такое треугольник? Из каких простых геометрических фигур состоит треугольник?
Ученики: высказывают разные предложения, и учитель изображает на доске высказанное предположение:
Например:
Учитель: Какие же условия должны выполняться для того, чтобы можно было построить треугольник?
Ученики сами предлагают условия для расположения точек и отрезков (три точки не должны лежать на одной прямой и отрезки должны попарно соединять эти точки).
Обобщение нового материала.
Учитель: Попробуйте дать определение треугольника, как геометрической фигуры.
Ученики: треугольник – это геометрическая фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой и трёх отрезков, соединяющих эти точки.
Учитель: Постройте в тетрадях произвольный треугольник. Отрезки называются в треугольнике сторонами. Назовите стороны
Ученики: три стороны (АВ, ВС, АС) (выполняется запись рядом с чертежом).
Учитель: А точки называются вершинами(А, В, С). Назовите углы (поясняет, что угол можно обозначать, как тремя буквами, так и одной)
Ученики: A, В, С или AВС, ВСА, СВА
Учитель: Ребята, сегодня мне помогать объяснять урок будет ваша одноклассница – Нуркушева Салтанат. Слушайте внимательно, потому что Объяснение темы будет в стихотворной форме.
Ученик (Салтанат): Я ознакомлю вас с видами треугольников (На доске появляется стихотворение, по мере чтения ученики выполняют чертежи и соответствующие записи, указывает названия элементов равнобедренного треугольника)
Зовусь я “Треугольник”,
Со мной хлопот не оберётся школьник.
По-разному всегда я называюсь,
Когда углы иль стороны даны:
С одним тупым углом – тупоугольный,
Коль острых два, а третий – прям – прямоугольный.
Бываю я равносторонний.
Когда мои все стороны равны.
Когда же все разные даны,
То я зовусь разносторонним.
И если, наконец, равны две стороны,
То равнобедренным я называюсь.
Учитель: А сейчас мы узнаем еще о нескольких элементах треугольника. Начертите произвольный треугольник.
Медиана – отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.
Биссектриса – отрезок биссектрисы угла, соединяющий вершину с точкой противоположной стороны.
Высота – отрезок перпендикуляра, проведенного из данной вершины к прямой, находящейся на противоположной стороне.
ВК – медиана АМ – биссектриса ВО – высота
– Как вы думаете, сколько медиан, высот, биссектрис в любом треугольнике?
– Что такое периметр треугольника?
Практический этап урока:
Учитель Задание 1: Определить вид треугольника, не выполняя построения.
В таблицу внесены:
- Буквенные обозначения сторон треугольников.
- Длины сторон треугольников.
АВ | АС | ВС | |
I | 9 м | 6 м | 7 м |
II | 8 см 6 мм | 8 см | 86 мм |
III | 5 дм 3 см | 53 см | 5 дм 30 мм |
Учитель: Ребята, записывайте ответы кратко:
I – разносторонний;
II – равнобедренный;
III – равносторонний.
*Подсказка: Что записано в таблице? – длины сторон, значит, название треугольников можно определить по длинам сторон. Вспоминаем и записываем ответы.
Учитель: Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга
Учитель: Поднимите руки те, кто выполнил задание правильно
*Физминутка*
Учитель: Начертите головой треугольник, затем вытянутыми руками, ногами.(играет музыка из кинофильма «Приморский бульвар» – «Любовный треугольник» )
Учитель Задание 2: (на каждый пункт по 1 ученику у доски, чертеж треугольника готов заранее) Начертите ∆АВС. а) Постройте медиану СD. б) Используя треугольную линейку с прямым углом проведите высоту СЕ к стороне АВ. в) Начертите биссектрису СМ.
Проверочный этап урока (Тестовая работа)
Учитель: Возьмите тестирующие устройства в руки. Сейчас будет небольшой опрос по изученной теме.
1) Треугольник, у которого две стороны равны, называется…
А) прямоугольным
В) равносторонним
С) разносторонним
- D) равнобедренным +
2) Медиана – это…
А) отрезок, соединяющий вершину угла и середину противолежащей стороны +
В) отрезок, соединяющий вершину угла и точку противолежащей стороны
С) отрезок, делящий угол пополам
- D) отрезок, перпендикулярный стороне
- На рисунке ВМ – это
А) медиана
В) биссектриса
С) высота
D) периметр
4) Сколько острых углов у остроугольного треугольника?
А один
В два
С три +
D ни одного
5) На рисунке треугольник АВС – …
А) равнобедренный
В) разносторонний
С) прямоугольный
D) равносторонний +
Рефлексивный этап. Подведение итогов урока
Учитель просит повторить, что нового узнали учащиеся сегодня на уроке; привести примеры из окружающей среды, в которых применяется форма треугольника; проводит оценивание работу учащихся на уроке (учитывается активность и правильность ответов).
Домашнее задание.
Учитель: Из различных видов треугольников составить картинку. Прочитать § 11.
Релаксация
Учитель просит детей принять позу покоя: сесть на стуле ближе к краю сидения, спину держать прямо, руки положить свободно на коленях, глаза можно закрыть.
Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют –
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье,
И становится понятно –
Расслабление приятно.
Спасибо за работу на уроке!
Урок окончен.
Литература.
- Геометрия: учебник для 7 класса общеобразовательной школы./ И.Бекбоев, А. Абдиев и др. – Алматы: Издательство «Мектеп», 2007
- Математика. 5-11 классы: игровые технологии на уроках / авт.- сост. Н.В. Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Геометрия: учебник для 7 класса общеобразовательной школы./ К.О.Букубаева, А.Т.Миразова и др. – Алматы: Издательство «Атамұра», 2003
- 4. Занимательные материалы по математике. 7-8 классы/ Галаева Е.А. – Волгоград: Издательство «Корифей», 2006.
Резерв
1) № 143 (учебник) Сколько треугольников изображено на рисунке? (13)
2) Объяснить учащимся, почему треугольник – «жесткая» фигура
Метки: «Треугольник. Виды треугольника»