Доклад из опыта работы. Тема: Формирование экологических представлений у дошкольников в процессе ознакомления с комнатными растениями


Мананкова Ольга Александровна воспитатель мини – центра ГУ «Александровская средняя школа» отдела образования Костанайского района

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры. Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, т.е. тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Использование комнатных растений для формирования экологических понятий целесообразно, т.к. в мире растений наглядно проявляются основные закономерности: целостность, изменение, развитие. При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Так как ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является именно игра, то эффективным средство по формированию у дошкольников системы представлений о комнатных растениях станет включение дидактических игр в образовательный процесс. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Целью моей работы стало формирование положительного отношение к природе через получение знаний о комнатных растениях в процессе дидактических игр. Я поставила перед собой следующие задачи:

1) Сделать подборку дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников экологической ответственности и отзывчивости по отношению к комнатным растениям.

2) Научить детей не только видеть красоту комнатных растений, но и вызвать у них желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и сохранять ее.

3) Воспитать основы экологического мышления.

4) Наглядно показать детям зависимость растений от условий окружающей среды, закономерности в развитии растений, проследить взаимосвязь – комнатные растения и внешние факторы окружающей среды.

При проведении работы по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями я придерживалась следующих правил: – использовала все виды дидактических игр (с предметами, настольно-печатные и словесные); – систематически планировала проведение дидактических игр в целях ознакомления с комнатными растениями детей старшей группы; – для поддержания интереса и развития познавательной активности использовала игры различной вариативности; – постоянно использовала наглядный материал в дидактических играх со старшими дошкольниками (картинки, игрушки, природный материал); – привлекала детей к изготовлению наглядного материала для игр. Для ведения планомерной, систематической работы по ознакомлению детей старшей группы с комнатными растениями я составила картотеку дидактических игр, подобрала литературный материал, изготовила необходимые пособия для проведения игр. Создала необходимые условия для данной работы: подобрала комнатные растения, имеющие разнообразное строение и позволяющие отрабатывать разнообразные способы ухода за ними, соответствующие возрасту детей. Провела с детьми беседы, в которых объясняла детям, что комнатные растения очищают воздух, которым мы дышим, дают нам массу впечатлений, эмоционально обогащает нас, создают уют, улучшают настроение. Проводила аналогии между растением и человеком: человек, подобно растению, растет и тянется вверх, к свету, к солнцу. С комнатными растениями в течение года организовывала игры: «Где спряталась матрешка?», «Угадай растение по описанию», «Найди такой же», «Цветочный магазин», «Что изменилось?», «Найди растение по названию», «Найди, о чём расскажу», «Опиши, я отгадаю». В ходе проведенной работы по формированию экологических представлений в процессе ознакомлении дошкольников с комнатными растениями ,  важным результатом явилось то, что дети заинтересовались жизнью растений, стали бережно относиться к ним, заботливо за ними ухаживать в уголке природы, на территории детского сада, дети стали понимать значение растений в жизни человека и необходимость беречь растительный мир. Это стало возможным благодаря созданию необходимых условий в группе, подбору материала для организации дидактических игр, регулярному календарному планированию всех видов дидактических игр. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *