«Педагог… Инновации… Новая роль…»
Драбинская Олеся Викторовна Преподаватель специальных дисциплин КГУ «Колледж индустрии туризма и сервиса», город Щучинск
«Наша жизнь – это огонь,
а огонь требует воздуха и движения»
Ян Амос Коменский
Важнейшим элементом образования, наряду с решением задач усвоения знаний конкретных предметов программы колледжа, становится принципиально новый для учебного заведения элемент – развитие личностных способностей педагога и подготовка к условиям жизни в высоко конкурентной среде.
Педагог должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только владение новым содержанием, новыми методами работы, но и новое осознание места педагога в учебном процессе. Если раньше задача педагога заключалась в том, чтобы передать знания обучающимся, то сегодня педагог должен научить студента способам как добывать знания, формировать учебную деятельность и мышление обучающегося. Работа педагога может быть эффективной в том случае, если он профессионально компетентен, имеет научно-теоретическую и методическую подготовку, способен выявить причины трудностей студентов, оказывать необходимую помощь, направлять, прогнозировать дальнейшие действия обучающихся, умеет планировать педагогическую деятельность и учит планировать свои действия студентов.
В связи с этим меняются роли педагога. Наряду с традиционной ролью появляются следующие роли.
Педагог-консультант. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы.
Педагог-модератор. Модерирование – деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей студента и его способностей.
Педагог-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение студента.
Для реализации этих функций педагог должен получить «инструменты» для работы:
– методологическая культура педагога (филосовская, общенаучная, педагогическая);
– способность к концептуализации;
– проектирование своей профессиональной деятельности;
– умение на материале усвоения учебных знаний, умений, навыков формировать психологический механизм самоорганизации и самоизменения студента;
– освоение информационных технологий.
Новые профессии и технологии пока не стремятся вытеснять традиционные, но они уже отвоевывают свое место под солнцем и ищут варианты «взаимовыгодного сотрудничества». Образование становится более пластичным, актуализированным и интерактивным, персонифицированным. Обучение становится мультиформатным и персонифицированным:
- тесно переплетаются старые и новые формы подачи учебного материала
- образование в аудитории чередуется с работой в режиме онлайн
- образование становится трансграничным
- учиться можно в любом месте и в любое время.
Педагог становится гибким, мобильным, умеет хорошо ориентироваться в жизни. Идет не в ногу со временем, а на шаг впереди – педагог инновационного типа.
Какова позиция педагога в инновационном процессе? Безусловно, педагогическая деятельность в основе своей творческой деятельности. Любая творческая деятельность рассматривается как продуктивная деятельность, то есть, направлена на создание нового, получение объективно нового или субъективно нового результата. Педагог может выступать в инновационном процессе в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя, пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Знания об инновационных процессах в образовании, умение использовать эти знания при оценке собственной деятельности создают основу для проявления педагогом многообразных возможностей в педагогическом творчестве, в освоении профессионально-педагогической культуры, в самосовершенствовании.
«Учиться и совершенствоваться,
быть каждый день непредсказуемым и неузнаваемым –
вот задача современного педагога!»