Реферат «Таджикские танцы»


Тлекова Мария Дуйсенбиевна
преподаватель по классу фортепиано
ГККП «Детская музыкальная школа №1» г.Актобе

Направление Художественно-эстетическое направление

АхметЖубанов  родился 29 апреля 1906 года в урочище Косуактам, ныне Актюбинской области. Умер 30 мая 1968 года в Алма-Ате.

В 1932 окончил историко-теоретический факультет Ленинградской консерватории.

В 1934 создал оркестр им. Курмангазы и был его дирижёром до 1945 года. 1935—1937 — художественный руководитель Филармонии им. Джамбула.

С 1961 заведовал отделом музыкального искусства института литературы и искусства им. Ауэзова.

Автор книг, очерков и статей о казахской народной музыке.

Композитор АхметКуановичЖубанов — художник самобытный и ярко национальный. Он прошёл путь до академика, народного артиста Казахской ССР. «На бесплодном такыре и травинка не вырастет», — говорят казахи. Эти слова в полной мере можно отнести к профессиональной музыке, которая рождается и развивается на почве народной.

Отец будущего композитора Куан был просвещённым человеком в ауле. К тому же, общаясь с русскими крестьянами из Воронежа, Курска, Тамбова, Харькова, которые с 1870 года стали обосновываться на постоянное жительство под Актюбинском, он научился говорить и читать по-русски. Отец Жубанова мечтал о том, чтобы дать образование своим детям. Много сил было приложено им для открытия в его ауле школы, куда он отвел семилетнего Ахмета. В 1918 году Жубанов оканчивает двухгодичную русскую школу в Журыне и затем, после учёбы на курсах по подготовке учителей, работает в городе Темире. Но ни на минуту юноша не забывает о музыке, самостоятельно изучает теорию и музыкальную грамоту, играет в самодеятельном оркестре народных инструментов.

Годы, проведенные Жубановым в Актюбинске, были особенно важными в его жизни. Здесь он учится игре на скрипке у ссыльного учителя музыки из Воскресенска Петра Георгиевича Чернюка.

Большое впечатление произвела на Жубанова вышедшая тогда книга А. В. Затаевича «1000 песен казахского народа». «Я узнал множество всевозможных легенд о песнях, собранных Затаевичем, и о человеке, который умел читать эти, похожие на мышиные следы, начертания звуков и загорелся желанием стать таким же специалистом в области музыки, как Затаевич. Чернюк горячо и искренне поддержал это мое стремление. Моё заочное знакомство с А. В. Затаевичем через его сборник казахских песен на девяносто процентов решило направление моей дальнейшей судьбы», — вспоминал впоследствии композитор.

В 1928 году Ахмет становится учащимся музыкального техникума им. М. И. Глинки в Ленинграде, где занимается по классу скрипки у опытного педагога А. А. Этигона. Началось время интенсивной учёбы, но юноша не ограничивался только программой среднего учебного заведения, прилагая много усилий для того, чтобы поступить в консерваторию.

В стенах техникума Ахмет знакомится с сочинениями русских (Мясковского, Асафьева и других) и зарубежных классиков. Впоследствии талантливого музыканта зачисляют в Ленинградскую консерваторию по классу гобоя.

В 1932 году Жубанов становится аспирантом Академии искусствоведения в Ленинграде, а через год Наркомпросом Казахстана был отозван на работу в Алма-Ату. Вся его последующая творческая жизнь оказалась тесно связанной с зарождением, становлением и развитием новых форм музыкальной культуры в Казахстане. Организаторская и педагогическая деятельность Жубанова началась в 30-е годы, когда в республике открылось первое музыкальное учебное заведение — музыкально-драматический техникум. По инициативе Жубанова при нём был организован научный кабинет, а также экспериментальная мастерская по усовершенствованию народных инструментов. Сюда для работы были приглашены Е. Брусиловский из Ленинграда, Л. Мухитов из Уральской области, М. Букейханов из Кызыл-Орды, мастера по изготовлению музыкальных инструментов братья Романенко и другие.

При техникуме Жубанов создал студенческий ансамбль домбристов, который на Первом Всеказахстанском слете народных талантов в 1934 году продемонстрировал своё искусство. Вскоре Президиум КазЦИК принял постановление о создании на основе ансамбля домбристов оркестра казахских национальных инструментов. Так родился известный всему миру Казахский Государственный оркестр народных инструментов имени Курмангазы, дирижером и художественным руководителем которого был назначен АхметЖубанов.

Важная сторона плодотворной деятельности Жубанова — его организаторская работа по подготовке национальных кадров. Он многие годы возглавлял кафедру казахских народных инструментов Алма-Атинской Государственной консерватории, где разработал специальный курс по истории казахской народной музыки. Многие из известных сейчас музыкантов воспитанники Ахмета Жубанова. Это НургисаТлендиев, ШамгонКажгалиев, Рустембек Омаров и другие.

Научно-исследовательскую, музыкально-общественную, педагогическую деятельность Жубанов успешно сочетал с активным творчеством, внося большой вклад в казахскую профессиональную музыку. Он автор многих произведений различных жанров, получивших признание народа. Среди них симфонические произведения и оперы, камерно-инструментальные и хоровые сочинения, песни и романсы, музыка к драматическим спектаклям икинофильмам. Композиторской деятельностью АхметЖубанов занимается с 1938 года.

Молодой композитор не ограничивался переработкой казахских народных песен. Он переложил для оркестра казахских народных инструментов сочинения русских и зарубежных композиторов-классиков. В 1943 году Казахский оркестр народных инструментов сыграл марш Черномора из оперы Глинки «Руслан и Людмила», «Музыкальный момент» Шуберта в инструментовке Жубанова. В дальнейшем были созданы оркестровка фрагментов оперы Чайковского «Пиковая дама», Римского-Корсакова «Царская невеста», «Прелюдии» и «Крымских эскизов» Спендиярова. Жубанов переложил также для оркестра инструментальные сочинения, песни и хоры Коваля, Покрассов, Чишко, Ревуцкого и других русских и украинских композиторов советского периода. Все это способствовало повышению и совершенствованию исполнительского мастерства музыкантов оркестра. Дальнейший рост этого коллектива, широкая пропаганда творчества композиторов-классиков неотделимы от деятельности и опыта Жубанова. Его традиции стали примером для последующих поколений композиторов и дирижеров.

Композиторская деятельность Жубанова в 1938-40 годах развивалась по двум направлениям — он занимался обработкой народных песен и кюев и писал свои произведения. В 1939 году он создает музыку к пьесе Г. М. Мусрепова «Козы-Корпеш — Баян-Сулу». Совместно с композитором М. Ф. Гнесиным работает над музыкой к фильму «Амангельды». Затем он сочиняет музыку к драматическим спектаклям М. Акынжанова «Исатай-Махамбет», М. О. Ауэзова «Абай». Одно из значительных творений этих лет — музыкальная пьеса «Сары» о жизни и творчестве народного композитора.

К написанию крупных музыкальных сочинений Жубанов пришёл уже с большим творческим багажом, почерпнув из сокровищницы народного наследия те произведения, которые, по его мнению, наиболее удачно звучали в оркестре, не теряя своих красок. Так музыка, написанная к трагедии «Абай» МухтараАуэзова, симфоническая поэма «Абай» явились подготовительным этапом к написанию оперы на эту тему. Опера «Абай», написанная Жубановым в творческом соавторстве с композитором ЛатыфомХамиди в 1944 году, стала первой пробой пера в этом жанре. Опера «Абай», написанная к 100-летию со дня рождения Абая Кунанбаева и приуроченная к 10-летию со дня открытия Казахского театра оперы и балета, стала новым словом в казахской музыке.

Достаточно попытаться лишь представить себе всю творческую жизнь Ахмета Жубанова, как невольно охватывает удивление перед его колоссальной работоспособностью и трудолюбием. Он написал сотни исследовательских работ, статей и художественных очерков, посвященных национальной музыкальной культуре. Такие произведения Жубанова,

как «Струны столетий», «Соловьи столетий», «Курмангазы», «Жизнь и творчество казахских народных композиторов», «Музыкальная культура казахского народа», «Ан кюйсапары» («Путешествие по песням и кюям») можно встретить в домашней библиотеке любого исследователя, интересующегося вопросами народной музыки. Труды Жубанова давно стали необходимым источником и для литературной работы. АхметЖубанов, ревностно оберегавший наследие народной музыки, до самого последнего дня своей жизни ни на мгновенье не переставал думать о её судьбе, судьбе музыки, ставшей идеалом его жизни. Похоронен на центральном кладбище города Алма-Аты.

Ансамблевые переложения « десяти таджикских Танцев»  А.К.Жубанова для четырехручного исполнения – событие неординарное, так оно демонстрирует не пассивное, а подлинно творческое отношение к населению основоположника казахской профессиональной музыки.

Как известно, среди сочинений А.Жубанова ведущее значение имеет опера. Фортепианной же музыке принадлежит сравнительно небольшое место.

А.Жубанов в первую очередь оркестровый композитор, он мыслит различными тембровыми красками и стремиться приблизить звучание фортепиано по мощи и красочности к оркестру. И это ярче и полнее проявляется именно в исполнении фортепианным ансамблем, нежели солистом.

Автор расширил круг возможных исполнений, сделав эти сочинения доступными большему числу музыкантов-любителей, так и профессионалов, даже делающие первые шаги в обладании инструментом. Кроме того, к сожалению, для фортепианного ансамбля существует мало произведений казахских композиторов.

Творческий взгляд на наследие выдающегося мастера является лучшим доказательством жизнеспособности и нужности его произведений и заслуживает уважение и благодарности.

Фортепианный цикл «Десять Таджикских танцев» первого национального композитора Ахмета КуановичаЖубанова. На основе «Танцев» сделано асамблевое переложение в четырехручном фортепианном исполнении преподователем Актюбинского музыкального колледжа Емельяновой Е.М. Это второе издание сборника, дополненное рекомендациями. Издание предназначено для облегченного ансамблевого исполнения в старших классах музыкальных школ, музыкальных училищ и консерваторий. А так же предназначен любителями ансамблевого музицирования и почитателям таланта выдающегося мастера, академика А.К.Жубанова.

В камерно-инструментальном жанре, творчество Ахмета Куановича представлено в минимальном фортепианном количестве: это «Десять Таджикских танцев» и «Восемь Казахских танцев», написанные в годы войны (1944-1945 гг.)

 

В целях ознакомления с фортепианным наследием Жубанова, расширением и углублением учебно-педагогического материала, познавательного процесса и популяризации его музыки, возникла идея предложения «Таджикских танцев» в четырехручном исполнении, сделать их более доступным материалом и репертуаром для пианистов музыкальных школ, учащихся общего фортепиано, пианистам специального фортепиано по классуансамбля музыкальных колледжей и консерваторий.

Ансамбли в четрыре руки для фортепиано (для исполнителя всегда создавались на основе переложений(транскрипций). Служили упрощенным вариантом исполнения. Обычно это переложение определенного автора классической, народной музыки. За основу берется первоисточник. Расписываются две партии, в двух ключах, удобных по текстуре и расположению рук исполнителя. Чаще первоисточник остается без изменений, таким образом, осваиваются сложные произведения учащимися в облегченной форме исполнения, учат ансамблевомумузицированию и носят просветительский характер.

Учащиеся казахского народного, дирижерско-хорового, вокального и духового отделений проходят курс общего или обязательного фортепиано. Обычно они без музыкальной подготовки. Исполнить «Таджикские танцы» Жубанова им не под силу. «Танцы» сложные по исполнению, рассчитанные  по программе для выпускников 7 класса ДМШ и пианистов специального фортепиано музыкального колледжа. Поэтому и появилась идея 4-ручных транскрипций всех «Десяти Таджикских танцев», доступных большему числу студентов разных отделений, так как ансамблевые переложения существенно облегчают путь по знанию замечательной музыки, проникнутой своеобразным восточным колоритом.

Хочется отметить, к сожалению, для фортепианного ансамбля существует мало произведений казахских композиторов. Встал вопрос о необходимости больше предложить ансамбли на основе казахской народной песни, казахской классической музыки.

Тем более воспитательная роль ансамблевого исполнения огромна- это стремление партнеров к сопереживанию, это обоюдная радость исполнения, это товарищество.

Итак,  со второго года обучения уже возможно, благодаря ансамблевым переложениям, исполнять «Таджикские танцы» А.Жубанова.

Второй курс без музыкальной подготовки сможет исполнить «Танцы» №2,3,9.

Для третьего курса общего фортепиано могут быть предложены  «Танцы» № 1,4,5,8.

Для четвертого курса № 5,6,7,10.

Исходя из того, что многие учащиеся чаще без музыкальной подготовки, учитываются трудности, возникающие при начальном обучении этих студентов. В  «Таджикских танцах» ярко  выражены восточный стиль, народный музыкальный язык. При исполнении закрепляются приемы и навыки игры, как  staccato, главное legato, контрастность тем, темпов, репризных повторов, оригинальных фактурных регистров и рисунков, ладовых отклонений.

К примеру, ярко выраженная танцевальная картина в «Таджикском танце» №5. Мощное напористое оркестровое вступление- тематическое зерно, изложенное в унисоне обеих партий. Сильная доля намеренно подчеркивается. В кульминации присутствуют параллельные квинты, характерные казахской народной музыки. Этот танец носит ликующий характер народного празднества, гуляния. Контрастирует изящный, грациозный женский образ с воинственным танцем джигитов.

«Таджикский танец» №2 – это единственный танец, где  используются «присочинения» , то есть при заполнении пауз и для, украшения имитирую звучание бубна, треугольника в оркестре (РР). «Присочинения» и исполнение параллельных квинт и первой партии( в оригинале отсутствует). Кульминация звучит в облегченном варианте наff.

А.Жубанов  в первую очередь оркестровый композитор, он мыслит различными тембровыми красками и стремится приблизить звучание фортепиано по мощи к симфоническому оркестру. Фортепианный стиль Жубанова- это «симфонический размах», «слышание оркестра» , отсюда большие интервальные скачки, отнюдь неудобные, пианистически сложные места, требующие больших рук, «хватки», свободного владения инструмента.

Динамический план симфонически контрастен: от РР до ff. Поиск тембровых красок рояля отражается в регистровых сопоставлениях в «подражании» звучанию оркестровых инструментов: домбровых партий, кобыза, партий бубна и ритма-услуги. Поэтому «оркестральность мышления» композитора ярче и определеннее проявляется именно в исполнении фортепианным ансамблем, нежели солистом.

Творчество наследие выдающегося мастера является лучшим доказательством жизнеспособности и нужности его произведений, заслуживает уважение и благодарность. Его творчество бессмертно.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *