«Дифференцированный подход как один из компонентов личностно –ориентированного обучения»


Аманова Сауле Кайпуллаевна методист колледжа

УОО «Павлодарский инновационный многопрофильный колледж», г. Павлодар

    Впервые понятие «дифференцированный» подход в обучении появилось за рубежом в начале двадцатого века. Основателями его считают представителей направления гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мей, В. Фракля.

В России наиболее интенсивная разработка началась с 80-х годов двадцатого века. Мудрик А. В., Кон И. С. и другие разрабатывали модель дифференцированного образования в связи с трактовкой воспитания как субъект субъектного отношения.

В настоящее время ряд учёных (Алексеев Н.А., Бондаревская Е.В., Белухин Д.А., Демакова И.Д., Кушнир А.М., Куканова Е.В., Панюкова С.В., Якиманская И.С., Шадриков В.Д. и др.) исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии дифференцированного подхода в обучении.

Идея дифференцированного подхода рассматривается сегодня в науке в разных областей знания по-разному.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) студентов, т.е. основные свойства личности студентов. В педагогической литературе различают понятия «внешней» и «внутренней» дифференциации.

Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности студентов учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своей группе. В этом случае понятие дифференциации сходно с понятием индивидуализации обучения.

При внешней дифференциации студенты разного уровня обученности объединяются специально в учебные группы. По некоторым индивидуальным признакам: по способностям (или неспособностям), по проектируемой профессии, по интересам.

Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития студентов, отдельных особенностей психического развития: памяти, внимания, мышления, познавательной активности. Дифференциация по частным способностям предусматривает различия студентов по способностям к тем или иным областям (предметам): к гуманитарным, точным, и т.д.

Дифференциация по неспособностям, подразумевает коррекционную работу в  группах. Говоря о личностно-ориентированном обучении, в первую очередь необходимо обращать внимание на такие виды дифференциации, как внутренняя дифференциация и внешняя дифференциация по частным способностям и интересам. С целью реализации дифференцированного подхода используется технология разноуровневого обучения.

Основы дифференцированого подхода были заложены в работах Блонского П.П., Резвицкого И.И., Теплова Б.М., Якиманской И.С.

В настоящее время ряд учёных как Алексеев Н.Н., Бондаревская Е.В., Белухин Д.А., Демакова И.Д., Кушнир А.М. и многие другие исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии дифференцированного подхода в обучении. Данный подход в учении находится на стадии развития.

Повысить результаты обучения и развитие логического мышления возможно, если применять приёмы дифференцированного подхода, направленные на оптимальное использование зоны ближайшего развития студентов. Это тот уровень, которого студент может достичь под руководством преподавателя.

Актуальность дифференцированного подхода в совокупности его компонентов выдвигает на первый план организацию и управление целенаправленной учебной деятельности в общем контексте его жизнедеятельности — целенаправленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентацией, понимания смысла жизни для развития творческого потенциала личности.

С точки зрения дидактики дифференцированный подход в обучении включает в себя категории цели, содержания образования, методов и технологий обучения, способов организации деятельности преподавания и учения, критериев эффективности образовательного процесса (Бондаревская Е.В., Васильева З.И., Сериков В.В., Скаткин М.Н., Колесникова И.А. И др.)

По мнению Бондаревской Е.В. дифференцированный подход в образовании — это образование, ориентированное на студента, ищущего пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности студента, как решить проблемы развития и поддержки студента.

Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения, т. е. на этапах усвоения знаний, умений, это является существенным положением методики обучения [17, с. 109].

При любом обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств студентов. Учёт индивидуальных особенностей студентов — один из ведущих принципов дидактики. В любой группе выделяется определенное количество студентов с более или менее одинаковыми особенностями, которые условно называются «сильные», «средние», «слабые». Это тоже требует использования в учебном процессе применения различных методов и приёмов дифференцированного подхода.

При разделении студентов на уровни, необходимо учитывать желание самих студентов учиться на том или ином уровне. Для того,чтобы такое желание не расходилось с возможностями студента, надо дать им шанс проявить себя, оценить свои силы и возможности. В условиях урока дифференцированный подход к студентам реализуется в разумной дифференциации учебных заданий, постановок перед студентами посильных задач, где посильность и лёгкость отнюдь не тождественные понятия. Это посильные задания, упражнения, предлагаемые с учётом уровня знаний, умений и навыков студентов и предполагающие последовательное усложнение познавательных задач. Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных студентов не одинаков. Главная задача преподавателя — способствовать сокращению этого  пути  у тех студентов, у которых этот  путь  более тернистый,  чем у остальных.

Учитывать индивидуальные особенности психических процессов как слагаемые обучаемости очень важно. Но не мене важно учитывать психофизиологические особенности личности в целом. Студенты отличаются типологическими чертами (сила, уравновешенность, подвижность нервной системы), образуя четыре известные группы темперамента: „А“ — холерический тип; „Б“ — сангвистический тип; „В“ — флегматический тип; „Г“ — меланхолический тип.

Важная предпосылка осуществления дифференцированного подхода к студентам — направленность обучения на формирование личности студента, которая предполагает действенное внимание к каждому студенту, его творческой индивидуальности на каждом уроке. В привитии интереса необходим и коллективный, и индивидуальный подходы: поставить перед группой цель, помочь каждому включиться в учебный труд.

Таким образом, дифференцированный подход является одним из важнейших условий личностно-ориентированного обучения студентов. Реализация данного подхода в обучении позволяет преподавателю в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения. Получить возможность объяснить поступок студента и отношение к учёбе в целом. Педагогика дифференцированного подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным студентам, а отбор форм и методов обучения с учётом особенностей и способностей студента.

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность студента, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится студент — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. студент как личность.

Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности студентов, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.

В соответствии с теорией личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской,личностно-ориентированный урок должен отвечать следующим требованиям: способствовать раскрытию содержания субъективного опыта студентов по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться усвоения материала. Преподаватель  на уроке помогает студенту преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений.

Дифференцированный подход к студентам в процессе личностно-ориентированного обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности студентов, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.

При осуществлении дифференцированного подхода необходимо опираться на следующие условия:

  1. Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных студентов и групп студентов.
  2. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы студентов.
  3. Составление развернутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным студентам.
  4. Умение «спрограммировать» обучение разных групп студентов (в идеале – каждого студента).
  5. Осуществление оперативной обратной связи.
  6. Соблюдение педагогического такта.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *