Роль педагога в современном обществе

Акимжанова Замзагуль Нуркановна социальный педагог ГУ «Средняя школа № 22 отдела образования города Костаная»

Современный этап развития социальной педагогики можно определить как качественно новый, характеризующийся выходом на государственный уровень решения социально- педагогических проблем, развитием системы социально-педагогических служб помощи детям с разветвленной инфраструктурой их кадрового обеспечения. Реальная жизнь, анализ статистических данных, демографических прогнозов позволяет констатировать нарастающее неблагополучие в сфере детства: неблагоприятные тенденции в демографических процессах, увеличение детской смертности, ухудшение здоровья детей, организации их быта и досуга, увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детский алкоголизм и наркомания, жестокое обращение с детьми и насилие над ними. Эти проблемы требуют комплексного подхода в решении, включая устранение правового вакуума, юридической неразработанности многих важных проблем детства в современных условиях, межведомственной разобщенности на всех уровнях социального управления в вопросах социально-педагогической работы с детьми. Решение задачи развития социально-педагогической работы с детьми впрямую зависит от кадрового обеспечения. Ориентация только на учителя, способного полноценно учить и интенсивно работать во внеурочное время, неперспективна. Учитель, социальный педагог, педагог-психолог, вожатый, педагог-организатор, воспитатель, педагог дополнительного образования могут и должны работать в тесном контакте, взаимодействуя во благо ребенка со всеми заинтересованными учреждениями и организациями. Особая роль в данной комплексной работе по праву отводится социальному педагогу. Главной сферой его деятельности является социум, прежде всего, сфера ближайшего окружения ребенка, сфера межличностных отношений, включая сферу отношений в семье и неформальной группе. Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван стремиться по 65 возможности предотвратить проблему ребенка, своевременно выявить и устранить причи- ны, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негатив- ных явлений, отклонений в поведении и развитии личности и, таким образом, оздоровить окружающую его социальную среду. В реализации социально-педагогической деятель- ности важен сам принцип соотношения базовой конструкции социально-педагогической службы с образовательными учреждениями, где работают социальные педагоги, сориен- тированные на определенную сферу социума или на работу с определенными категория- ми лиц. Перед институтом социальных педагогов стоят задачи своеобразного духовного наставничества, социально-педагогического сопровождения ребенка, его семьи, на про- тяжении ряда лет, включая заботу о формировании нравственности, общечеловеческих ценностей в социуме, помощь в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций своих подопечных, содействии им в контактах с соответствующими специалистами. Эти задачи определяют особые требования к профессиональной подготовке социальных пе- дагогов в условиях вуза. И. Р. Лугов

Профессия учителя известна еще с древних времен. Роль педагога в прогрессивном развитии общества велика и значима хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует новое поколение, которое продолжит дело отцов, но уже на более высоком уровне развития. Другими словами, педагог формирует будущее общества, науки и культуры. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. По словам Я. Коласа, классика белорусской поэзии и литературы, педагог – это не только воспитатель, педагог – это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры.

Вместе с развитием самого общества роль педагога в современном мире, т.е. его социальные функции, претерпевают всяческие изменения: педагог живёт в обществе и, соответственно, вместе с ним переживает все те же перемены (эволюционные либо революционные), которые происходят в этом обществе. Неудивительно, что в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась, эволюционировала от уровня наемного работника до государственного служащего.

В чем же состоят основные социальные функции педагога в современном обществе?

  1. Педагог играет роль «двигателя» в обществе, своеобразного ускорителя общественного прогресса. Воспитывая молодое поколение, он в значительной мере способствует формированию людей, владеющих новой прогрессирующей производственной технологией, специалистов, быстро схватывающих все передовое в разносторонней жизни общества.
  2. Профессиональный педагог является связующим звеном в непрерывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим. Он передает молодому поколению опыт жизни и достижения исторического прошлого общества для развития достойного будущего.
  3. Следующая функция педагога – выполнять роль «аккумулятора», накапливающего в себе социальный опыт, который он, в последствие, передает. В этой роли он выступает как хранитель, носитель и поставщик разнообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, духовных, интеллектуальных.
  4. Еще одна, едва ли не главная, социальная функция педагога – формирование духовного мира молодежи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества. Воспитывая у молодежи представления об общечеловеческих ценностях, педагог учит ее регулировать свое поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия, терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.

Итак, роль педагога в современном мире проявляется в вышеперечисленных его социальных функциях и является очень значимой и необходимой для гармоничного развития общества.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.