Творческий отчёт на тему:” Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики”


Мурлатова Наталья Викторовна, учитель КГУ “Первая гимназия” при отделе образования г.Петропавловска

 «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной для здоровья и умственного развития ребёнка зубрёжке… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

(В.А.Сухомлинский)

 

В соответствии с современными требованиями, начальное образование должно обеспечивать  формирование нравственных качеств личности ребенка, положительную  мотивацию  к учебному процессу, развитие его индивидуальных способностей и умений в познавательной деятельности.

Одним из способов   выполнения этих требований является развитие творческих способностей  младших школьников.

Если рассмотреть поведение человека, то одни его действия можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Сущность такого вида деятельности заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет ранее выработанные действия.

Кроме репродуктивной деятельности, в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Творческие способности – это индивидуальные  особенности  качества  человека, которые определяют успешность выполнения им деятельности  различного рода.

Творчество – это высшая форма активности и самодеятельности человека.  Научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности.

Работая над этой проблемой, я поставила перед собой цель:

– Повысить интерес к предмету; развивать творческие способности учащихся.

Для достижения цели определила  следующие задачи:

  1. Изучить личности детей
  2. Создать условия для развития творческих способностей учащихся

Прежде чем начать работу над проблемой, я изучила научно- методическую литературу по данной теме. С помощью  школьного  психолога изучила личности учащихся.

Так, придя в первый класс,  у учащихся были следующие уровни готовности к школе. Из 18 человек – высокий уровень – 39%, средний –  44% , низкий – 17 %

В течение первого года, я наблюдала за детьми, изучала их индивидуальные способности и интересы, вовлекала в творческие процессы.

В конце года, по результатам анкетирования было выявлено, что нравится читать и писать – 60%, считать – 50 %, рисовать – 83%, заниматься физкультурой –  77 %.  Меньше всего интереса вызывала математика. Поэтому, чтобы повысить интерес к предмету, обеспечить положительную мотивацию,  я решила развивать творческие способности на уроках математики.

«Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упускать случаев
делать его немного занимательным».
Б. Паскаль

Работу по  развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке . Всё это должно быть в системе.

Перед каждым уроком я  тщательно изучала программный материал. Затем разрабатывала задания, направленные на развитие творческих способностей.

Так, при изучение приёмов сложения и вычитания, детям предлагалось составить цепочки примеров, круговые примеры, затем обменяться с соседом по парте и выполнить задание. Такую работу можно проводить между группами.

Очень эффективным является составление задач в парах, группах по заданным числовым значениям .

На уроках математики предлагалось детям оставлять математические сказки на основе известных сказок, а так же придумывать свои сказки .

Для запоминания математических  терминов , дети сами составляли кроссворды.

Вызывает интерес к предмету и одновременно позволяет усвоить материал  составление пазлов, например, для запоминания формул.

Выпускались математические газеты как для своего класса, так и для детей младших классов.

В  4 классе, дети уже самостоятельно составляли математические диктанты и проводили их в группах.

Большой интерес к предмету вызывают задания на смекалку, которые позволяют детям находить различные способы решения. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике

После трёх лет такой работы, по результатам анкетирования  66% учащихся стала нравится математика. Качество знаний по предмету составило 75%

В 2016 году по математике на дистанционных олимпиадах по математике, учащиеся заняли 5 призовых мест.

Таким образом, творческая работа помогает привить интерес детей к предмету, позволяет быть самостоятельным в своих суждениях, делиться своими  открытиями.

Работа над развитием творческих способностей у детей должна быть длительной и целенаправленной. Эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата.

Порыв к творчеству может также легко угаснуть,

как и возник, если оставить его без пищи. (К. Г. Паустовский)

Литература

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в развитии– СПб.: Союз, 2007.
  2. Овчаренок В.А. «О развитии творческих способностей ребёнка» 2009
  3. Сухомлинский В.А.« Сердце отдаю детям» – Киев., 1973

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *