Проект «Использование игр с песком для развития речи с дошкольниками средней группы».


Герасименко Татьяна Владимировна воспитатель КГКП я/с №4 “Березка” г.Экибастуза

 

Введение.

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенные в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться.

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Первые контакты детей  друг с другом происходят в песочнице.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Игры с песком имеют большое значение и для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Актуальность темы.

Дети очень любят играть с песком и водой. Поэтому именно в дошкольном возрасте этим играм необходимо уделять большое внимание. Ни один дидактический материал не сравниться с природным материалом по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Ребёнок с помощью органов чувств воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут ему  увидеть и понять связи и отношения природных явлений, значительно расширят игровой опыт ребёнка, сформирует умение согласовывать слова в предложениях, вырабатывает грамматическо- правильную речи, строит короткие высказывания, совершенствует культуру общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками и обогатят его словарный запас.

Цель проекта: Развитие речи через игры с песком и обогащение игрового опыта у  детей.

Задачи проекта:

– формирование и развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков;

– Познакомить детей с качествами природных материалов (песка и воды)

– развитие детского познания, навыков экспериментирования и творческих способностей;

– развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром;

– развитие мелкой моторики и координации движений;

– обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;

– формирование у детей навыков игровых действий при игре с песком.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Тип проекта: исследовательский, ролево-игровой, творческий.

По времени: продолжительный

По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

-сформировать игровые навыки;

– развитие мелкой моторики рук;

– развитие речевого дыхания и фонематического восприятия;

– развитие интереса и внимания к слову;

– развитие наглядно – образного мышления.

– умение называть слова с обощающим значением, описывать предметы.

Основные принципы реализации проекта:

– индивидуализации;

– доступности;

– наглядности;

– научности;

– систематичности и последовательности;

– оздоровительной направленности.

Работа велась одновременно по трем направлениям: 

  • Работа с детьми
  • Обогащение предметно-развивающей среды
  • Работа с родителями.

В  работе с детьми использовались следующие методы: 

  • беседы с детьми
  • дидактические игры
  • наблюдение
  • обследование
  • чтение художественной литературы
  • заучивание потешек, стихов

показ  способов изображения

 

Работа по обогащению предметно-развивающей среды в группе включала в себя подбор наглядного материала, подготовка  песочницы.

I этап. Подготовительный.

Цель:

Определение оптимальных методов и форм работы в совместной и самостоятельной деятельности с детьми.

Задачи:

  1. Довести до участников проекта важность данной проблемы;
  2. Подготовить песочницу и песок.
  3. Подобрать игровое оборудование, изготовить пособия.
  4. Подобрать картотеку игр..

II этап. Основной.

Реализация проекта.

Игры-занятия желательно проводить с подгруппой детей.

Воспитатель знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть «Песочная фея», «Хозяйка песочницы», «Королева песочного мира». Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.

Песочная фея приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана), символическое обозначение неба, воды и земли. Также дети с помощью Песочной феи обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.

Работа игр с песком в течение лета распределена по темам:

«Чувствительные ладошки»

«Секреты сухого и мокрого песка»

«Познавательные игры на песке для развития речи детей»

Правила игры с песком для малышей

  1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
  2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
  3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки .
  4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

Условия работы с детьми

  1. Согласие и желание ребенка.
  2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
  3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Продуктивный этап:

  1. Дети совместно с воспитателем знакомятся с правилами игры в песочнице.
  2. Дети знакомятся с «Хозяйкой песочницы»
  3. Дети играют в игры, стараясь выполнять правила.
  4. Педагог фиксирует успехи детей в развитие речи во время игр с песком.
  5. Педагог с детьми проводит опыты с песком, где наблюдают свойства песка.
  6. Педагог вместе с детьми использует фольклорный жанр (потешки, прибаутки, сказки, стихи)

Заключительный

1.Создание фотовыставки игр с песком.

2.Коталог игр с песком для развития речи.

3.Подбор стихов, потешек, сказок.

4.Взаимодействие с семьей – участие родителей и детей в играх с песком.

Результативность:

Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени поспособствовал у детей развитию связной речи, умение стоить содержательный монолог и диалог, демонстрировать речевое творчество, умение описывать тот или иной предмет, развил их познавательные способности и интерес к исследовательской деятельности

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *