Проект «Использование игр с песком для развития речи с дошкольниками средней группы».
Герасименко Татьяна Владимировна воспитатель КГКП я/с №4 “Березка” г.Экибастуза
Введение.
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенные в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться.
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Игры с песком имеют большое значение и для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Актуальность темы.
Дети очень любят играть с песком и водой. Поэтому именно в дошкольном возрасте этим играм необходимо уделять большое внимание. Ни один дидактический материал не сравниться с природным материалом по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Ребёнок с помощью органов чувств воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, значительно расширят игровой опыт ребёнка, сформирует умение согласовывать слова в предложениях, вырабатывает грамматическо- правильную речи, строит короткие высказывания, совершенствует культуру общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками и обогатят его словарный запас.
Цель проекта: Развитие речи через игры с песком и обогащение игрового опыта у детей.
Задачи проекта:
– формирование и развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков;
– Познакомить детей с качествами природных материалов (песка и воды)
– развитие детского познания, навыков экспериментирования и творческих способностей;
– развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром;
– развитие мелкой моторики и координации движений;
– обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;
– формирование у детей навыков игровых действий при игре с песком.
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Тип проекта: исследовательский, ролево-игровой, творческий.
По времени: продолжительный
По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
-сформировать игровые навыки;
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие речевого дыхания и фонематического восприятия;
– развитие интереса и внимания к слову;
– развитие наглядно – образного мышления.
– умение называть слова с обощающим значением, описывать предметы.
Основные принципы реализации проекта:
– индивидуализации;
– доступности;
– наглядности;
– научности;
– систематичности и последовательности;
– оздоровительной направленности.
Работа велась одновременно по трем направлениям:
- Работа с детьми
- Обогащение предметно-развивающей среды
- Работа с родителями.
В работе с детьми использовались следующие методы:
- беседы с детьми
- дидактические игры
- наблюдение
- обследование
- чтение художественной литературы
- заучивание потешек, стихов
показ способов изображения
Работа по обогащению предметно-развивающей среды в группе включала в себя подбор наглядного материала, подготовка песочницы.
I этап. Подготовительный.
Цель:
Определение оптимальных методов и форм работы в совместной и самостоятельной деятельности с детьми.
Задачи:
- Довести до участников проекта важность данной проблемы;
- Подготовить песочницу и песок.
- Подобрать игровое оборудование, изготовить пособия.
- Подобрать картотеку игр..
II этап. Основной.
Реализация проекта.
Игры-занятия желательно проводить с подгруппой детей.
Воспитатель знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть «Песочная фея», «Хозяйка песочницы», «Королева песочного мира». Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.
Песочная фея приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана), символическое обозначение неба, воды и земли. Также дети с помощью Песочной феи обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.
Работа игр с песком в течение лета распределена по темам:
«Чувствительные ладошки»
«Секреты сухого и мокрого песка»
«Познавательные игры на песке для развития речи детей»
Правила игры с песком для малышей
- Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
- Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
- У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки .
- Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.
Условия работы с детьми
- Согласие и желание ребенка.
- Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
- У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Продуктивный этап:
- Дети совместно с воспитателем знакомятся с правилами игры в песочнице.
- Дети знакомятся с «Хозяйкой песочницы»
- Дети играют в игры, стараясь выполнять правила.
- Педагог фиксирует успехи детей в развитие речи во время игр с песком.
- Педагог с детьми проводит опыты с песком, где наблюдают свойства песка.
- Педагог вместе с детьми использует фольклорный жанр (потешки, прибаутки, сказки, стихи)
Заключительный
1.Создание фотовыставки игр с песком.
2.Коталог игр с песком для развития речи.
3.Подбор стихов, потешек, сказок.
4.Взаимодействие с семьей – участие родителей и детей в играх с песком.
Результативность:
Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени поспособствовал у детей развитию связной речи, умение стоить содержательный монолог и диалог, демонстрировать речевое творчество, умение описывать тот или иной предмет, развил их познавательные способности и интерес к исследовательской деятельности