Родительское собрание в средней группе Тема: “Эмоциональное благополучие и нравственное воспитание в семье и детском саду.”


Герасименко Татьяна Владимировна воспитатель КГКП я/с №4 “Березка” г.Экибастуза 

Цель: Создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами, вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей.

Ход собрания: Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались на заседание круглого стола, чтобы поговорить о значимости эмоционального благополучия ребенка и нравственного воспитания в семье и детском саду.

Всем нам, взрослым, крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала теплая и доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своем отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! именно такое, а не “казенное” лицо должно быть у вас в течении дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на улицу.

Ученые относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.

– Как вы думаете, в чем это проявляется?

(Высказывание родителей).

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение( они то плаксивы, то агрессивны), быстро утомляются, плохо засыпают. Ребенок с невротическими нарушениями некомфортно чувствует себя и в детском саду: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие.

Причины эмоционального неблагополучия:

– Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду.

– Нарушение режима дня.

– Избыток информации, получаемой ребенком ( интеллектуальные перегрузки).

– Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту.

– Неблагополучное положение в семье.

– Частое посещение с ребенком мест массового скопления людей; родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для

взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребенка.

– Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так.

– Снижение двигательной активности.

– Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Тест ” Какой вы родитель?”

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности

Вашего общения. Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения?

  1. Какой ты у меня молодец?
  2. Ты способный, у тебя все получается.
  3. Ты невыносим!
  4. У всех дети, как дети, а у меня…
  5. Ты мой помощник.
  6. Вечно у тебя все не так.
  7. Сколько раз тебе повторять?
  8. Какой ты сообразительный!
  9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!
  10. Как ты считаешь?
  11. Ты полностью распустился!
  12. Познакомь меня со своими друзьями.
  13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.
  14. Меня не интересует, что ты хочешь.

 

Обработка результатов. Если Вы употребляете выражения 1, 2, 5, 8, 10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл. Если Вы употребляете выра-жения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то засчитайте себе 2 балла. Посчитайте общую сумму баллов.

7-8 баллов – между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10 баллов – Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

11 – 12 баллов – Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.

13 – 14 баллов – Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими со своим ребенком.

 

А теперь сделаем динамическую паузу и перейдем ко второму вопросу: нравственное отношение в семье и в д/ саду:

Динамическая пауза:

1) Выходят в круг и жмут друг другу руки родители, которые:

а) любят поспать;

б) любят сладкое.

2) Меняются местами которые:

а) любят работать на даче( огороде)

б) любят делать заготовки на зиму.

3) Сидя на стуле хлопают в ладоши:

а) любят тратить деньги.

б) любят путешествовать.

 

Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Софокл, древний драматург Греции, написал слова, которые остаются

актуальными, и сейчас:

 

“Затем и молим мы богов о детях,

Чтоб супостатов наших отражали

И другу честь умели подавать”.

 

Великий композитор Бетховен завещал потомкам: “Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье”.

Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс в основе которого лежит развитие чувств. “Те высокие нравственные

чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные

поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных

условий жизни и воспитания”.

 

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей

Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень

важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

 

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.

 

Тестирование родителей

“Мой стиль воспитания ребенка в семье”

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

 

1) Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

 

а) дадите ребенку другое блюдо.

 

б) разрешите выйти из-за стола.

 

в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

 

2) Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

 

а) идете во двор и ищете игрушку ребенка.

 

б) погрустите вместе с ребенком о его утрате.

 

в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.

 

3) Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

 

а) без слов выключите телевизор.

 

б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание.

 

в) пристыдите ребенка за несобранность.

 

4) Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

 

а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”.

 

б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, ” я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя….”.

 

в) накажите ребенка лишением игрушек.

 

5) Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:

 

а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольства его поведением.

 

б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него.

 

в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

 

Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме. “А” – тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей. “Б” – стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить

его отвечать за себя и свои поступки. “В” – стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.

 

Тренинг: обсуждаем проблемные ситуации.

 

Предлагаю участникам обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.

 

Ситуация первая.

В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.

 

Вопросы:

  1. Как дальше будет развиваться ситуация?
  2. Кто должен уступить место?
  3. Как вы учите вести своих детей в транспорте?

 

Ситуация вторая.

В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Ивану очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял опустив голову и плакал. Старшая сестренка постаралась вступить за брата: “Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Ивана?”

– Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь!- прервала она дочь и отправила сына в детскую.

 

Вопросы:

  1. В чем состоит педагогический просчет матери?
  2. Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?
  3. Как вы поступили в таком случае?

 

Ситуация третья.

В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:

– Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.

Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор.

Но отец неожиданно сказал:

– Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.

– Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.

– Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец.

Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:

– Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:

– Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

 

Вопросы:

  1. Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?
  2. Какие чувства по отношению к отцу возникли у Люды?
  3. Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости.

 

После обсуждения педагогических ситуаций подводим итог, какими же должны быть нравственные отношения в семье. Это:

– Любовь и взаимное уважение.

– Взаимопонимание и взаимовыручка.

– Ценность и личная значимость каждого числа семьи.

– Участие каждого члена семьи в ее жизни – труд, отдых, учеба.

– Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

 

Выступление педагога с опытом работы, на тему: как в детском саду происходит нравственное воспитание, как у детей прививают любовь и уважение к близким (семье) и сверстникам, воспитателям.

 

Подведение итогов.

Подводя итоги нашей встречи, подчеркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период,

успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию. Возьмите красное сердечко, напишите на нем любое доброе пожелание и передайте его своему соседу.

Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *