Открытый урок-аукцион  по русскому языку в 4 классе « Повторение пройденных тем за курс начальной школы»


Бекенова Гульнар Хамитовна

Учитель начальных классов

ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 отдела образования акимата города Аркалыка»

Тема: Повторение пройденных тем за курс начальной школы.

Цель: Актуализировать знания, приобретённые при изучении тем за курс

начальной школы.

Дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость

успеха в проявлении своих знаний.

Активизировать мысли детей, занимательно, динамично и интересно

организовать процесс повторения и систематизации знаний.

Перевести знания в области русского языка в личностно значимые для

учащихся.

Тип урока: урок-аукцион

Методы : групповая работа; мозговой штурм; индивидуальная работа.

Оборудование: карточки с заданиями для групп, лоты: фонетика ,синтаксис, морфология, словообразование, глагол        ,сущ.      ; интерактивная доска, молоток.

                                          Ход урока

I.Психологический настрой:

Успех приходит к тем, кто слишком занят, чтобы искать его.

-Ребята, что такое успех? Подберите синонимы к слову успех.

(удача, триумф, лавры, фурор, победа, счастье)

-Объясните, значение данного высказывания.

(Надо не думать о том, как прийти к успеху, а просто хорошо и много работать и тогда, успех непременно придёт к вам)

-Что значит быть успешными для вас?

(добиться хороших результатов в учёбе, быть активным участником в школьных мероприятиях)

-Ребята, я желаю Вам добиться успеха на уроке, показать свои лучшие знания по русскому языку.

 

  1. II. Оформление тетрадей:

-Запишем дату урока и классная работа.

III.Чистописание:

– Ребята, давайте запишем эпиграф нашего урока в тетрадь каллиграфическим почерком. (один ученик комментирует написание вслух)

  1. IV. Постановка темы и цели урока :

– Сегодня мы проведём с вами аукцион знаний по русскому языку.

Лексическое значение слова : АУКЦИОН- публичная продажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

-А какую цену вы можете предложить .Что является вашим богатством на уроке? (Правильно – знания)

На продажу выставлены «вещи», на аукционе их называют лотами, на нашем уроке это – разделы русского языка, орфограммы, которые вы можете купить в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в группе. ( В классе работают 5 групп). Каждая группа предлагает свои знания по данным «лотам» , за каждый правильный ответ ,высказывание ,правило учащиеся получают монеты. Покупает лот ,та группа, у которой окажется большее количество  монет.

Но это ещё не всё. По каждому «лоту» командам нужно будет выполнить по одному грамматическому заданию.

  1. V. Ход аукциона
  2. На продажу выставляется лот под №1: «Фонетика»

А)

– Прошу предлагайте свои знания.

Учащиеся поднимают руки и предлагают свои знания  (за правильный ответ получают монету):

-В русском языке 33 буквы и 42 звука, 10 гласных букв ,а звуков гласных-6

-4 гласные буквы :е, ё, ю, я – могут обозначают два звука и могут обозначать один звук.

-Согласных букв:21, звуков согласных 36. (15 согласных букв обозначают по два звука: твёрдый и мягкий.)

-Две буквы не обозначают звука :ъ и ь

-Звонких согласных:16, а глухих:20

-В русском языке есть 11 парных согласных звуков по глухости-звонкости.

-Всегда твёрдые согласные звуки: ш, ж, ц.

-Всегда мягкие согласные звуки :ч, щ, й

-«Попей чайку ,разгони тоску.» Сколько раз вы слышите звук [а]?

В) Группы выполняют фонетический разбор:

( группа, набравшая большее количество монет ,выполняет разбор у доски)

1группа: смеются (с комментированием у доски)

2группа: рюкзак

3группа:янтарь

4группа:счастье

5группа:земля

Проверка и анализ самостоятельных работ учащихся.

Спикеры групп подсчитывают количество монет, и определяется покупатель лота.(звучит стук молотка и учитель произносит: «продано»,потом торжественно вручает лот «покупателю»-:группе №1.(Вот так далее после каждого лота)

  1. Лот под №2 :«Морфемика»

А) -Предлагайте свои знания. Возможные ответы учащихся:

 

 

-Раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова, называется морфемикой.

– слова состоят из морфем: окончание, корень, приставка, суффикс, основа слова.

-изменяемая часть слова ,которая служит для связи слов в предложении, называется окончанием.

-с помощью приставок и суффиксов образуются новые слова.

-корень это общая часть родственных слов.

-В основу слова входит всё кроме окончания.

-Чтобы правильно разобрать слово по составу, надо сначала определить какой частью речи является данное слово. Ведь у каждой части речи свои окончания.

В) Группам даются задания: разобрать слова по составу.

1группа: подоконник

2группа: собираются ( у доски с комментированием)

3группа: кольцевать

4группа: скалистыми

5группа: издалека

 

  1. Лот №3 « Морфология»

А)   – Раздел науки о языке изучающий слово, как часть речи, называется морфологией.

-Есть самостоятельные части речи и служебные части речи

-Имя существительное, имя прилагательное ,глагол, местоимение, имя числительное, наречие –самостоятельные части речи.

-Служебные части речи: союз, предлог ,частица.

-Что такое имя существительное?

-Что такое имя прилагательное?

Что такое глагол? Что такое наречие?

– Какие части речи склоняются? Какая часть речи спрягается?

-Назовите постоянные признаки имён существительных.

В) Выполнить морфологический разбор:

1группа: с сиренью

2группа: послал

3группа: по деревне

4группа: дружным

5группа: дышишь

 

4.Лот №4 « Синтаксис»

А) – Предлагайте свои знания по данной теме.

-Раздел русского языка изучающий словосочетания , предложения и тексты называется –синтаксисом.

-Какие бывают предложения по цели высказывания?

-Какие бывают предложения по интонации?

-Что является грамматической основой предложения?

-Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

-Что такое однородные члены предложения?

-Что такое словосочетание?

-Что такое текст? Виды текстов?

В)  Выполнить синтаксический разбор предложения:

Все группы выполняют одно задание .У доски с комментированием работает группа, набравшая больше число монет.

 

         Высоко в голубом небе звенит радостная песня  жаворонка.

 

Повеств., невоскл., простое,  распр. предложение

Песня-подлежащее(сущ)

Звенит- сказуемое(глагол)

Жаворонка-дополнение(сущ)

Радостная- определение(прил)

В небе- обстоятельство (предлог, сущ)

Голубом- определение(прил)

Высоко- обстоят.(наречие)

 

  1. Лот №5 «Сущ. »

А) -Как называется данная орфограмма?

-Правописание безударных личных окончаний имён существительных.

-Чтобы правильно написать безударное окончание имён существительных, надо поставить существительное в начальную форму и определить склонение данного существительного. Затем узнать, в каком падеже употреблено это существительное. Если это сущ. 3скл. – пишем :И ,

Если это сущ. 1скл.- Р.п.- И;                         2скл. – П.п- Е

Д.п, П.п.- Е

-Что такое склонение имён существительных?

-Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению?

-Что является начальной формой имени существительного?

 

В) Задания для групп: вставить нужные окончания в словах

1группа: на крышк… коробк…, по тропинк… к избушк…

2группа: на катер… к пристан…; возле рощ… на пригорк….

3группа: на веточк… березк…, по дорожк.… к насып…,

4группа: в альбом… на страниц…, на лошадк…по площад….

5группа: в комнате… на диван…, по дорог… к деревн….

6.Лот №6  « Глагол        »   

А)- Как называется данная орфограмма?

-Правописание безударных личных окончаний глаголов.

-Чтобы правильно написать безударное окончание глагола надо поставить глагол в начальную форму и определить спряжение глагола ,если это глагол II спр. пишем – И

Если глагол I спр. пишем – Е

-Как определить спряжение глагола ?

-Если у  глагола в неопределенной форме перед ТЬ, стоит гласная И, то это глагол II спр.,а если другая гласная ,то -I спр.

-Назовите глаголы исключения.

-Какие ещё способы определения спряжения глаголов вам известны?

В) Общее задание для всех групп :

 Пиш…т, стро…т, слыш…м, дыш…т, корм…т.

Ветер по морю гуля…т

И кораблик подгоня…т

 

  1. VI. Подведение итогов аукциона.

– Какая группа приобрела большее количество лотов?

-Давайте поздравим всех участников нашего аукциона!

-Спикеры групп заполнили оценочные листы. Здесь у всех только положительные оценки .

VII. Рефлексия

– Вспомните, в начале урока мы говорили об успехе.

– Как вы думаете, достигли ли вы своего успеха на сегодняшнем уроке?

-Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем?

-Спасибо за урок!

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *