Открытый урок-аукцион по русскому языку в 4 классе « Повторение пройденных тем за курс начальной школы»
Бекенова Гульнар Хамитовна
Учитель начальных классов
ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 отдела образования акимата города Аркалыка»
Тема: Повторение пройденных тем за курс начальной школы.
Цель: Актуализировать знания, приобретённые при изучении тем за курс
начальной школы.
Дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость
успеха в проявлении своих знаний.
Активизировать мысли детей, занимательно, динамично и интересно
организовать процесс повторения и систематизации знаний.
Перевести знания в области русского языка в личностно значимые для
учащихся.
Тип урока: урок-аукцион
Методы : групповая работа; мозговой штурм; индивидуальная работа.
Оборудование: карточки с заданиями для групп, лоты: фонетика ,синтаксис, морфология, словообразование, глагол ,сущ. ; интерактивная доска, молоток.
Ход урока
I.Психологический настрой:
Успех приходит к тем, кто слишком занят, чтобы искать его.
-Ребята, что такое успех? Подберите синонимы к слову успех.
(удача, триумф, лавры, фурор, победа, счастье)
-Объясните, значение данного высказывания.
(Надо не думать о том, как прийти к успеху, а просто хорошо и много работать и тогда, успех непременно придёт к вам)
-Что значит быть успешными для вас?
(добиться хороших результатов в учёбе, быть активным участником в школьных мероприятиях)
-Ребята, я желаю Вам добиться успеха на уроке, показать свои лучшие знания по русскому языку.
- II. Оформление тетрадей:
-Запишем дату урока и классная работа.
III.Чистописание:
– Ребята, давайте запишем эпиграф нашего урока в тетрадь каллиграфическим почерком. (один ученик комментирует написание вслух)
- IV. Постановка темы и цели урока :
– Сегодня мы проведём с вами аукцион знаний по русскому языку.
Лексическое значение слова : АУКЦИОН- публичная продажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
-А какую цену вы можете предложить .Что является вашим богатством на уроке? (Правильно – знания)
На продажу выставлены «вещи», на аукционе их называют лотами, на нашем уроке это – разделы русского языка, орфограммы, которые вы можете купить в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в группе. ( В классе работают 5 групп). Каждая группа предлагает свои знания по данным «лотам» , за каждый правильный ответ ,высказывание ,правило учащиеся получают монеты. Покупает лот ,та группа, у которой окажется большее количество монет.
Но это ещё не всё. По каждому «лоту» командам нужно будет выполнить по одному грамматическому заданию.
- V. Ход аукциона
- На продажу выставляется лот под №1: «Фонетика»
А)
– Прошу предлагайте свои знания.
Учащиеся поднимают руки и предлагают свои знания (за правильный ответ получают монету):
-В русском языке 33 буквы и 42 звука, 10 гласных букв ,а звуков гласных-6
-4 гласные буквы :е, ё, ю, я – могут обозначают два звука и могут обозначать один звук.
-Согласных букв:21, звуков согласных 36. (15 согласных букв обозначают по два звука: твёрдый и мягкий.)
-Две буквы не обозначают звука :ъ и ь
-Звонких согласных:16, а глухих:20
-В русском языке есть 11 парных согласных звуков по глухости-звонкости.
-Всегда твёрдые согласные звуки: ш, ж, ц.
-Всегда мягкие согласные звуки :ч, щ, й
-«Попей чайку ,разгони тоску.» Сколько раз вы слышите звук [а]?
В) Группы выполняют фонетический разбор:
( группа, набравшая большее количество монет ,выполняет разбор у доски)
1группа: смеются (с комментированием у доски)
2группа: рюкзак
3группа:янтарь
4группа:счастье
5группа:земля
Проверка и анализ самостоятельных работ учащихся.
Спикеры групп подсчитывают количество монет, и определяется покупатель лота.(звучит стук молотка и учитель произносит: «продано»,потом торжественно вручает лот «покупателю»-:группе №1.(Вот так далее после каждого лота)
- Лот под №2 :«Морфемика»
А) -Предлагайте свои знания. Возможные ответы учащихся:
-Раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова, называется морфемикой.
– слова состоят из морфем: окончание, корень, приставка, суффикс, основа слова.
-изменяемая часть слова ,которая служит для связи слов в предложении, называется окончанием.
-с помощью приставок и суффиксов образуются новые слова.
-корень это общая часть родственных слов.
-В основу слова входит всё кроме окончания.
-Чтобы правильно разобрать слово по составу, надо сначала определить какой частью речи является данное слово. Ведь у каждой части речи свои окончания.
В) Группам даются задания: разобрать слова по составу.
1группа: подоконник
2группа: собираются ( у доски с комментированием)
3группа: кольцевать
4группа: скалистыми
5группа: издалека
- Лот №3 « Морфология»
А) – Раздел науки о языке изучающий слово, как часть речи, называется морфологией.
-Есть самостоятельные части речи и служебные части речи
-Имя существительное, имя прилагательное ,глагол, местоимение, имя числительное, наречие –самостоятельные части речи.
-Служебные части речи: союз, предлог ,частица.
-Что такое имя существительное?
-Что такое имя прилагательное?
Что такое глагол? Что такое наречие?
– Какие части речи склоняются? Какая часть речи спрягается?
-Назовите постоянные признаки имён существительных.
В) Выполнить морфологический разбор:
1группа: с сиренью
2группа: послал
3группа: по деревне
4группа: дружным
5группа: дышишь
4.Лот №4 « Синтаксис»
А) – Предлагайте свои знания по данной теме.
-Раздел русского языка изучающий словосочетания , предложения и тексты называется –синтаксисом.
-Какие бывают предложения по цели высказывания?
-Какие бывают предложения по интонации?
-Что является грамматической основой предложения?
-Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
-Что такое однородные члены предложения?
-Что такое словосочетание?
-Что такое текст? Виды текстов?
В) Выполнить синтаксический разбор предложения:
Все группы выполняют одно задание .У доски с комментированием работает группа, набравшая больше число монет.
Высоко в голубом небе звенит радостная песня жаворонка.
Повеств., невоскл., простое, распр. предложение
Песня-подлежащее(сущ)
Звенит- сказуемое(глагол)
Жаворонка-дополнение(сущ)
Радостная- определение(прил)
В небе- обстоятельство (предлог, сущ)
Голубом- определение(прил)
Высоко- обстоят.(наречие)
- Лот №5 «Сущ. »
А) -Как называется данная орфограмма?
-Правописание безударных личных окончаний имён существительных.
-Чтобы правильно написать безударное окончание имён существительных, надо поставить существительное в начальную форму и определить склонение данного существительного. Затем узнать, в каком падеже употреблено это существительное. Если это сущ. 3скл. – пишем :И ,
Если это сущ. 1скл.- Р.п.- И; 2скл. – П.п- Е
Д.п, П.п.- Е
-Что такое склонение имён существительных?
-Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению?
-Что является начальной формой имени существительного?
В) Задания для групп: вставить нужные окончания в словах
1группа: на крышк… коробк…, по тропинк… к избушк…
2группа: на катер… к пристан…; возле рощ… на пригорк….
3группа: на веточк… березк…, по дорожк.… к насып…,
4группа: в альбом… на страниц…, на лошадк…по площад….
5группа: в комнате… на диван…, по дорог… к деревн….
6.Лот №6 « Глагол »
А)- Как называется данная орфограмма?
-Правописание безударных личных окончаний глаголов.
-Чтобы правильно написать безударное окончание глагола надо поставить глагол в начальную форму и определить спряжение глагола ,если это глагол II спр. пишем – И
Если глагол I спр. пишем – Е
-Как определить спряжение глагола ?
-Если у глагола в неопределенной форме перед ТЬ, стоит гласная И, то это глагол II спр.,а если другая гласная ,то -I спр.
-Назовите глаголы исключения.
-Какие ещё способы определения спряжения глаголов вам известны?
В) Общее задание для всех групп :
Пиш…т, стро…т, слыш…м, дыш…т, корм…т.
Ветер по морю гуля…т
И кораблик подгоня…т
- VI. Подведение итогов аукциона.
– Какая группа приобрела большее количество лотов?
-Давайте поздравим всех участников нашего аукциона!
-Спикеры групп заполнили оценочные листы. Здесь у всех только положительные оценки .
VII. Рефлексия
– Вспомните, в начале урока мы говорили об успехе.
– Как вы думаете, достигли ли вы своего успеха на сегодняшнем уроке?
-Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем?
-Спасибо за урок!