Доклад «Развитие орфографической зоркости у учащихся младшего школьного возраста»


Бекенова Гульнар Хамитовна

Учитель начальных классов

ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 отдела образования акимата города Аркалыка»

 

Моя тема самообразования «Развитие орфографической зоркости у учащихся младшего школьного возраста».

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Именно в начальных классах  закладываются основы грамотного письма. Поэтому изучение причин, порождающие орфографические ошибки и путей повышения орфографической грамотности актуально в обучении младших школьников русскому языку.

Свою тему я разделила на несколько подтем:

  1. Предупреждение орфографических ошибок.

Исследования   показали, что  одной из причин письма с ошибками является несформированность того необходимого качества, которое позволяет обнаружить в слове «опасные» места еще до его записи. В цепочке орфографического действия теряется самый первый шаг, сформированность которого и позволяет увидеть, услышать наличие орфограммы в слове, т.е. поставить орфографическую задачу. С этим шагом и  связано качество, которое имеет название орфографическая зоркость.

Развитию орфографической зоркости способствует большое количество практических упражнений, которые  я и использую на уроках. Подробнее остановлюсь на тех, которыми пользуюсь в первом классе, так как сейчас я обучаю ребят именно первого класса:

1.Комментированное  письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы, поэтому  его необходимо применять практически на каждом уроке.

2.Объяснительные или предупредительные  диктанты.

3.Выборочные списывания и диктанты.

4.Показ нужной орфограммы на карточках – сигналах.

5.Письмо по памяти.

6.Использование этимологического анализа слов.

  1. Использование орфографического чтения     для        развития фонематического слуха. Очень полезно  после разбора упражнения читать тексты так, как написаны.

8.Прием списывания – одно из лучших средств развития орфографической зоркости. Этот прием соединяет в себе и письмо по памяти, и орфографическое чтение, и комментированное  письмо.

9.Использование принципа какографии, т.е. письма с намеренно допущенными ошибками.

 

Например:

Найдите и исправьте ошибки в тексте:

 

Щенок шарик укусил Шарик.

Лопнул Шарик, испугался шарик.

 

10.Использование рифмованных упражнений. Этот прием вы могли наблюдать на открытом уроке русского языка в первом классе. Остановлюсь на нем подробнее.

Рифма привлекает детей забавной игрой  слов и созвучий.  В зависимости от роли, которую выполняют рифмовки, их делят  на четыре группы.

 

Первая группа. Рифмовки –«запоминалки».

Они служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания. Такие упражнения являются  своеобразным средством опережающей подготовки к серьезному изучению языковых явлений. Многократное чтение таких рифмовок, а иногда и непроизвольное заучивание их создают тот благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются детьми орфографические правила. Например:

Перед Е, Ё, И, Ю, Я

Я в словах стою, друзья.

Здесь моя семья, жильё-

Перед Я, Ю, И, Е, Ё.

 

Вторая группа. Рифмовки – «тренажеры».

Используются  для чтения и письма, орфографически насыщенного словарного материала. Примером упражнений из этой группы может быть следующее:

Кошка Маришка,

котёнок Тишка,

щенок Дружок,

цыплёнок Пушок,

корова Бурёнка,

коза Найдёнка,

поросёнок Хрюша

и бычок Гаврюша-

все их клички до одной

пишут с буквы прописной!

Такие упражнения привлекают внимание детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствиях написаний и произношения, служат средством накопления слов, иллюстрирующих то или иное правило правописания.

 

 

Третья группа. «Рифмовки-контролеры».

Их отличие от других стихотворных упражнений состоит в том, что служат они, как правило, средством контроля и самоконтроля для первоклассников, осваивающих первые умения и навыки правописания. Вот одно из таких упражнений:

ВСЕ ОБДУМАЙ, НЕ СПЕШИ,

А ПОТОМ УЖЕ ПИШИ:

ча                     жи                 жи           ча       щу                         ши

— йка,         ё——ки,       чи—- ,     да—- ,    —ка,         камы——- .

чя                     жы                 жы          чя      щю                         шы

 

ЗНАЕШЬ, КАК ПИСАТЬ? ТЕПЕРЬ,

ТАК ЛИ ДУМАЕШЬ, ПРОВЕРЬ:

чайка, ёжики, чижи, дача, щука, камыши.

 

ЕСЛИ ТАК ХОТЕЛ ПИСАТЬ,

ПОЛУЧАЙ ОТМЕТКУ “5”!

Эта рифмовка состоит из двух частей. Первая— настраивает первоклассников на выбор правильной орфограммы и заставляет подумать над вопросом, как нужно писать предложенные слова. Вторая часть содержит ответ, дает возможность еще раз прочитать слова с выделенными сочетаниями, поощряет работу детей.

 

Четвертая группа. «Орфографические пятиминутки».

При выполнении такого упражнения идет отработка навыков правописания на основе нескольких изученных орфограмм, целенаправленно формируется орфографическая зоркость.

“Орфографические пятиминутки” — это упражнения, которые учитель может предложить детям на уроках чтения и письма, в конце или начале занятия. Одну и ту же рифмовку следует использовать многократно, перемежая работой с другими стихотворными упражнениями этой же группы:

Точка, бочка, шишка, друг,

пёсик Булька и утюг,

класс, аллея, телеграмма-

кто нашёл все орфограммы?

 

Карточки-задания.

Уже в первом классе я провожу пропедевтическую работу для формирования навыка грамотного письма. Для этого мною разработан дидактический материал, который предлагаю вашему вниманию. (раздать каждому пример карточки).

 

 

 

Задания карточек развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают

к применению определенных способов действий. Одни задания организуют наблюдения учащихся за языковыми явлениями, другие необходимы для усвоения грамматического определения или орфографического правила, третьи помогут установить последовательность умственных действий при решении орфографических задач, т.е. откроют общий способ деятельности.

Разнообразие формулировок в заданиях разовьёт остроту ума и гибкость мышления, потребует от ученика предельной внимательности и собранности.

Итак, использование этих и многих других упражнений по развитию орфографической зоркости предупредит появление ошибок при письме.

 

  1. Диагностика орфографических ошибок.

В обучении грамотному письму не обойтись без анализа допускаемых детьми ошибок, без выяснения их причин, т. е. их диагностики, без прогнозирования возможных ошибок, разработки методики их исправления и предупреждения.

Ошибки в тетрадях учеников указывают на трудности, которые лежат в самих орфограммах и которые испытывают ученики при овладении тем или иным правилом. По ошибкам можно судить об общем орфографическом развитии класса  и отельных учеников, о недостатках в знаниях и навыках по тому или иному разделу программы. Изучение ошибок учителем помогает наметить систему занятий  с классом и с отдельными учениками в целях укрепления орфографических навыков.

С этой целью мною разработана методика диагностирования орфографических ошибок, которая имеет вид таблицы. В нее вносятся слова, в которых учащиеся допустили ошибки, номера орфограмм и номера учащихся согласно журналу. Таким образом, на одном листе можно проследить информацию о грамотности класса в целом на данный момент. Такая таблица является хорошим помощником при подготовке работы над ошибками. Слова, занесенные в таблицу можно  использовать и для индивидуальной работы, и для орфографических пятиминуток, включать в разнообразные упражнения.

 

  1. Коррекционная работа над орфографическими ошибками.

На основе результатов исследования орфографических ошибок в классе проводится коррекционная работа, которая включает в себя как индивидуальную, так и групповую формы работы. Мною разработана система коррекционной работы над орфографическими ошибками в 4 классе.

Опираясь на принципы этой работы, я строю обучение и в 1 классе.

 

 

 

 

Надеюсь, моя работа уменьшит количество ошибок в работах учащихся. Свою систему работы над орфографическими ошибками я могу предложить учителям начальных классов.

Остановлюсь подробнее на характеристике некоторых видах упражнений.

1.СписываниеВремя для списывания я отвожу на каждом уроке. На отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями. Особое внимание уделяю выборочному списыванию. Это упражнение использую при изучении любой темы. Установкой к выборочному списыванию могут быть любые задания, в зависимости от цели урока.

2.Комментированное письмо. Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

  1. Письмо с проговариванием.При этой форме работы формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
  2. Какографические упражнения.Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
  3. Скоростное письмо.Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время.
    6. Письмо по памяти. Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки, прививает навыки самоконтроля.

В своей работе использую игровой материал. Но используя на уроках интересный занимательный материал, учитель не должен забывать, что задания подобного характера – не цель урока, а дополнительная помощь в работе над орфографической зоркостью учащихся. Он помогает разнообразить сложные и порой однообразные упражнения.  Хорошо развивает орфографическую грамотность игра «Огоньки». На доске записываю предложения, слова. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске, затем учащиеся записывают предложение. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

 

 

Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово». Например, я предлагаю учащимся следующий словарный диктант: Деревня, тетрадь, суббота, Астана, , карандаш, горячий , ворона . Дети называют «лишние» слова:

Астана – так как это слово пишется с большой буквы;

суббота – так как это слово на правописание двойного согласного в корне слова;

тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове букв больше, чем звуков;

ворона – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова горячий);

горячий – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные;

карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или из трёх.

Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание, сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм.

Эффективным видом работы на уроке считаю самостоятельную работу, так как она формирует навыки , развивает мышление детей, является важным средством для закрепления и проверки знаний и, следовательно, создает условия для развития интереса. Для этого использую тетради-тренажёры, которые делаю сама. В тетрадях-тренажёрах подбираю упражнения для отработки орфограмм через различные приёмы работы.

Устный опрос по карточкам. Надо сделать примерно 30- 40 карточек (8х12) и крупно написать столбиком три слова (ничего не подчеркивая, ничего не выделяя) с разными орфограммами, изучаемыми в этом классе. На обратной стороне поставить номер карточки.

Праздник

Сердце

Солнце

№ 17

Пишешь

Улыбаешься

Рисуешь

№ 2

 

 

 

В присутствии всего класса вы перемешиваете карточки и кладете на первые парты столько карточек, сколько учеников сидит в этом ряду. По команде учителя ученики с первой парты берут карточки для себя, а остальные через плечо передают на вторую парту и т. д. У учителя должен быть листок со списком всех карточек. Вы можете вызвать определенных учеников или провести целенаправленный опрос, повторив, например, правописание непроизносимой согласной . По своим карточкам вы заранее намечаете, какие номера будут сегодня в работе. Например, это № 11, 24, 38. Учитель спрашивает: “У кого № 11?” Вот кому он достался, тот и

отвечает: называет правило, приводит примеры. Ответы оцениваются.

Оценки ставятся и тем учащимся, кто исправлял ответы, дополнял.

Особое внимание уделяю проверке работ в тетрадях. У большинства детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь ее зачеркиваю, у более сильных учащихся подчеркиваю все слово с ошибочным написанием. Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. У более слабых учащихся исправляю лишь трудные для них орфограммы, остальные зачеркиваю.

Такую, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся, а следовательно и функциональную грамотность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *