Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе среди учащихся 5-10 классов «Юный лингвист»


Максина Галина Николаевна

Учитель русского языка и литературы

КГУ «Целинная средняя школа»

района имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанской области

Цель: активизировать интерес учащихся к интеллектуальным играм путем

включения их в коллективную творческую деятельность;

развивать  речь, мышление, память, внимание;

расширить кругозор детей, словарный запас;

воспитывать взаимопомощь, культуру поведения и общения при

работе в группе, проявлять свои творческие способности.

 

Оборудование: слайд – презентация «Своя игра», карточки, жетоны, наглядности.

Все ученики делятся на команды (по классам).

Каждая команда выбирает себе имя.

Команды занимают места за отдельными столиками, где приготовлены листы бумаги, ручки, сигнальные карточки.

I тур. Разминка.

II тур. Знатоки русского языка.

III тур. В мире литературы.

IV тур. Финальный.

За каждый правильный ответ команды получают жетоны.

 

Ход игры

Организационный момент.

Ведущий представляет команды, капитаны команд представляют своих игроков.

Психологический настрой.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

Улыбнулись друг другу,

Пожелали мысленно удачи.

– Итак, команды у нас есть, а судить их будет грамотное жюри, которое будет отмечать не только ваши ответы, а еще слаженность в вашей команде и конечно же хорошее поведение (представление членов жюри). Наша игра будет состоять из 5 туров, каждый тур будет оцениваться максимально по “5” шкале.

 

 

 

I тур. Разминка.

Конкурс 1. «Блиц-опрос».

Команды по очереди отвечают на вопросы.

  1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)
  2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)
  3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)
  4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)
  5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)
  6. Часть слова без окончания. (Основа)
  7. Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение)
  8. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)
  9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)
  10. Сколько букв в русском алфавите? (33)

Второй тур

Фонетика.

  1. Именно это является наименьшей единицей устной речи.(Звук)
    2. Этому числу равно количество букв русского алфавита.(33)
  2. В буквальном переводе с латинского это –“переписывание”. А обозначает этот термин условную передачу звучащего слова с помощью графических знаков.(Транскрипция (“trans-” – пере- “criptio” – писать))
  3. Именно это обозначает йотированный гласный в позиции после согласного.(Мягкость согласного и гласный звук)
    5. Этим фонетическим процессом объясняется произношение слов: [с,т,эп,], [здач,а], [кн,ишка].(Уподобление, или ассимиляция)

Словообразование.

  1. Эта часть слова служит для образования форм слова(Окончание)
    2. На эти две группы делятся способы словообразования(Морфологические и неморфологические)
    3. Определите способ образования слова приморский (Приставочно-суффиксальный)
  2. Этот человек в звании мичмана решил оставить военную карьеру и занялся лингвистикой. Известен как составитель “Толкового словаря живого великорусского языка”(Владимир Иванович Даль)
  3. Способ образования выделенного слова:вкусное мороженое(переход из одной части речи в другую)

Лексикология.

  1. Так называются слова, одинаково произносящиеся и пишущиеся, но имеющие разное лексическое значение(Омонимы)
    2. Как с точки зрения происхождения называются словазлато, длань, уста? (Архаизмы)
    3. Определите тип причастия бегущий (действительное причастие настоящего времени)
    4. Именно к этой группе с точки зрения употребления относятся слова “аська”, “бродилка”, “дрова” – драйвера (Жаргонизмы)
    5. Это лежит в основе таких художественных приемов, как метонимия, синекдоха, метафора (Переносное значение слова)

Фразеология.

  1. Значение этого словосочетания, как правило, не зависит от значений входящих в его состав слов(Фразеологизм)
    2. Назовите автора фразеологизмов: С разбором выбирай друзей; Беда, коль пироги начнет печи сапожник; А сапоги тачать пирожник Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать; А Ларчик просто открывался; У сильного всегда бессильный виноват; Знать она сильна, коль лает на слона(Крылов И.А.)
  2. В каких отношениях находятся между собой фразеологизмы в следующих парах:рукой подать – за тридевять земель, семи пядей во лбу – дуб-дерево?(В антонимичных)
    4. В этом словаре можно найти информацию о происхождении слова (Этимологический)
    5. Попробуйте определить происхождение фразеологизмов: Прокрустово ложе, сизифов труд, авгиевы конюшни (Греческая мифология)

Морфология.

  1. Перечислите названия падежей(Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный)
    2. Сколько наклонений у русского глагола? Перечислите их.(Изъявительное, Повелительное, Условное)
    3. Эта часть речи указывает на предметы, признаки, принадлежность и количество, может быть любым членом предложения. (Местоимение)
    4. Поставьте числительное двести пятьдесят шесть в родительный падеж. (Двухсот пятидесяти шести)
    5. Исправьте ошибку в предложении: Проходя по перрону, с него слетела шляпа. (Когда он проходил по перрону, с него слетела шляпа.)

Синтаксис.

  1. По цели высказывания предложения бывают …(Повествовательные, Вопросительные, Побудительные)
    2. Что изображено на схемах?(Предложения с однородными членами)
    3. О чем идет речь на схеме? (Виды связи в словосочетании)
    4. О каком члене предложения идет речь? (Определение)
  2. В пейзажах Шотландии, которые многие считают красивейшими, поражает необыкновенная лаконичностьлирического чувства. Дайте характеристику предложения.(Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным)

Третий тур

Устное народное творчество.

  1. Эта замечательная сказительница немало способствовала становлению таланта Пушкина-сказочника.(Арина Родионовна Яковлева)
    2. Откуда родом Илья Муромец?(Село Карачарово Муромской области)
  2. В былинах и народных сказках витязь часто оказывается на распутье трех дорог. А какое предостережение содержит камень-горюн?(Прямо ехать — убитому быть. Направо ехать — женатому быть, Налево ехать — богатому быть)
  3. На какие тематические группы делятся русские народные сказки?(Волшебные, Бытовые, О животных)
  4. Это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности – средство испытания мудрости, теперь – народная забава(Загадка)

Древне-русская литература.

  1. “Откуда есть пошла русская земля” — с этого начинается древнейшая сохранившаяся до наших дней летопись. Какая?(“Повесть временных лет”)
    2. К кому обращается Ярославна, плача в Путивле на забрале?(К ветру, к Днепру, к Солнцу)
  2. Этот жанр древнерусской литературы повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости. Даёт образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить её может каждый.(Житие)
  3. Если он хотел кому песнь сложить, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками.(Боян)
  4. “О мои дети, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле досаждать мечами, а себе славы искать, но одолели без чести, без чести ведь кровь поганую пролили,” – обращался к князьям Святослав Всеволодович, великий князь Киевский.Действительно ли Игорь и Всеволод приходились ему сыновьями? (Игорь и Всеволод — двоюродные братья Святослава)

18 век.

  1. Образцом этого творческого метода в России стала повесть Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”(Сентиментализм)
  2. Этот поэт XVIII века является единственным из знаменитых русских поэтов, который сумел сделать блестящую административную карьеру и даже занимал пост губернатора(в Тамбове). Назовите его имя.(Держивин Г.Р.)
  3. Прочитав это произведение, императрица Екатерина II воскликнула: “Бунтовщик, почище Пугачева”. Кто и чем так разгневал Ее Величество?(Александр Николаевич Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”)
  4. Этот знаменитый английский поэт стал национальным героем Греции: в день его смерти в этой стране был даже объявлен национальный траур. Его поэмы “Корсар”, “Паломничество Чайльд Гарольда” являют собой лучшие образцы романтизма. Назовите поэта.(Джорж Ноэль Гордон Байрон)
  5. Как звали фонвизинского недоросля?(Митрофан Простаков)

Теория литературы.

  1. Об этом стихотворном размере Ходасевич сказал: “Он крепче всех твердынь России, Славнее всех её знамён.(Четырёхстопный ямб)
    2. Заключение к литературному произведению, непосредственно не связанное с развивающимся действием, но завершающее его.(Эпилог)
    3. Он бывает трагическим, лирическим, героическим, комическим. В общем – идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения. (Пафос)
    4. Цепь событий в их причинно-временной последовательности, составляющая сюжет произведения. (Фабула)
    5. Изображение людей и предметов в фантастически-преувеличенном, уродливо-комическом виде. (Гротеск)

19 век.

  1. Это лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера. Один из выдающихся мастеров этого жанра – В.А. Жуковский.(Баллада)
  2. Женский образ в романе И.А. Гончарова “Обломов”(Ольга Сергеевна Ильинская)
  3. В так называемый канон его имени входят 37 пьес (комедии, трагедии, драмы, исторические хроники), 2 поэмы и 154 сонета, а основной стихотворной формой пьес является белый стих, или нерифмованный пятистопный ямб. А некоторые исследователи считают, что автором всех этих произведений вообще является не он. Кто же это?(Шекспир)
  4. Брат Бэлы из произведения Михаила Лермонтова “Герой нашего времени”.(Азамат)
    5. Так начинается(“Герой нашего времени”)

Зарубежная литература.

  1. Именно этот эпитет “подарил” знаменитой “Комедии” Данте его почитатель и биограф Джованни Боккаччо.(Божественная)
  2. “Черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы. Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого света, поэтому он защищал их большим козырьком потрепанного картуза. Острый кончик длинного носа, изрытый рябинами, походил на буравчик, а губы были тонкие, как у алхимиков и древних стариков на картинах Рембрандта и Метсу. Говорил этот человек тихо, мягко, никогда не горячился”.(Гобсек)
  3. Фольклор и художественная литература разных стран и народов нередко использовали этот библейский образ. Иногда поэтов привлекала история “падения”, “изгнания из рая” библейского сатаны, иногда — его бунт против бога. Среди писателей и поэтов обращавшихся к нему Дж. Мильтон, Дж. Г. Байрон, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, Т. Манн, М. Булгаков. А как и в каком произведении воплотился этот образ в твочестве И.В. Гёте?(Мефистофель)
  4. В переводе с греческого – “остроумно-глупое”. Стилистическая фигура, состоящая из соединения двух понятий, противоречащих друг другу, взаимоисключающих друг друга.(Оксюморон)
  5. Образцом этого творческого метода в европейской литературе вляется роман Ф. Кеведо-и-Вильегаса “История жизни жулика по имени Паблос, образца бродяг и зеркала пройдох”(Барокко)

Финальный раунд

  1. Средства поэтической выразительности:

Только ветер да звонкая пена,
Только чаек тревожный полет,
Только кровь, что наполнила вены,
Закипающим гулом поет.

(Э. Багрицкий)

Какое художественное средство использовано в этом поэтическом фрагменте? (Анафора)

  1. Жанры поэзии:

Лирический жанр античной поэзии, стихотворение, проникнутое смешанным чувством радости и печали или только грустью, раздумьем, размышлением, с оттенком поэтической интимности. В конце 18 и особенно в начале 19 вв. используют К. Батюшков, В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Языков, Н. Некрасов, А. Фет, а в 20 в. — В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок и др (Элегия)

  1. Стихотворные размеры:

В дымке-невидимке
Выплыл месяц вешний,
Цвет садовый дышит
Яблонью, черешней.

Определите стихотворный размер

(Трехстопный хорей)

  1. Литературные направления:

В основе этого направления лежат идеи рационализма: художественное произведение должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания; интерес представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки; придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны берет из античного искусства. (Классицизм)

  1. Орфография:

Вставьте пропущенные буквы:

ПР…ЗИД…УМ, ПР…АМБУЛА, ПР…П…РАТ, ПР…В…ЛЕГИЯ, ПР…М…ТИВ, ПР…ВАТНЫЙ, ПР……РИТЕТ

(ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА , ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ , ПРИОРИТЕТ)

  1. Пунктуация:

Расставьте недостающие знаки препинания:

Чуть не смеясь от избытка приятных и игривых чувств  я нырнул в постель   и уже закрыл    было   глаза  как вдруг мне пришло на ум  что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице… “Что же это значит? – спросил я самого себя. – Разве я не влюблен?” Но  задав себе этот вопрос  я кажется немедленно заснул как дитя в колыбели.

(Чуть не смеясь от избытка приятных и игривых чувств,  я нырнул в постель   и уже закрыл    было   глаза,  как вдруг мне пришло на ум,  что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице… “Что же это значит? – спросил я самого себя. – Разве я не влюблен?” Но,  задав себе этот вопрос,  я,   кажется,  немедленно заснул как дитя в колыбели)

Подведение итогов.

Ну, вот и подошла к концу наша игра

И расстаться ненадолго нам пришла пора.

Будем мы с улыбкой вспоминать,

Как пытались умом баллы добывать,

Но не важен в баллах результат,

Дружба побеждает – это факт.

А находчивость по жизни нас ведет,

Знатокам всегда, везде у нас почёт.

Награждение команд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *