Рабочая программа факультативного курса «Мой край родной» для учащихся 6-7 классов
Садыров Рустам Елюбаевич
учитель географии Кудайкольской средней общеобразовательной школы г.Экибастуз
Пояснительная записка
Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие в кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.
Разрабатывая программу, я исходила из того, что отстоять и приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Программа включает сведения из географии, литературы, истории. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность.
Программа состоит из трех блоков и предназначена для детей 11-14 лет.
Главные проблемы:
- это повышение занятости детей в свободное время;
- привлечение детей к познанию культурных ценностей родного края.
Цель:
- воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного села;
- развитие интереса к изучению окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
- углубленное изучение истории родного края;
- ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
- привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.
Развивающие:
- обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.
Воспитывающие:
- воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.
Ожидаемый результат:
- учащиеся должны знать и уважать народные традиции;
- знать исторические события и памятники;
- должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим.
К концу учебного года
Знать:
- историю своего района,
- знаменитых и интересных людей;
Уметь:
- работать с литературой, источниками информации;
- активно участвовать в работе по краеведению;
Календарно-тематический план
/1 час в неделю/
№
п/п |
Название
темы |
Общее кол-во часов |
Дата |
||||
теория | практ. | часы | Форма
учебн. занят. |
Форма
контр. |
|||
1
Блок |
Мой край родной |
||||||
1. | Введение | 1 | 1 | лекция | |||
2. | Экибастузская земля
в древности |
2 | 2 | Беседа-лекция | |||
3. | Легенды о нашем крае | 1 | 1 | Беседа,
Урок-игра |
опрос | ||
4. |
Быт народов региона |
||||||
-обычаи, традиции |
1 | 1 | 1 | дискуссия | Ответы на вопросы | ||
-экскурсия в музей школы |
1 | 1 | 1 | экскурсия | участие | ||
-искусство, праздники |
1 | 1 | 1 | Выставка-беседа | Участие на выставках | ||
5. |
Образование в регионе |
||||||
области |
1 | 1 | лекция | ||||
районасела |
1
1 |
1
1 |
Обзор лит-ры | ||||
30 лет СОШ |
1 | 1 | 1 | Работа музейн. материал | анализ | ||
6. |
Наш край в годы войны |
||||||
в годы Окт. революции |
1 | 1 | Лекция | ||||
В годы ВОВ |
1 | 1 | 1 | встречи | |||
7. |
Экономика региона |
1 | 1 | 1 | Беседа, викторина | анкетирование |
№
п/п |
Название
темы |
Общее кол-во часов |
Дата |
||||
теория | практ. | часы | Форма
учебн. занят. |
Форма
контр. |
|||
П
Блок |
Как прекрасен этот мир | ||||||
1. | Экскурсии | ||||||
В родной край (осень) | 1 | 1 | экскурсия | Наблюдение, мини-сочинение | |||
В природу (весна) | 1 | 1 | экскурсия | Мини-сочинение | |||
В природу (зима) | 1 | 1 | экскурсия | фотографирование | |||
2. | Посещение музеев: | ||||||
с.Кудайколь | 1 | 1 | экскурси | беседа | |||
г.Экибастуз | 1 | 1 | экскурси | беседа | |||
3. | Летопись боевой и трудовой славы | ||||||
экскурсия по трудовым местам | 1 | 1 | экскурсия | Наблюдение, участие | |||
встречи с ветеранами войны | 1 | 1 | 1 | вечер | Ответы на вопросы | ||
обзор литератур | 1 | 1 | выставка | Подготовка выставки | |||
4. | Шефство над обелиском | ||||||
очистка, посадка цветов, возложение венков | 2 | 2 | Участие, шефство |
№
п/п |
Название
темы |
Общее кол-во часов |
Дата |
||||
теория | практ. | часы | Форма
учебн. занят. |
Форма
контр. |
|||
Ш Блок | Родина моя – Кудайколь | ||||||
1. | История возникновения моего села |
1 |
1 |
1 |
беседа-
лекция |
творческая работа «Моё географическое открытие» | |
Знаменитые люди города и моего села |
2 |
|
2 |
рассказ |
|||
Заповедные места района |
1
|
|
1
|
|
|||
Умельцы моего села |
|
1 |
1 |
|
встречи |
||
Моя земля |
1 |
1 |
1 |
урок-игра |
ответы на вопросы |
||
Демографическая ситуация села |
1 |
1 |
1 |
|
анализ |
||
Составление и решение кроссвордов, ребусов, |
1
|
1
|
заним. урок
|
|
|||
Викторины КВН | 1 | 1 | Урок-игра | ответы на вопросы | |||
2. | Круглый стол | 1 | 1 | беседа | анкетирование |
Итого 34 часа
Содержание программы
1 Блок «Мой край родной»
- Введение – 1 ч.
– ознакомление с планом работы курса;
– инструктаж;
– знакомство с членами курса;
– выбор старосты;
– Игра «Оригинальное знакомство».
- Экибастузский край в древности – 2 ч.
– каменный период;
– орудия эпохи раннего и среднего полеолита;
– заселение территории людьми;
– медно-бронзовый период;
– орудия труда и оружия бронзового века;
– железный период.
- Легенды о нашем крае – 1 ч.
– легенды и мифологические рассказы о появлении человека;
– про батыров;
– о духах природы;
– топонимика.
- Быт народов края – 3 ч.
– ознакомление народными праздниками и обрядами;
– Наурыз и др;
- Образование в крае – 4 ч.
– цифры и факты;
– заслуженные учителя района, села;
– развитие спорта в районе;
– ознакомление с историей родной школы;
- Наш край в годы войны – 2 ч.
– экибастузцы в трудный час для страны;
– район к фронту;
– экибастузцы на фронтах Отечественной войны;
– встречи с ветеранами войны и тыла;
– обзор литературы о наших земляках.
- Экономика региона – 1 ч.
– численность и структура населения;
– промышленность;
– сельское хозяйство;
– строительство и транспорт, сфера обслуживания (медицина, культура)
П Блок «Как прекрасен этот мир»
- Экскурсии – 3 ч.
– наблюдение за сезонными изменениями в природе;
– мониторинг состояния водных объектов;
– фотографирование;
– расчистка участка.
- Посещение музеев – 2 ч.
– г.Экибастуз;
– с.Кудайколь;
– школы.
- Летопись боевой и трудовой славы края – 3 ч.
– экскурсия на обелиск села;
– в акимат;
– встреча с ветеранами войны и тыла;
– вечер «Ради жизни на земле».
- Шефство над обелиском – 2 ч.
– очистка территории;
– посадка цветов;
– возложение венков.
Ш Блок «Родина моя – Кудайколь»
- История возникновения моего села – 1 ч.
– земля, где я родился;
– летопись исторических событий;
– топонимика о местных названиях;
– Кудайколь – наше озеро.
- Знаменитые люди города и моего села – 2 ч.
– герои войны и труда;
– деятели культуры и искусства;
- Заповедные места региона – 1 ч.
- Умельцы моего села – 1 ч.
- Демографическая ситуация села – 1 ч.
- Моя земля – 1 ч.
– Игра «Что? Где? Когда?»,
– Викторина.
- Составление и решение кроссвордов 1 ч.
- Викторины, КВН – 1 ч.
- Круглый стол – 1 ч.
– анкетирование о работе курса;
-пожелания, благодарственные письма активным членам курса.