Рабочая программа факультативного курса «Мой край родной» для учащихся 6-7 классов


Садыров Рустам Елюбаевич

учитель географии Кудайкольской средней общеобразовательной школы г.Экибастуз

Пояснительная записка

 

 

Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие  в кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.

Разрабатывая программу, я исходила из того, что отстоять и приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Программа включает сведения из географии, литературы, истории. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность.

Программа состоит из трех блоков и предназначена для детей 11-14 лет.

Главные проблемы:

  • это повышение занятости детей в свободное время;
  • привлечение детей к познанию культурных ценностей родного края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

  • воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного села;
  • развитие интереса к изучению окружающего мира.

Задачи:

Обучающие:

  • углубленное изучение истории родного края;
  • ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
  • привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

Развивающие:

  • обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
  • организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.

Воспитывающие:

  • воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.

 

Ожидаемый результат:

 

  • учащиеся должны знать и уважать народные традиции;
  • знать исторические события и памятники;
  • должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим.

 

К концу учебного года

 

Знать:

  • историю своего района,
  • знаменитых и интересных людей;

Уметь:

  • работать с литературой, источниками информации;
  • активно участвовать в работе по краеведению;

 

 

 

 

Календарно-тематический план

/1 час в неделю/

 

п/п

Название

темы

Общее кол-во часов  

Дата

теория практ. часы Форма

учебн.

занят.

Форма

контр.

1

Блок

 

Мой край родной

 
1. Введение 1 1 лекция
2. Экибастузская земля

в древности

2 2 Беседа-лекция
3. Легенды о нашем крае 1 1 Беседа,

Урок-игра

опрос
4.

Быт народов региона

 

-обычаи, традиции

1 1 1 дискуссия Ответы на вопросы

-экскурсия в музей школы

1 1 1 экскурсия участие

-искусство, праздники

1 1 1 Выставка-беседа Участие на выставках
5.

Образование в регионе

 

области

1 1 лекция

района

села

1

1

1

1

Обзор лит-ры

30 лет СОШ

1 1 1 Работа музейн. материал анализ
6.

Наш край в годы войны

 

в годы Окт. революции

1 1 Лекция

В годы ВОВ

1 1 1 встречи
7.

Экономика региона

1 1 1 Беседа, викторина анкетирование

 

 

 

 

 

п/п

Название

темы

Общее кол-во часов  

Дата

теория практ. часы Форма

учебн.

занят.

Форма

контр.

П

Блок

Как прекрасен этот мир

 
1. Экскурсии
В родной край (осень) 1 1 экскурсия Наблюдение, мини-сочинение
В природу  (весна) 1 1 экскурсия Мини-сочинение
В природу (зима) 1 1 экскурсия фотографирование
2. Посещение музеев:
с.Кудайколь 1 1 экскурси беседа
г.Экибастуз 1 1 экскурси беседа
3. Летопись боевой и трудовой славы
экскурсия по трудовым          местам 1 1 экскурсия Наблюдение, участие
встречи с ветеранами войны 1 1 1 вечер Ответы на вопросы
обзор литератур 1 1 выставка Подготовка выставки
4. Шефство над обелиском
очистка, посадка цветов, возложение венков 2 2 Участие, шефство

 

 

 

 

 

п/п

Название

темы

Общее кол-во часов  

Дата

теория практ. часы Форма

учебн.

занят.

Форма

контр.

Ш Блок Родина моя – Кудайколь  
1. История возникновения моего села  

1

 

1

 

1

беседа-

лекция

творческая работа «Моё географическое открытие»
Знаменитые люди города и моего села  

2

 

 

 

2

 

рассказ

Заповедные     места района  

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Умельцы моего села  

 

 

1

 

1

 

 

 

встречи

Моя земля  

1

 

1

 

1

 

урок-игра

 

ответы на вопросы

Демографическая ситуация села  

1

 

1

 

1

 

 

 

анализ

Составление и решение кроссвордов, ребусов,  

 

1

 

 

 

1

 

 

заним.

урок

 

 

 

Викторины КВН 1 1 Урок-игра ответы на вопросы
2. Круглый стол 1 1 беседа анкетирование

 

 

Итого 34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

1 Блок «Мой край родной»

  1. Введение – 1 ч.

– ознакомление с планом работы курса;

– инструктаж;

– знакомство с членами курса;

– выбор старосты;

– Игра «Оригинальное знакомство».

  1. Экибастузский край в древности – 2 ч.

– каменный период;

– орудия эпохи раннего и среднего полеолита;

– заселение территории людьми;

– медно-бронзовый период;

– орудия труда и оружия бронзового века;

– железный период.

  1. Легенды о нашем крае – 1 ч.

– легенды и мифологические рассказы о появлении человека;

– про батыров;

– о духах природы;

– топонимика.

  1. Быт народов края – 3 ч.

– ознакомление народными праздниками и обрядами;

– Наурыз  и др;

  1. Образование в крае – 4 ч.

– цифры и факты;

– заслуженные учителя района, села;

– развитие спорта в районе;

– ознакомление с историей родной школы;

  1. Наш край в годы войны – 2 ч.

– экибастузцы в трудный час для страны;

– район к фронту;

– экибастузцы на фронтах Отечественной войны;

– встречи с ветеранами войны и тыла;

– обзор литературы о наших земляках.

  1. Экономика региона – 1 ч.

– численность и структура населения;

– промышленность;

– сельское хозяйство;

– строительство и транспорт, сфера обслуживания (медицина, культура)

 

 

 

 

 

 

 

П Блок «Как прекрасен этот мир»

  1. Экскурсии – 3 ч.

– наблюдение за сезонными изменениями в природе;

– мониторинг состояния водных объектов;

– фотографирование;

– расчистка участка.

  1. Посещение музеев – 2 ч.

– г.Экибастуз;

– с.Кудайколь;

– школы.

  1. Летопись боевой и трудовой славы края – 3 ч.

– экскурсия на обелиск села;

– в акимат;

– встреча с  ветеранами войны и тыла;

– вечер «Ради жизни на земле».

  1. Шефство над обелиском – 2 ч.

– очистка территории;

– посадка цветов;

– возложение венков.

 

 

 

Ш Блок «Родина моя – Кудайколь»

 

  1. История возникновения моего села – 1 ч.

– земля, где я родился;

– летопись исторических событий;

–  топонимика о местных названиях;

– Кудайколь – наше озеро.

  1. Знаменитые люди города и моего села – 2 ч.

– герои войны и труда;

– деятели культуры и искусства;

  1. Заповедные места региона – 1 ч.
  2. Умельцы моего села – 1 ч.
  3. Демографическая ситуация села – 1 ч.
  4. Моя земля – 1 ч.

– Игра «Что? Где? Когда?»,

– Викторина.

  1. Составление и решение кроссвордов 1 ч.
  2. Викторины, КВН – 1 ч.
  3. Круглый стол – 1 ч.

– анкетирование о работе курса;

-пожелания, благодарственные письма активным членам курса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *