Урок: Правописание глаголов в неопределенной форме и глаголов 3-го лица единственного и множественного числа.


Рымарчук Валентина Георгиевна

 учитель начальных классов средней школы Токсан би

Сабақ № 1 Русский язык    

Тема урока: Правописание  глаголов в неопределенной форме и глаголов 3-го лица

единственного и множественного числа;

Цель урока: закрепление навыков учащихся  в определении на письме глаголов в неопределенной форме единственного и множественного числа;

Задачи: учить находить в тексте глаголы в неопределенной форме на тся и ться;

развивать орфографическую зоркость, мышление, память;

воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока:

1.- Сегодня на уроке?

(Отвечают хором)

Запрещается лениться

Не болтать и не крутиться

А трудиться и учиться

В жизни это пригодится.

Добрый день, уважаемые кладоискатели.. Да, да вы не ослышались именно кладоискатели. Я предлагаю вам на сегодняшнем уроке отправиться на поиски сокровищ. Чем больше правильных ответов вы дадите, тем больше золотых монет, найдете. Ну что ж, в добрый путь!

  1. Блиц-опрос: работа по карточкам

Повторение ранее изученных тем.

  1. Постановка темы и целей урока

– Обратите внимание на экран

Прочтите девиз нашего урока: « Грамоте учи? – всегда пригоди?»

– Так почему же вместо букв стоят знаки вопроса?

В чем могут возникнуть сомнения при записи этой пословицы? (Надо ли писать ь)

– Так кто же догадался о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

– Что мы должны сегодня закрепить на уроке?

Открываем тетради записываем число и тему урока.

  1. Актуализация опорных знаний.

Добраться до истины нам поможет ваше задание по карточкам

Дело мастера бои(тся, ться). 

Волков боя(тся, ться) в лес не ходить.

Не ошибае(тся, ться) тот, кто ничего не делает.

Кто учит(тся, ться), тот всему научи(тся, ться).

Не стыдно не знать, стыдно не учи(тся, ться)

– Что вы должны были сделать?

Поменяйтесь тетрадями, подчеркните в тетрадях своего соседа глаголы на тся и ться.

–  Как может писаться это сочетание букв в глаголах? ( с  ь знаком или без него).

– От чего это зависит? ( от вопросов).

– Каких?   (Что сделать? Что делает?).

– Какой вывод можно сделать?

– Поставьте друг другу отметку за выполнение этого задания.

– У кого стоит отметка «5» (получает по монетке).

– А теперь используя правило, запишите девиз урока в тетради.

Проверим, правильно ли вставили пропущенные буквы? (дается монетка).

  1. Систематизация ЗУН

Мы с вами в 3 классе учились определять нужен ли мягкий знак в глаголах или нет по вопросам – тся(Что делает? Что делают?) – ться (Что делать? Что сделать).

Определение правописания тся- ться по форме слова тся – 3-го лица единственного и множественного числа – ться в неопределенной форме).

– Но есть еще один способ…

– Вы сами должны его найти.  В этом вам поможет следующее задание: запишите, определяя  глаголы на тся и ться.

Всякая птица своим пером красуется. (монета)

На чужое добро и глаза разгораются.

На друга надеяться – самому пропадать.

Так какой вывод можно сделать?

В каких глаголах необходим «ь», а в каких нет?

  1. Работа с учебником

Обратимся к  лингвистическому  тексту на стр 23 и посмотрим правильный ли мы сделали вывод. (Самостоятельная работа читается текст).

-Вы  вправе выбрать сами, как вам легче запомнить: определить форму слова или по вопросу.

Стр 29. Упр 65. Контрольная работа. Вставь ться или тся.

Проверка  взаимная. (Кто выполнил без ошибок, дается монетка.)

Работа у доски

Карточка № 1

Вставить в предложения глаголы:
бояться, отправиться, готовиться заботиться, пригодиться

  1. Не надо (Что делать?) ……трудностей.

Они (Что делают?)  …. сказать правду.

  1. Придется (Что сделать) ……к тебе за помощью.

Больной (Что сделает?) ….. за советом к врачу.

  1. Брат напряженно (Что делает?)……  к экзамену.

          Ему надо  (Что делать?) …. к докладу.

  1. Отец (Что делает ?)….. обо всех.

Он и нас приучает (Что делать) …… друг о друге.

  1. Этот учебник (Что сделает)……моему младшему брату.

Он еще может (Что сделать) …. нам.

Физминутка   (Музыкальная,  песенка о  глаголах))

Карточка № 2 работа в группах

Вставь пропущенные буквы:

Он старался не волноват..ся.

Придется ложит  ..ся спать.

Опять может повторит..ся старая история.

Хочется возвратит..ся пораньше.

Не сидит..ся в хате  тесной, не лежит..ся на печи.

На дворе смеркает..ся.

Кто любит трудит..ся, тому без дела не сидит..ся.

Что летом родит..ся, то зимой пригодит..ся.

Чем сердит..ся, лучше помирит..ся.

Письмо под диктовку.

Запираться на засов, расстилается туман, собирается в школу, надо заботиться о здоровье, хочет учиться, девочка учится, любит трудиться, слышится голосок.

Итог урока:

– Какая проблема стояла в начале урока?

-Как вы думаете мы всё узнали о глаголе?

 

 

– выставление оценок.

-Ребята,  как вы думаете, нашли мы сегодня клад?

– Что мы имели в виду под этим словом?

Истинное богатство человека – это его знания…

Игра на закрепление: если в слове есть ь , то надо повернуться к соседу лицом и поздороваться, если нет ь – хлопок над головой.

Во время урока   за правильные ответы, вы получали  золотые монеты.

У кого больше пяти монет, получает пять. У кого меньше пяти монет получает четыре.

На столах у вас лежать разноцветные стикеры.  Кому урок понравился клеит стикер красный, кому на уроке было скучно клеит на доску стикер желтый. Кому вообще было не интересно клеит стикер зеленый.

Всем большое спасибо за урок!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *