Статья «Интегрированные методы обучения учащихся начальной школы»


                        Фролова Марина Ивановна

учитель начальных классов 
                                                                           Бектауской средней школы 

                                                                           Шортандинского района 

                                                                           Акмолинской области

Есть профессия такая

Пусть немодная сейчас

Но судьба её простая

Заходить с улыбкой в класс

И с такою же улыбкой

Помогать, растить, учить

Что ответственней скажите

И прекрасней может быть?

 

Актуальность проблемы межпредметных связей на уроках в школьном обучении очевидна – это  связано с возрастающей ролью человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.

Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей составляющих одну из характерных черт совре-менного научного познания. Этим и обусловлен мой выбор проблемы иссле-дования.

Межпредметные связи дают учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов с целью использования их при изучении других предметов. В результате этого учащиеся  могут применять полученные знания и умения в конкретных ситуациях,  при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности  в  буду-щей производственной,  научной  и общественной жизни выпускников сред-ней школы.

Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные материалы можно использовать в практике работы учителей начальных классов и методистов при совершенствовании программ и учеб-ников для общеобразовательных учреждений.

Что обозначает слово интеграция? Какие методы работы используются  в  учебно – воспитательном процессе на уроках  в начальной школе?

Понятие интеграция  в «Педагогической энциклопедии»  определяется как взаимная согласованность учебных программ по различным школьным предметам с использованием межпредметных связей и взаимным учетом общего между предметами, как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе.

Понятие  интеграция:

– это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно,  в одном материале обобщенных знаний в той или иной области (здесь интегра-ция рассматривается как средство обучения);

–  это создание у школьников целостного представления об окружающем ми-ре (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

– это процесс,   сближения и связи наук,  происходящий наряду с процессами дифференциации обучения.

Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе  очень актуальна в наше время,  важна и современна, как для теории,  так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами,  предъявляемыми к школе.

Она представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения и способствующей созданию нового целого системного “монолита знаний”.

Принцип интеграции – установление соответствий между информацией естественно – научного характера и сведениями о человеческой деятельнос-ти.

         Интеграция выполняет ряд функций в обучении:

Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.

Образовательная функция – формирование системности связанности отдельных частей, как системы  глубины,  гибкости, осознанность познания.

Развивающая функция – формирование познавательной активности,  преодоление инертности мышления,  расширения кругозора.

Воспитывающая функция – отражает политехническую направлен-ность.

Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала  методов и форм организации обучения.

Современные технологии,  разнообразные средства,  методы и формы обучения, направлены непосредственно на развитие у ребенка умственных и нравственных сил,   способностей, склонностей, творчества и  самостоятель-ности.

В данном случае  учебные предметы начинают помогать друг другу и поэтому в  последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно – воспитательного процесса.

Деятельность учителя начальных классов  многообразна и особое место в ее структуре занимает управление учебно – воспитательным процессом  об-щая цель которого – оптимизация обучения.

Вы знаете, что  специфика работы учителя начальных классов такова,  что он один обучает детей по нескольким дисциплинам.

  • Чем это интересно?
  • С учетом возрастных особенностей младших школьников и совре-менным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой объединенную систему знаний и умений из различных областей действи-тельности и примером, могут служит следующие школьные предметы:  Например,  природоведение объединяет 7 областей знаний; математика – не менее 3, а   литературное чтение – не менее 4.

Следовательно,  объективно заложенные внутрипредметные связи между разными областями способствуют естественному установлению межпредмет-ных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении и изучении опре-деленных объектов явлений  процессов.

А  между тем, межпредметная интеграция, существенно обогащает внут-рипредметную интеграцию и одной из форм межпредметной интеграции яв-ляется  интегрированный урок.

В интегрированном уроке предметом анализа выступают многоплановые объекты:

  • Например, в литературе средство выразительности – слово  (образ-ные определения  эпитеты  метафоры  сравнения)
  • в познании мира – объект  (понятие  форма причинно – следственные связи)
  •  в изобразительном искусстве – рисунок (форма величина цвет  компо-зиция)
  • в трудовом обучении – изделие (лепка объем пропорции  аппликация)
  • в музыке – мелодия (ритм  гармония динамика).

Хочу отметить развивающие возможности  интегрированного урока по-тому, что он позволяет реализовать один из важнейших принципов дидак-тики – принцип системности обучения и создает оптимальные условия для развития мышления,  что  способствует развитию системного мировоззре-ния  и  гармонизации личности учащихся.

И одним из обязательных и основных требований интегрированного

преподавания  на уроке – это повышение роли самостоятельной работы уча-щихся,  потому  что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала,  вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов. При этом ученики справятся с подобной работой только тогда,  если владеют приемами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать свое вре-мя. Значит, задача учителя научить ребенка самостоятельности и развить в нем познавательный интерес к предмету исследования. Для решения таких задач  можно использовать  интегрированные методы обучения,  имеющие межпредметное содержание,  которые в дальнейшем  окажут  влияние  на  развитие комплексных форм организации  всего учебно – воспитательного процесса начальной школы:

–  индивидуальные – СПЗ – рефераты, сочинения, самостоятельные  ис-следования, проекты, доклады,  краткие отзывы о книгах и статьях,  самонаб-людения,  опыты,  сбор материалов по изучаемой проблеме;

– групповые – театрализованные представления по тематике уроков, тематические кружки и секции,  практические работы, обсуждение книг  и оформление стенгазет,  игры межпредметного содержания.

– массовые – межпредметные экскурсии, тематические вечера, конферен-ции, конкурсы,  факультативы,  олимпиады.

Практический опыт работы показывает и подтверждает хорошую интегра-цию,  с использованием межпредметных связей на уроках в начальной школе.

Например,  в 3 классе  я проводила  интегрированный урок – изобразитель-ного искусства –  литературы –  музыки: «Волшебные фонарики» на котором, дети – рисовали, пели песни о разных красках и цветовой гамме, читали стихи и рассказы по теме урока.

Интегрированные методы обучения с использованием межпредметных связей  дают возможность учителю творчески подходить к подготовке раз-ных видов уроков, позволяют проводить их в нестандартной  форме: Например-

  • Уроки – сказка
  • Уроки – путешествия
  • КВН
  • Урок – зачет
  • Уроки с элементами театрализации и игры
  • Урок – обмен знаниями
  • Урок взаимопроверки
  • Урок творческого поиска
  • Урок – издание газеты
  • Урок – конкурс или аукцион
  • Урок – защита творческих работ (проектов)

Чтобы подготовить и провести  интегрированный  урок,  или внеклас-сное мероприятие, умело ответить на любой вопрос своего ученика –  мне, как педагогу,  нужно переработать немало литературы: по  программе, в словарях, энциклопедиях, исторических справочниках;  прочитать произве-дения различных литературных жанров, просмотреть видео записи и про-слушать музыкальные записи, подобрать эстетически оформленные иллюст-рации, репродукции,  рисунки детей,  создать слайдовые презентации.

При этом использовать инновационные технологии, принятые в совре-менной педагогике, быть на «ты» с Интернетом, уметь работать на современ-ных ТСО – интерактивной доске в мультимедийном классе.

В своей работе при планировании проведении интегрированных уроков с применением межпредметных связей я всегда учитываю физическую и психологическую подготовленность класса к восприятию информации.

При этом важно правильно определить цель урока,  тогда вы будете знать,  какая информация вам нужна для реализации её на уроке.

Значение интеграция заключается еще и в том, что она способствует снятию напряжения, нагрузки, утомляемости учащихся за счет быстрого переключения их на уроке с одного вида деятельности на другой.

Так, например, умственную нагрузку можно сменить игрой, сюрпризным, театрализованным моментом, а  статическое положение и мышечную уста-лость – снимают физминутки. И вновь идет настрой на работу, требующую умственного напряжения.

Главное при разработке интегрированных уроков с использованием межпредметных связей учитель  должен  помнить, что интегрированный урок отличается следующими особенностями- предельной четкостью  и сжатостью учебного материала; логической взаимообусловленностью  и  взаимосвязанностью; информационной емкостью.

Для лучшего усвоения учебного материала  советую проводить не  один интегрированный урок,  а  2 – 3 урока подряд,  объединяя  несколько пред-метов,  с учетом возраста,  класса обучения и подготовленности учащихся.

В настоящее время я работаю во  2 классе и хочу сказать, что в процесс обучения включаю интегрированные уроки по  русскому языку, математике,  познанию мира и самопознанию. На таких уроках  есть возможность  объеди-нить , например,  русский язык с уроками музыки, чтения,  изобразительного искусства,  что позволяет достичь высокой плотности урока,  повысится активность учащихся, интерес к обучению и результативность. Если взять уроки математики, то чаще всего объединяю  их с уроками трудового обуче-ния, рисования, физкультуры и ознакомления с окружающим миром.

Хочется сказать, что интегрированные уроки и интегрированные ме-тоды обучения  с использованием межпредметных связей в начальной школе  оказывают большое влияние на повышение  эффективности учебно – воспи-тательного процесса следующих  уровней:

– уровень сформированности знаний;

уровень сформированности умений и навыков;

уровень успеваемости учащихся.

Еще раз хочу отметить, что введение интегрированной системы обучения позволяет с большей степени, чем традиционное предметное обучение  спо-собствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего це-лостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем. Поэтому этот метод обучения очень привлекателен для учителей:

–  помогает им лучше оценить способности знания ребенка и понять его и побуждает искать новые  нетрадиционные формы и методы обучения.

Это большая область для проявления творческих способностей для многих учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, кто мо-жет понять севременных  детей, их запросы и интересы, кто их любит и отда-ет им себя.

Вот так свои сердца отдают своим ученикам учителя начальных классов  Бектауской средней школы:

Сердца детей мы покоряем              Уже виски засеребрились.

Из года в год,                                  Морщинки незаметно появились.

Из года в год,                                  Но не стареет лишь душа.

И мы порой не замечаем,                 Она теплом любви согрета.

Что жизнь идет,                                От любопытных детских глаз.

Что жизнь идет,                                Они у школьного порога.

С улыбкой, с радостью, с надеждой.

И каждый день, и каждый час

Встречают нас, встречают нас.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *