«В волшебном мире слов»


Карп Светлана Владимировна

учитель-логопед

КГ У “Детский дом № 1, г. Акколь”  

Акмолинской области 

Познавательно-речевое мероприятие в подготовительной к школе группе

Составила и провела учитель – логопед Карп С.В.

Цель: развивать фонематическое восприятие, грамматический строй речи, навыки диалогической и монологической речи, логическое мышление, обогащать словарный запас детей; формировать эстетическое восприятие, дружелюбие.

 

Мы живем в волшебном мире слов.  Слова нас окружают повсюду. А состоят слова из звуков: поющих – гласных  и рычащих, свистящих, шипящих, жужжащих, звенящих и так далее звуков – согласных. Все эти звуки можно услышать в окружающем нас мире. Давайте поищем их в природном мире. Что означает выражение природный мир? Мир окружающей нас природы: растений, зверушек, насекомых, птиц. Вот послушайте разговор, подслушанный мной в лесу.

Тигренок и рысенок.

Повстречались как-то тигренок и рысенок

-Ты кто?

-…ысенок

-…ысенок?

-А папа у тебя кто?

-…ысь.

-А мама?

-…ысь.

-Ничего не пойму!

 

Какой, ребята, звук не произносит рысенок?

Я думаю, глядя на вас, он обязательно этому научится.

 

-Поиграем в игру: «Не стучите в эти двери»

Не стучите в эти двери,

Спят уже, наверно, звери.

Если будете стучать,

Звери могут зарычать

(лев, тигр, пантера, пума, ягуар, ирбис, снежный барс, медведь, волк, рысь, гепард, леопард).

-Да, эти рычащие звери обитают в горах, саваннах, пустынях и,  конечно же, в лесах. А давайте – ка заполним наш весенний лес его обитателями, а какими именно узнаете, отгадав загадки: (отгадывают и прикрепляют ребята средне – старшей группы)

А теперь составим предложения о жизни этих животных в весеннем лесу, используя слова – украшения (признаки):

Красноголовый дятел долбит кору деревьев.

Быстрая, ловкая белочка прыгает с ветки на ветку.

Большой бурый медведь вылез из берлоги.

Хитрая рыжая лиса подкрадывается к зайчику

Серый сердитый волк рыщет по лесу.

Давайте – ка назовем слова, которые мы нашли в весеннем лесу.

Сначала назовем слова – предметы.

Слова – действия.

Слова – признаки.

 

На наших лесных полянках водится много разных насекомых.

В  теплый, солнечный денек можно услышать настоящий лесной хор.

– Что означает слово «хор». Пение вместе (хором).

-Что означает выражение «лесной хор»? (хоровое пение лесных жителей)

 

-Посмотрите, пожалуйста,  инсценирование  сказки «Лесной хор » в исполнении  наших замечательных артистов – ребят подготовительной группы.

(авторское сочинение)

 

Как – то в солнечный денек на большой сухой пенек

Подлетал народ лесной,  оживившийся весной:

Развеселые букашки, червячки и таракашки,

Весны приход отметить собирались.

Все, кланяясь друг другу, представлялись:

 

Я большая стрекоза – изумрудные глаза.

Глянь, кузнечик, на меня, до чего ж красива я.

Головка, спинка, да и хвост мой

Заметил, загляденье просто!

Смотри, как крылышки мои блестят,

Как будто золотом горят!

Но все ж каким – то делом хочется заняться.

Что ты на это скажешь, братец?

 

Кузнечик был доволен, что подружку повстречал

И весело, что силы есть,  в ответ застрекотал:

 

Я очень впечатлен, стрекозка,  нашей встречей.

Спасибо, вспомнила меня, конечно, я – кузнечик!

Надеюсь, ты помнишь, что каждой весной

Люблю поскакать я по травке лесной.

Ты знаешь,  музыкант хороший я, да и певец.

Давай займемся пением с тобою, наконец.

Усевшись на пенечек этот с краю,

На скрипочке своей тебе сыграю

Тонкой острою былинкой

– Свежею лесной травинкой.

 

 

Кузнец на скрипочке сыграть хотел,

Но тут комарик подлетел,

И тонким голоском звеня, он крикнул:

 

Ждете ли меня?

В весенней травке мне, поверьте, не сидится,

Мешает острый длинный нос, как спица.

Так хочется его на деле применить:

Кого – то побольней, покрепче укусить!

Но знайте, не всегда сердитый я такой.

Хочешь, кузнец, исполню песенку с тобой?

Стрекозка в наше пенье включится.

Отличный хор у нас получится!

Мне кажется, что знатный я певец:

Умею чудно я звенеть, кузнец!

Давайте – ка споем на самом деле!

Все поудобней быстро сели

И только песенку запели,

К ним с зеленого листа

Гусеница приползла,

Вся в полосочку,  с усами:

 

Я продолжу, можно, с вами?

Уж пенье ваше больно мне по нраву.

Найду, надеюсь, для себя забаву,

Ведь только и знаю, что листья жую,

Но,  что же поделаешь, очень люблю!

Хочу, чтоб эта песенка лесная

Звучала всюду без конца и края!

 

 

 

И тут с душистой белой кашки

Прилетела к ним букашка.

Хотя и трудно было на пеньке козявочку заметить,

Но все артисты поспешили гостью встретить.

 

Присяду на пенечек ваш я.

Надеюсь,  вспомнили, что я зовусь букашкой.

Хоть и мала совсем,  и  незаметна,

Но, тем не менее,   приметна

Своею ловкостью я, знайте, интересна.

Ну, пойте, пойте свою песню.

Могу и я подпеть немножко,

Вы не смотрите, что я крошка!

 

Откуда – то к пеньку подполз невзрачный червячок

Как – то неловко, медленно  усевшись на бочок,

Он с грустью прошептал им тихо:

 

Не знаете, где червячиха?

С утра куда – то уползла

У вас,  случайно, не была?

Я столько времени в пути,

Но не могу ее найти.

Ну, начинайте свою песню.

И мне послушать интересно.

Ну, пойте ж песенку свою,

Возможно, я вам подпою!

Как только это он сказал,

Кузнечик снова заиграл.

Над лесом песня зазвучала,

Но рядом, над лесным цветком неслышно бабочка порхала.

Увидев на пеньке поющих насекомых,

Решила навестить знакомых.

 

Приветствую вас, братья и сестрицы

Хочу я пенью вашему, поверьте, научиться.

Дар певческий освоить уж давно мечтала,

Да времени на это оставалось мало:

Ведь на лужайке день  – деньской порхаю

С цветков нектар душистый собираю.

Летать без песен, знаю,  не годится,

Так хочется прослыть  лесной певицей!

Как  только пению  немного научусь,

Тогда и за работу вновь примусь.

 

И только насекомых хор запел

Шмель с цветочка к ним слетел.

Ни слов, ни музыки не зная,

Он зажужжал, им подпевая.

И  громче музыки жужжал.

Закончив пение, сказал:

 

Я восхитительно жужжу,

Послушайте, что вам скажу:

Надеюсь, вы заметили, солирую здесь я,

Ведь  самая   жужжащая партия – моя.

Давайте заведем вновь песенку свою.

Ее я с удовольствием еще разок спою.

 

Кузнечик снова заиграл и хор запел.

Вдруг шаловливый  ветер налетел.

Потом на небо туча набежала,

Тут солнышко за ней пропало.

Певцы укрылись под листочки,

Под веточки и под кусточки,

Забыв о песенке лесной.

Сверкнула молния, блеснув за старою сосной.

Вдали, пугая, гром гремел,

Но вскоре ветер улетел.

И  наступила тишина,

Покоя, легкости полна,

Лишь только сыч в тиши кричал,

Да весенний дождь стучал.

Понравилось, как наши юные артисты исполняли свои роли насекомых

 

 

-А сейчас  и вы представьте себя  каким – либо насекомым. Тот, до  кого я дотронусь, должен не только назвать себя, но и слова, в который имеется  первый звук его названия. (я саранча, знаю слова – сок, маска); (я кузнечик, знаю слова – кошка – кукушка); (я бабочка знаю слова – бочка, клубок).

 

А кто же это пришел к нам? Пиши – читай.

-Здравствуйте, ребята. Я  первый помощник нашей  АБВГДейки. Обучаю всех ребят писать, читать. Вот мы  говорим про звуки. Но мы их не видим, а слышим.

-А с помощью чего они обозначаются на письме (значков – букв).

А с собою я привел буквы.

 

-Сейчас буквы расскажут вам веселые, а может и не очень истории из жизни слов.

-Видите, ребята, что происходит со словами, когда звуки в них либо опускаются, либо добавляются.

-Ребята, мы с вами много говорили о природном мире, а какие природные явления вы знаете? Назовите слова, которыми они обозначаются? (снег, дождь, солнце, ветер).

-Правильно, ветер. А как можно сказать о сильном ветре? (ветрище)

-А о легком , теплом, летнем, весеннем, едва уловимом? (ветерок, ветерочек).

А знаете ли вы о назначении ветра, о его главной задаче?

Вот тогда посмотрите мою сказку, подготовленную с ребятами подготовительной группы.

«Бродяга – ветерок»

 

-Изобразите дуновение легкого ветерка, березку,  кивающие своими ветвями деревья. (Появляется лиса)

Ой, а у нас гостья!

Да, это я, Лизавета Патрикеевна. Я такая умная, да и мои друзья такие же.

Вот давний друг Незнайка  сочинил стихи:

Теплая зима сейчас

Виноград созрел у нас.

 

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

 

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть

 

А в лесу среди ветвей

«га – га – га»,- пел соловей

 

А еще я такая богатая. Вот в моей  сумочке много всего.

Это мой тетрадь.

Это мое книга….

Верно ли сказано. А как нужно сказать?

Пиши – Читай: А ты лиса, читать умеешь? Нет.

А вот наши ребята могут составлять слова из первых звуков названий картинок. Картинки, по залу разойдитесь, еще немного покружитесь, в два слова «мир», «дом» соберитесь.

Мне думается, что  эти слова самые главные на свете, но они, безусловно ,связаны с такими не менее важными словами как человек, мама, деревья, животные, цветы. Кстати, назовите цветы, появившиеся и появляющиеся на наших лесных полянках. (подснежники, гусиный лук, первоцвет, лютики, фиалки, пролески)

Расскажите стихотворение о них:

 

Если я сорву  цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пустыми  и деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты.

Если все: и я, и ты.

Если мы сорвем цветы.

 

-Это стихотворение, ребята не только о цветах, в нем говорится о том, что нужно любить природу, любоваться, восхищаться ею, беречь и охранять ее.

 

-Наши ребята скоро пойдут в школу, поэтому они могут составлять  разные слова из букв,  не веришь, тогда посмотри.

Действительно, пробежит весна, пролетит лето, придет осень, и ребята пойдут   в нашу замечательную школу. Возле школы имеется  прекрасный пришкольный участок.

 

Придя в школу, девочки будут школьницами, а ребята – школьниками.

Ну, а пока вас называют забавным словом дошколята, дошкольники.

 

Давайте – ка, ребята, вспомним и еще раз перечислим слова, связанные со словом «школа» (школа, школьницы, школьники, пришкольный, дошколята.

Видите, все эти слова расположены рядом, на одной ладошке, связаны , дружны между собой, вот и вам я желаю и сейчас, и в дальнейшем, обучаясь в школе, связаны дружбой, взаимопониманием, как эти слова. Ну, а когда в коллективе царит дружба, взаимопонимание, то и петь хочется. Споем в заключение песню «Если весело живется…»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *