“Эффективное использование инновационных технологий на уроках истории и общественных дисциплин как фактор развития субъектной позиции учащихся”

Исанова Гульжан Каирбековна

учитель истории и общественных дисциплин

КГУ «Средняя школа №39» акимата г.Усть-Каменогорска

Наша страна вступила в период обновления образования. Осмысление этого процесса и проникновение в него происходит в ходе реформирования образовательной системы. Тысячи учителей республики уже прошли и еще проходят курсовую подготовку по внедрению обновленного содержания образования. Анализ этих событий мне и моим коллегам дает основу для осознания нового социального заказа, обусловленного веяниями времени. Процесс глобализации, расширения информационного пространства, компьютеризации, технологизации современного мира требует людей, обладающих гибкостью мышления, способностью к адаптации, целеустремленностью, пытливостью ума, настойчивостью и в то же время готовых к сотрудничеству и диалогу.

На мой взгляд, рост мотивации к процессу познания учащихся является одним из условий формирования качественного человеческого потенциала, способного обеспечить в будущем высококвалифицированных специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями, но и интеллектуальным и духовным богатством.

На пути достижения этой цели современные учителя уже имеют в своем арсенале многолетний опыт традиционных методов обучения. Однако уже имеющихся навыков недостаточно. Как показала практика, репродуктивный метод не дает достаточной свободы для саморазвития личности.  Я считаю, что современная школа и наша работа в ней должны быть направлены на формирование знаний  и навыков, которые будут способствовать в дальнейшем успешной  социализации учеников и их жизненной реализации.

Мы, учителя, понимаем свою роль в нелегком пути Казахстана в группу наиболее конкурентоспособных стран. Сделать такой рывок можно только при помощи современных научных достижений, в том числе и масштабного развития современных образовательных технологий.

Здесь становится понятным и формулировка А.В. Хуторского, где  «под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата.[1]

Целями инновационного обучения являются развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;формирование личностных качеств учащихся; выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; формирование ключевых компетентностей учащихся.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к обучению и тщательный отбор материала и способов его подачи.

На сегодняшний день при анализе статистических данных учебной деятельности видно, что в  основе инновационного процессачаще всего лежат следующие технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления,  технология “Метод проектов”, дифференцированный подход к обучению, создание ситуации успеха на уроке и интеграция идей 7 модулей программы уровневых курсов.

Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности. Однако в  условиях перенасыщенности педагогического ранка технологическими возможностями возникает необходимость поиска именно эффективных приёмов по их использованию, то есть сужение технологического ракурса.

Целью моего доклада является обобщение и систематизация моего личного опыта по внедрению в обучение истории и общественных дисциплин  модуля Программы уровневых курсов  «Использование ИКТ в преподавании и обучении».

Информационно-коммуникационные технологии Программа уровневых курсов  выделяет в отдельный модуль, так как «ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий» [1,с. 166]

До прохождения курсов я с большой осторожностью использовала ИКТ на своих уроках, так как считала, что никакие самые новейшие электронные технологии не смогут заменить учителя на уроке. Никто не заменит учащимся учителя в качестве образца для подражания при отработке навыков произнесения, нет альтернативы работе в парах и группах на уроке для обучения общению в учебно- речевых ситуациях. Поэтому использование пусть даже самых удачных мультимедийных учебников и программ не может заменить живое общение на уроке.

Однако, курсы третьего (базового) уровня помогли мне поменять свое отношение к использованию ИКТ на уроках. Все мои опасения были развеяны Программой, где говорится, что «…очень важно, чтобы учителя тщательно обдумывали использование ИКТ в преподавании» [2,с. 166]. Это значит, что использовать технологию можно и нужно, но дозированно, чтобы это было с пользой, а не во вред. Кроме того, Программа подчеркивает, что «для компетентного учителя единство теоретических и практических знаний при внедрении ИКТ обеспечивает продуманность их использования, что будет способствовать улучшению процессов преподавания и обучения» [2,с. 166-167].

Исследования учёных и практика показывают, ученики запоминают 5%, если слышат, 10% – если видят, 20% – если видят и слышат, 50% – если обсуждают, 75% – если практически применяют, 90% – если сами обучают, поэтому урок необходимо построить так, чтобы использовались активные формы обучения, дети сами получали знания [3, с.117].

Свою поисковую тему “Эффективное использование  инновационных технологий на уроках  истории и общественных дисциплин как фактор развития субъектной позиции учащихся»,  я хочу решить с помощью использования ИКТ на уроках, используя в комплексе с играми и составлением банка исторических фактов. Выбор сделан на основании результатов анкетирования. Учащимся были предложены анкеты с целью выявления отношения к истории. Вопрос: какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится? Положительный ответ в отношении истории дали 6 учащихся. Второй вопрос был направлен на выявление предпочтительных форм работы: какие формы работы на уроке тебе нравятся?

Результаты показывают, что предпочтительными формами работы являются игра и применение на уроке различных форм использования ИКТ на уроке. Среди различных видов методов обучения в процентном отношении лидирует – часто играем (53%), Икт на уроке (72%) отсюда, соответственно, среди форм работы приоритет ИКТ. Показательно и то, что детям нравится отвечать на вопросы учителя, следовательно, у них сформирован, по крайней мере, частично-поисковый уровень познавательной деятельности.

Система работы состоит в использовании на уроках истории различных форм работы с использованием ИКТ: работа с сайтами Интернет, презентации в программе PowerPoint,тесты в программах PowerPoint, литературная викторина с использованием презентации в программе PowerPoint) ,творческие работы учащихся (презентации в программе PowerPoint).Кроме того, на уроках используются другие формы работы:  работа с историческими документами, заполнение рабочих листов, тесты и задания в Word, творческая работа «Письмо другу» (домашнее задание), творческая работа в группах (мини-проект): на основе алгоритма учащиеся заполняют «Рабочие листы».

Через создание системы мотивационных приёмов, мультимедиатеки, Интернет повышается интенсивность урока.

Для организации работы с видеофильмами на уроках истории Казахстана эффективными являются задания: сравнить содержание фильма с содержанием текста учебника, просмотрев фильм, рассказать о своих впечатлениях, по ходу просмотра фильма заполнить таблицу «Знал.Узнал.Хочу узнать», ответить на конкретные вопросы просмотра видеофильма, выделить причинно-следственные связи, отобрать факты, доказывающие тезис.

На уроках  с использованием учебных фильмов и мультимедийных пособий очень высока степень наглядности, они содержательны и динамичны. Например, фрагмент фильма «Восстание Спартака» позволяет организовать учебную дискуссию по теме «Спартак и его роль в организации восстания. Используя на уроках фильмы, формирую аналитическое мышление путем постановки проблемных заданий, сравнительных образов, эстетического восприятия.

Кроме творческой работы учителя, использование ИКТ на уроках требует творчества и самих учащихся. Несомненно, проектная работа увлекает учащихся, так как информатика – самый любимый предмет современного подростка. Уникальность проектной работы в том, что в создании проектов может участвовать каждый ученик, а также создать интересный проект с использованием компьютерных технологий – это вопрос престижности учащегося в классе. Учащиеся с удовольствием используют программу PowerPoint при подготовке проектов. Я считаю, что выполнение подобных заданий,когда ученики могут показать свое творчество, информационно-коммуникационную компетентность

положительно сказывается на мотивации, на качестве усвоения материала. В данном виде работы себя могут проявить ученики с «удовлетворительными» знаниями по предмету, которые молчат на уроке, но умеют отлично работать на компьютере. Это позволяет поднять их самооценку, повысить их статус среди одноклассников.

Стоит отметить, что повышение уровня знаний по предмету связано с использованием ИКТ на уроках. Это было выявлено в результате анкетирования и на этапе рефлексии. Мною для сравнения в 8-х классах было проведены два урока по теме «Казахское ханство при Аблае». Урок в 8 «А» включал ИКТ, а урок  8 «Б» был проведен в традиционной форме. На этапе повторения пройденного материала учащимся был предложен тест, по результатам которого можно сделать вывод, что один и тот же материал, преподнесенный в разной форме, усваивается у каждой из групп учащихся в разной степени (таблица 1).

Таблица 1.

Эффективность использования информационных технологий на уроках истории

Примеры заданий 8 «А» класс(урок с использованием ИКТ) 8 «Б» класс (традиционный урок)
Форма получения информации % выполнивших задание Форма получения информации % выполнивших задание
1.Каким было детство Аблая? Просмотр фильма 87 Рассказ учителя 45
2.В каком году Абылай был провозглашен ханом? Виртуальная экскурсия 93 Иллюстрация 76
3. В каких сражениях принимает участие?(показать на карте страны и регионы, куда совершал походы знаменитый Аблай) Мультимедийная карта 79 Карта в учебнике 54

На этапе рефлексии на уроке в заданиях в самостоятельной работы,  учащимся 8 «А» класса было предложено анонимно ответить на вопрос: «Как вы думаете, способствовало ли использование ИКТ хорошему усвоению материала», где  78% респондентов ответили – «думаю да», 18% -«затрудняюсь ответить» и 4 % – «нет».

В свою очередь, учащимся 8 «Б» класса было предложено анонимно ответить на другой вопрос: «Как вы думаете, если бы на уроке присутствовали ИКТ, вы бы усвоили материал лучше или хуже», где 74% респондентов ответили – «думаю да», 22 % – «затрудняюсь ответить» и 2 % – «нет»

Такие результаты говорят о том, что сами учащиеся осознают целесообразность использования информационных технологий. Такое стремление учащихся получать информацию в различном виде, в частности с использованием ИКТ можно считать реальным, так как в условиях современного мира дети имеют возможность использовать домашний компьютер в различных целях, а в школе – как способ получения новой информации. И моя задача, как педагога, способствовать развитию информационно-технологической компетентности учащихся, учить детей использовать широкие возможности современности в образовательном ключе [4, с.165].

Благодаря уровневым курсам я поняла важность применения ИКТ на уроках истории и общественных дисциплин, так как видела результат: ребята с нетерпением ждали уроков.

Преимущества использования ИКТ:

  1. Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле.
  2. Ускоряется процесс получения и использования информации, развиваются познавательные способности школьников.
  3. Переход к абстрактному мышлению зависит от среды, воспитания и обучения, и, если объектов для размышлений нет, то «… развитие интеллекта останавливается». Компьютер как раз и является носителем подобных объектов.
  4. Педагогу не надо каждый раз перед уроком перерывать папки – у него на диске есть готовая презентация нового материала. А уж как он ее будет использовать — полностью, или возьмет лишь какие-то фрагменты, чтобы наглядно продемонстрировать детям изучаемые явления, — это дело творчества, профессиональных пристрастий каждого педагога.
  5. Количество неуспевающих учеников в тех классах, в которых проводится обучение с поддержкой мультимедийными средствами, резко идет на убыль. У детей пропадает комплекс неудачника. Это связано не только с тем, что компьютер – это интересно, таким образом у ребенка повышается мотивация к усвоению знаний.
  6. Компьютер – это еще и возможность объединить разные способы подачи информации. В электронные издания включены различные типы информационных объектов, что предполагает информационное воздействие различных типов. Есть дети, которым достаточно объяснения учителя, а есть и такие, которым сколько ни объясняй, они все равно ничего не поймут до тех пор, пока не прочтут текст или не увидят предмет собственными глазами, пощупают объект, проведут эксперимент и смогут на основании него сделать вывод. Это связано с индивидуальными особенностями восприятия детей. Так вот, мультимедиа как раз дает возможность преподносить информацию и через текст диктора, и через слова на экране, и через наглядное изображение изучаемого предмета или явления, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств (аудиалы, визуалы, кинестетики).

С развитием информационных технологий все больше внимания уделяется возможностям, предоставляемым компьютером для разработки компьютерных технологий обучения. Особенно богатыми дидактическими возможностями обладает технология мультимедиа, представляющая собой интерактивное объединение текста, графики, звука, видео и анимации на основе единого интерактивного программного обеспечения.

Учителя истории и обществоведения, владеющие этой технологией, открывают новые возможности для своих учеников. Не нужно искать карту, а просто открой ее на электронной доске. Забыли, например, где проходили трассы Великого шелкового пути, открыли электронную карту и с минимальной затратой времени просмотрели ее еще раз. Хотим проверить у учащихся знания по пройденному материалу – современные электронные учебники по истории оснащены этим видом работы – решением разноуровневых заданий, а также тестов. Не знаем, что означает новый исторический термин – открываем электронный исторический словарь. Можно долго перечислять те виды и формы работы, которыми пользуются учителя современных казахстанских школ. И как бы учителя «старой формации» от них не отказывались -информационно – коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью не только нашей работы, но и жизни. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и, тем самым, делают процесс обучения более эффективным.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. -М.: Изд. УНЦ ДО, 2005.
  2. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень // АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
  3. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах: познавательная активность учащихся и эффективность обучения. -М.: Просвещение, 1988. –с.256
  4. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: учебник для студентов высших учебных заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.