Значении игры в развитии и обучении ребенка
Беккер Светлана Константиновна
педагог-психолог мини-центра при КГУ «Корнеевская гимназия»
Северо Казахстанская Область,Есильский район,село Корнеевка
Дети разных возрастных групп по разному ведут себя в играх.Младшие и часть средних дошкольников заботятся о своем собственном успехе.Другая часть и старшие дошкольники действуют так,чтобы обеспечить успех своей команде.Для успешного развития дошкольников
является их самооценка,для них харатерна любовь и бескорыстная забота старших.Ее наличие обуславливает склонность дошкольников завышать представление о своих возможностях ,отмечаемую многими учеными.
На протяжении дошкольного детства происходят изменения в мотивах поведения детей,состоящие только в том,что меняются их содержание и появляются новые виды мотивов.
Между разными видами мотивов начинает складваться соподчинение –это является в развитии личности ребенка,поскольку придает определенную направленность всему поведению.
В совместной деятельности со сверстниками и образование детского коллектива приводят не только к тому,что одним из важнейших мотивов поведения становится завоевание положительной оценки сверстников ,возникновению соревновательных мотивов.Дошкольники постоянно сравнивают свои успехи ,любят прихвастнуть,остро переживают неудачи.
Общение детей в периуд дошкольного возраста показывает их причастность к социальным ролям мужчин и женщин.В играх и практике реального общения дети осваивают не только социальные роли ,но и способы общения мужчин и женщин ,мальчиков и девочек.
Дети очень разные в поведении друг с другом .Четырехлетний может играть с другими детьми в коллективные и фантазийные игры.Он способен усвоить правило очередности –с любимой игрушкой или в игре ,где нужно делать ходы.
Дети могут проявлять заботу о младших или о животных и сочувствие к обиженным.Увсех детей разные личности ,а их опыт определяет восприятие мира и людей,этот опыт подсказывает ребенку ,что ждать от жизни и каково будет поведение других детей и взрослых.Именно взрослые дожны проявлять настойчивость если ребенку трудно,обеспечиь определенную продолжительность обучения и выбирать гибкую позицию,либо помогая ,подсказывая малышу или побуждая самому найти ответ.
При переживании сильных эмоциях и нехватке времени детское недовольство,подавленность,гнев и другие чувства могут возбуждаться по поводу событий,которые кажутся взрослым пустяками.
Бывает,что взрослый уверен,что эмоциональный всплеск быстро пройдет и не станет долгосрочной проблемой.Однако есть дети,у которых эмоциональные порывы очень часты.Таким надо помогать изливать чувства и необязательно избранным ими методом.Одно из рациональных средств-побудить ребенка к игре,дающий выход эмоциям.Неразумно подавлять эмоции полностью-лучше спросить у него,из-за чего он переживает простыми вопросами: «А на что ты сердишься?», «Ты чувствуешь себя несчастным?»Ребенку нужна поддержка ,чтобы он почувствовал возможность сказать , на что он сердится на товарища или выразить тому свой гнев.
Дети часто выражают свои заботы через фантазийную игру.Для этого годятся куклы,мишки,игрушки и др.Часто внимательно слушающий или учавствующий в игре взрослый при посредстве кукол выясняет озабоченность малыша домашними неладами,страхом перед другими детьми или мыслями о чем-то особенном.Это помогат разобраться в детских чувствах
и найти способ помочь.Нехватку опыта игры,проблемы слабой концентрации и недовольство и недовольство взрослых ребенком с ограниченным интересом к игре можно преодолеть с помощью наблюдения.Важно выяснитькак ребенок играет,каковы его даже самые ограниченные интересы.Если взрослый готов учитывать способности и интересы детей,можно,например,игры продлить на воздухе.Машины можно не только катать со звуком «р-р-р»,использовать можно на других занятиях:конструирования,рисования,фантазийных игр.Обучение через игру предполагает
–это реальный путь к обучению.Однако некоторые родители сомневаются ,что дети приобретают определенные навыки в играх.Причина кроется ,возможно,в том,что,воспитатели не разъясняют родителям,что хотят,достичь по отношению к тому или иному ребенку.
Большинство детей в своей жизни общаются преимущественно с несколькими взрослыми.Одни –родственники,другие-друзья семьи.Разными путями взрослые,чья жизнь соприкасается с жизнью этих детей,сталкиваются в необходимостью в совместных действиях.Взрослые должны быть готовы проявить упорство при разрешении проблем с поведением малышей.Существует много проблем в общении между дошкольниками,это приводит к определенным трудностям.Вызвать эти трудности может эмоциональная жизнь ребенка.Сюда входят чувства малыша,то как он относится к окружению,реакции на события его жизни,а так же поведение взрослых и других детей.Влияние эмоциональных факторов весьма различно,и делать общие выводы о хорошем и плохом опыте рискованно,поскольку дети по-разному реагируют в,казалось бы ,одинаковых ситуациях. Внутри игровой деятелности начинает складываться и учебная деятельность,которая позднее станет ведущей.Дошкольник начинает учиться –играя,-он к учению относится как к ролевой игре с определенными правилами,выполняя которые ,ребенок незаметно для себя ,овладевает и учебными действиями.