Урок физики в 7 классе «Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр»

Кениг Светлана Анатольевна

учитель математики и физики КГУ «Ставропольская средняя школа»

Казахстан, СКО, район имени Габита Мусрепова, с. Ставрополка

 

Цель: усвоение учебного материала 63% учащихся по средством самостоятельной поисково-творческой работы. Выработка устойчивой положительной мотивации и рефлексии у детей на результаты своего труда. Повышение скорости, качества и объема техники чтения. Развитие скорости мышления, памяти, внимания. Выработка интереса и мотивации к качественному усвоению предмета, как критерию успешного человека.

Задача: выполнение технологического регламента.

Планируемый результат: достижение цели.

Ход урока.

  1. Орг. момент: мотивация учащихся
  • класс-команда и успешность в жизни
  • объяснить порядок работы по карте УУ2
  • слово лидеру класса

1 этапа урока

  1. Перекрёстный опрос – опрос по домашнему заданию “Водопровод”
  2. Назовите компоненты, входящие в состав водопровода. (водосборник, насосы, отстойники, фильтр, водонапорная башня, резервуар чистой воды на башне)
  3. Расскажите, как снабжали водой потребителей в Древнем Египте? (В Древнем Египте подземная вода из глубоких колодцев поднималась водоподъемниками и по керамическим и деревянным трубам подавалась потребителям)
  4. Где ещё использовался водопровод с деревянными трубами в конце XVII века? (В конце XVII века водопровод с деревянными трубами использовался в Западной Европе в Париже)
  5. Когда появился первый водопровод в Алмааты и из чего он был сооружен? (Первый водопровод в Алмааты появился в октябре 1902 года и был построен он из дерева)
  6. Какое новшество внесли в строительство водопровода в 1935 году? (В 1935 году  в строительстве водопровода использовались железобетонные и керамические трубы)
  7. Что было обнаружено в X-XII веках в результате археологических раскопок? (Археологические факты доказывают существование в Казахстане водопровода из обожженной керамики)
  8. Объясните принцип работы водопровода. (На вершине высокой башни устанавливается большой сосуд для накопления воды. От него протягиваются трубы к домам, к потребителям. Концы труб в домах и квартирах закрываются кранами. Давление в кране равно давлению столба воды высотой, равной разности высот крана и свободной поверхности воды в баке. Это давление бывает значительным, поскольку водонапорная башня устанавливается на самом высоком месте города или села)
  9. На каких свойствах основан принцип работы водонапорной башни? (Принцип работы водонапорной башни основан на свойствах сообщающихся сосудов.)
  10. Что не по силам водопроводу? (Водопровод не может подать воду на высоту, превышающую высоту свободной поверхности воды в сосуде водонапорной башни)
  11. Какой путь преодолевает вода прежде чем попасть в сосуд, установленный на водонапорной башне? (Вода проходит следующий путь, прежде чем попасть в сосуд -водосборник, насос, отстойник и фильтр)

По результатам перекрестного опроса выставляется первая отметка по качеству  ≥  или ≤  63%  для 1 этапа урока.

2 этап урока.

Организация восприятия:

Первая критическая точка: Мой план изложения новой темы урока:

  1. Раскрыть понятие атмосферное давление.
  2. Привести примеры по обнаружению атмосферного давления.
  3. Итальянский ученый Эванджелиста Торричелли и его опытная установка.
  4. Выводы Торричелли.
  5. Единицы измерения атмосферного давления.
  6. Атмосфера давит, а мы все целые. Почему?
  7. Прибор для измерения атмосферного давления.
  8. Строение барометра.
  9. Принцип работы барометра.
  10. Чтение текста учащимися (общее время -10 мин. По истечению 5 мин. ученики поднимают руку и называют опорное слово по теме урока. Если названное слово совпало с учительским, то в МПМ в ячейку ученика ставится +. После совпадения продолжает читать и больше не поднимает руку. Если нет совпадений, то ученик дальше продолжает читать и называть слова пока не заработает + или пока не закончится общее время)

21 опорное слово:

  1. атмосфера
  2. давление
  3. слои
  4. Торричелли
  5. трубка
  6. стеклянная
  7. 1 метр
  8. ртуть
  9. 76 мм.
  10. изменения
  11. погода
  12. мм.рт.ст.
  13. барометр
  14. анероид
  15. гофрированная
  16. коробочка
  17. пружины
  18. механизм
  19. рычаги
  20. указатель
  21. шкала.

По результатам проведения самостоятельного чтения выставляется норма  ≤  или  ≥ 63% для 2 этапа.

3 этап:

Организация осмысления: На доске остаются 7 слов для запоминания. Общее время на запоминание 30 сек. По истечению времени слова закрываются и учащимся дается общее время (30 сек) на воспроизведение этих слов в тетради. После истечения времени идет обмен тетрадями среди учеников и взаимопроверка. Кто написал 7 слов получают + в МПМ. Результат выборочно проверяется. За фальсификацию ответов получают оба ученика – в МПМ.

  1. атмосфера
  2. давление
  3. Торричелли
  4. трубка
  5. слои
  6. ртуть
  7. погода

По результатам проведения работы выставляется норма  ≤  или  ≥ 63% для 3 этапа.

4 этап:

Первичная проверка понимания – перекрестный опрос. Этап проводится по МПМ. За каждый правильный ответ ученик получает + в МПМ в свою ячейку, за не верный ответ –

  1. Почему давление воздуха на землю называется атмосферным? (Атмосфера состоит из нескольких слоев. Притягиваясь к земле её верхние слои оказывают давление на нижние. В самом нижнем слое давление самое большое)
  2. Какому закону подчиняется атмосферное давление? (Атмосферное давление подчиняется закону Паскаля)
  3. Объясните почему резиновая пленка при выдвижении поршня затягивается во внутрь воронки? (После того, как откачали воздух из воронки, давление в ней уменьшилось и под воздействием внешнего атмосферного давления пленка вогнулась внутрь)
  4. Объясните, за счет чего вода поднимается по сосуду вверх при поднятии поршня в этом сосуде? (Происходит это потому что атмосфера давит на поверхность воды. По закону Паскаля вода передает это давление снизу вверх. Так атмосферное давление поднимает воду вслед за поршнем)
  5. Назовите имя и фамилию ученого, который изучал атмосферное давление в XVII веке? (Эванджелиста Торричелли)
  6. В чем заключается опыт поставленный Торричелли? (Стеклянную трубку длиной 1 метр, запаянную с одного конца, наполняют ртутью. Затем, плотно закрыв другой конец трубки, переворачивают её, опустив открытый конец в чашку со ртутью. Из трубки при этом выливается лишь небольшая часть ртути. В трубке же остается столб ртути высотой 760 мм, что принято за нормальное атмосферное давление)
  7. Какая гениальная мысль пришла в голову ученого? (Столб ртути удерживается атмосферным давлением. Изменение атмосферного давления зависит от изменения погоды)
  8. Объясните, почему атмосфера не раздавила ни одного человека на земле? (Сила, с которой давит на нас атмосфера распределена по всей площади поверхности нашего тела и атмосферное давление уравновешивается внутренним давлением нашего организма)
  9. Назовите числовое значение нормального атмосферного давления. (760 мм.рт.ст или 105 Па)
  10. Какой силе тяжести соответствует нормальное атмосферное давление? (Силе тяжести тела массой 10 тонн)
  11. Как называется прибор, измеряющий атмосферное давление? (Прибор измеряющий атмосферное давление это барометр -анероид)
  12. Что означает перевод с греческого языка словосочетания “барометр – анероид”? (Перевод означает “безжидкостный”)
  13. Перечислите обязательные компоненты входящие в устройство барометра. (В устройство барометра входит металлическая гофрированная коробочка, пружины, механизм рычагов, указатель и шкала)
  14. С какими явлениями связано атмосферное давление? (Атмосферное давление связанно с атмосферными явлениями)
  15. Почему в наше время не используется барометр Торричелли? (Переносить и использовать барометр Торричелли тяжело, неудобно и очень опасно, так как пары ртути ядовиты)

По истечению проведения данного этапа урока можно бросить “Спасательный круг” тем ученикам у кого два минуса в МПМ. Задаются вопросы, если ученик отвечает, то минус исправляется на + в МПМ.

Вторая критическая точка: Раскрыть проблемные зоны, образовавшиеся при изучении новой темы.

По результатам проведения работы выставляется норма  ≤  или  ≥ 63% для 4 этапа.

5 этап: Организация первичного закрепления. Взаимотестирование. Учащимся дается 2 минуты на составление одного тестового задания с тремя вариантами ответов. Затем происходит взаимотестирование. Ученик вызывает на тестовую дуэль другого ученика с помощью МПМ (произносит не имя ученика, а кодированную ячейку). Задается вопрос, при верном ответе отвечающий получает +, а задающий – в МПМ. Если ситуация наоборот, то задающий +, а отвечающий – в МПМ.

Третья критическая точка: раскрытие проблемных зон по результатам тестирования (1-2 мин).

Разрешается “Спасательный круг” тем учащимся, у которых два минуса. Задается три вопроса каждый из них имеет право поднять руку ответить и исправить – на + в МПМ.

По результатам проведения взаимотестирования выставляется норма  ≤  или  ≥ 63% для 5 этапа.

6 этап: Анализ. Проводится ТСЗ по изучаемой теме. Слова пишутся разборчиво не сокращая. Разрешается писать в форме сочинения. Предлоги и союзы не считаются словами. Норма для 7 класса 63 слова за 5 мин. Кто справился с нормой получает + в МПМ, кто не справился – в МПМ.

По результатам проведения ТСЗ выставляется норма  ≤  или  ≥ 63% для 6 этапа.

Четвертая критическая точка: По результатам урока определяются проблемные зоны в теме, которые учитель еще раз проговаривает и раскрывает в течение 1-2 мин. Учитель кратко анализирует урок по выполнению нормы на каждом этапе, а затем по общему количеству оценок 4 и 5 в соответствии с нормой. Учитель указывает учащимся на их проблемы на каждом этапе урока и мотивирует их на работу по устранению имеющихся проблем.

Подводится итог урока: Норматив выставления оценок в журнал:

+ 6 и 5 оценка 5 на уроке получили 5 учеников из 8 присутствующих

+ 4 оценка 4 на уроке получили 1 учеников

+ 3 оценка 3 на уроке получили 2 учеников

+ 2 оценка 2 на уроке никто не получил

Урок успешен если оценку 5 получит 63 %  учеников класса.

Наш урок прошел успешно, % качества на уроке равен 63%.

Домашнее задание: § 39 читать, упр. 21 (

2 задание) письменно.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.