Новые подходы в обучении  младших школьников

Абильмажинова Гульжан Тачмурадовна

Учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа №4» Северо-Казахстанская область г. Петропавловск

Технология обучения сегодня достигла такого уровня, что любое знание может быть дано ребенку, независимо от его возраста. Поэтому сейчас работников дошкольных учреждений и начальной школы волнует не столько проблема целей и содержания обучения, сколько методов и средств(как научить). Если рассматривать новый подход обучения по новой общеобразовательной Казахстанской  программе можно увидеть и плюсы, и минусы ее. Дети пришедшие из детских дошкольных учреждений  в основном не подготовлены к школе по ряду причин. Это и породило противоречие между ведущими линиями воспитания и обучения детей указанных возрастов, определяющих успешность всего гармонического развития ребенка и фактической ориентацией на искусственную акселерацию, форсированное обучение, торопливое проскакивание отдельных стадий детского развития.

Вся работа с детьми должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Сколько сил и времени требуется учителю, чтобы научить ребенка раскладывать целесообразно на парте все необходимое для урока. Ориентироваться в рабочих тетрадях, в учебниках, замечать происходящие изменения, наблюдать и сравнивать. Особое следует отметить отсутствие у детей тех качеств, которые относятся к области физического воспитания, усидчивость, умение напрягаться без ущерба для здоровья, которые тесно связаны с самовоспитанием. Элементарно корректировать свое эмоциональное состояние. И все это должно быть и может сформировано в дошкольном детстве. Почему я об этом говорю, потому что сегодня требует казахстанская система образования: доступность для каждого качественного дошкольного воспитания и школьного образования.

Школьное образование нашего государства имеет место на этапе нового старта. Всемирный экономический форум обозначил шестнадцать видов знаний и умений успешного человека. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, финансовая и гражданская грамотность и другие.

Главная цель учителя младших школьников , это развитие способности учащихся к самостоятельному поиску, развитие навыков решение жизненных задач в процессе всего обучения, создание учебной среды, внедрение инноваций и ИКТ. Создание атмосферы доверия, вдохновленного творчества, условий для самоисследования. Вот это все должен педагог начать развивать и применять в младшем школьном возрасте. Так как первый «пласт» знаний, умений, направляет на дальнейшее развитие учащегося. Школа в условиях обновления отличается тем, что учебные достижения имеют продуктивный характер, а учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся.

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках, позволяет быть более интересными, познавательными, повышают внимание, мотивацию учащихся к учению.

Часто мы используем метод проекта, где учащиеся учатся самостоятельно добывать  информацию, конструировать свои знания и умения. Методпроекта всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой –интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творческих областей.

На каждом уроке педагоги используют «здоровьесберегающие» технологии. Эта система, создающая условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. Психологическая безопасность субъектов образовательного процесса-это условие полной защиты младшего школьника от возможных ситуаций. Технология критического мышления через чтение и письмо, направлена на развитие ученика, который выражает открытость новым идеям, собственным мнением и рефлексией суждений.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности-письму и чтению, слушанию и говорению. Одним из главных путей формирования функциональной грамотной личности является введение через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей. Научить читать детей, конечно же  трудно. Но и не легко полюбить чтение и создать свои личные творческие произведения, которые формируют умения обосновывать свои суждения, давать ответ на проблемный вопрос. На уроках стараемся создать атмосферу положительную, интересную, эмоциональную и главное успешную.

Дети с большой охотой работают в пара, группах, предлагают свое слово, делают выводы.

Игровые технологии на протяжении долгого времени применяют учителя на уроках для повышения интереса к предмету, для развития памяти, внимания, умение высказываться, учиться красивой речи, брать из жизни хорошие поступки, манеру нравственного поведения. На уроках где проходит игра успешно решаются учебные задачи.

Блочно-модульное обучение-это, прежде всего личностно-ориентированная технология. Она основана на определении заданий для самостоятельного вида деятельности каждого ученика и группы с учетом дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебно-познавательных способностей.

Буквально недавно мы познакомились с авторской технологией БИС. Увидели много полезного, интересного. Использование приемов этой технологии  на уроках мы увидели хороший результат знаний учащихся. Детям нравился быстрый счет, умение учить  друг друга, при этом самому учиться.

Инновационные процессы реализуются  в сегодняшних школах, по велению тех обстоятельств, которые требует  наша   жизнь. Школа как система состоит из таких компонентов (взаимосвязанных, взаимовлияющих друг на друга, как цель-содержание-технология — результат. При этом системообразующим компонентом является цель образования, предвосхищенная в результате и с ним соотнесенная и соотносимая.

В мерах по обновлению содержания отечественного среднего образования центральное внимание уделяется навыкам, имеющим широкий спектр применения в современной жизни,-творческое применение знаний; критическое мышление; выполнение исследовательских работ; Использование ИКТ; применение способов коммуникативного общения, включая языковые навыки; умение работать в группе и индивидуально. Базируясь на общечеловеческих и этнокультурных ценностях, эти навыки позволяют учащемуся решать проблемы как учебного, так и жизненного характера.

Школа в условиях обновления отличается тем, что учебные достижения имеют продуктивный характер, а учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. В этих условиях ученик – субъект познания, а учитель выступает организатором познавательной деятельности учащихся.

Необходимо стремиться к тому, чтобы каждого школьника, вне зависимости от возраста и успешности, воспринимали как личность. Именно в этом заключается педагогический аспект обновления содержания образования, когда цели обучения становятся общими для ученика и учителя.

Для достижения этого каждый учитель начинает с себя, что отражает социальный аспект процесса обновления. Учителю необходимо преодолеть инертность педагогического мышления и вместе с учеником учиться самому.

Принципиально важным является создание дружелюбной среды, благоприятной для развития обучающегося.

В рамках обновления содержания образования в начальной школе предполагается:

– смещение акцентов с обучения, направленного на передачу фактологического материала энциклопедического характера, на обучение способам получения информации;

– социализация личности, способной к сотрудничеству и самостоятельности;

– формирование умения самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию;

– отход от традиционной организации учебного процесса, когда, прежде всего, определялось содержание образования, отражаемое в учебных программах, и акцентирование на ожидаемых результатах, определяемых по образовательным областям и отражающих деятельностный аспект, т.е. учащиеся «знают», «понимают», «применяют», «анализируют», «синтезируют», «оценивают».

Содержательным отличием обновленных учебных программ является:

– принцип спиральности при проектировании содержания предмета, то есть постепенного наращивания знаний и умений как по вертикали, так и горизонтали (усложнение навыков по темам и по классам);

– иерархия целей обучения по таксономии Блума, основанная на закономерностях познания и классифицируемая по наиболее важным видам предметных операций;

– педагогическое целеполагание по уровням образования и на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи;

– наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей;

– соответствие содержания разделов и предложенных тем запросам времени, акцент на формирование социальных навыков;

– технологизация учебного процесса в форме долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов.

Обновление содержания образования требует от учителя такой организации деятельности в классе, которая обеспечивала бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося через внедрение деятельностных технологий, реализацию принципа гуманного подхода к детям.

Современному учителю необходимо иметь разнообразный арсенал стратегий обучения для использования всех возможностей при комбинировании различных педагогических подходов. Образовательные стратегии включают работу со всем классом, в группах, самостоятельную работу, обратную связь обучающихся. Учителю необходимо совершенствовать профессиональные способности к сотрудничеству с коллегами по начальным классам, по преподаваемому предмету, в рамках сетевых профессиональных сообществ, в процессах коучинга и менторинга.

В отличие от действующих учебных программ в программы обновленного содержания образования включен раздел «Педагогические подходы к организации учебного процесса», в котором учителю предлагаются рекомендации по использованию различных методов, технологий и стратегий для успешного достижения целей обучения.

Например:

1) стратегии: самоуправляемая, экспериментальная, критическая, коммуникативная, контекстная;

2) технологии: работа в малых группах (команде), кейс-стадии (анализ конкретных ситуаций), ролевые и деловые игры, модульное обучение.

3) методы: проблемное обучение, индивидуальное обучение, междисциплинарное обучение, обучение на основе опыта, проектный метод.

Учитель должен стремиться к преодолению стереотипов в преподавании и решении педагогических задач, к совершенствованию своих личностных и профессиональных качеств. Для этого рекомендуется использовать профессиональные сетевые сообщества учителей путем активного общения и обмена опытом с коллегами, обсуждения и сотрудничества в онлайн и оффлайн режимах, решения общих проблем и внедрения инноваций.

Новая для казахстанских общеобразовательных школ система критериального оценивания будет направлена на развитие обучающегося, повышение его интереса и мотивации к обучению. Она позволит обеспечить качества процедур оценивания, их соответствие международным стандартам и потребностям обучения каждого обучающегося. Этого можно достичь, если установить ясные и измеримые критерии оценивания, понятные для каждого ученика и для его родителей.

Чтобы человек стал человеком, он должен выйти из пространства предметов и абстракций в пространство деятельностей; смысл обучения- в овладении не только знаниями, а способами деятельности, способами оперирования с ними.

Педагогика всегда и повсеместно предполагает формирование устойчивых потребностей как единственного  и универсального    стимула человеческой жизнедеятельности, актуализируемых как переживание индивида (интеллектуальные, эмоциональные, духовные, волевые), непосредственно влияющие на все действия.

В нашем современном мире Учитель становится центральным, именно от него, от школы, от воспитательно — образовательной политики зависит не только судьба цивилизации, но и сохранение человека на планете, так как человечество подошло к черте, за которой нужна новая нравственность, новые знания, действия, новая система ценностей.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.